В.М. Демин
Президент Союза директоров
средних специальных учебных заведений России,
директор Красногорского государственного колледжа,
д.п.н., к.э.н., профессор
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
В.М. Демин
Президент Союза директоров
средних специальных учебных заведений России,
директор Красногорского государственного колледжа,
д.п.н., к.э.н., профессор
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Точки роста
модернизации экономики
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
а. низкий уровень профессиональной подготовки;
б. недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины.
Требуются коренные изменений в системе квалификаций и профессиональном образовании.
В стране отсутствуют:
- современная национальная система квалификаций. В России согласно действующему «Единому тарифно-квалификационному справочнику насчитывается более 7 тысяч рабочих профессий, а в странах ОЭСР сборники рабочих профессий насчитывают от 600 до 800 профессий.
-механизм формирования современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности.
- практика составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций
- нарушен баланс по объему и качеству высшего среднего и начального профессионального образования.
Необходимо перейти от массового высшего образования к получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики.
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
* По данным Доклада ООН 2010г.
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Для работника:
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Для работодателей:
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Рост производительности труда - 2,5 раза.
Рост реальных доходов населения – 2,5 раза, рост заработной платы - 3,3 раза, увеличение численности среднего класса к 2020 году - до более половины населения страны.
Повышение качества профессиональных кадров для инновационной экономики. Охват необходимым для инновационной экономики высшим и средним профессиональным образованием составит 60 – 70% населения.
Повышение среднего размера трудовых пенсий по старости до величины, обеспечивающей не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера. Повышение индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой̆ пенсией по старости не менее чем до 40%.
Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной̆ способности увеличится с $13,9 тыс. в 2007 году (42% от среднего уровня государств – членов ОЭСР) до более чем $30 тыс. в 2020 году (70%)
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Производительность труда.
Занятость и доходы.
Качество рабочей силы – уровень профессиональной подготовки, социальная база и дисциплина труда.
Социальное и пенсионное страхование.
Трудовое законодательство и институциональное устройство в сфере труда.
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Российские политики и экономисты оценивают развитие страны по темпам роста ВВП, игнорируя тот факт, что в основе долгосрочного экономического роста лежит производительность труда. Низкая производительность труда становится основным сдерживающим фактором и риском российской экономики.
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Источник: How to Compete and Grow: a Sector Guide to Policy. McKinsey Global Institute (2010), стр.20
услуги
товары
низкий доход
высокий доход
Структура добавленной стоимости
2005 год, %, млрд. $
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
Структура численности занятых в экономике по видам экономической деятельности
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
2. Высокая, но неэффективная занятость.
В России сохранение высокой занятости ведет к консервации архаичной структуры рынка труда и экономики в целом. Таким образом искусственно поддерживается низкая производительность труда, не создаются стимулы к организации новой занятости и переходу работников в новые сферы экономики.
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
2. Доходы и заработная плата.
Существование значительного числа «рабочих мест» с низкой оплатой труда приводит к существованию нетрадиционной группы бедности – «работающие бедные»
Снижение уровня доходов и заработной платы ради сохранения высокой занятости отбрасывает экономику и социальную сферу на несколько лет назад, лишает экономику социальной базы для устойчивого функционирования и развития
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
3. Качество рабочей силы
а. низкий уровень профессиональной подготовки;
в. недостаточно устойчивое материальное положение, преобладание
бедных слоев в социальной структуре занятых;
с. недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины.
а. низкий уровень профессиональной подготовки
Уровень профессионализма работников требует коренных изменений в системе квалификаций и профессиональном образовании.
В стране отсутствует современная национальная система квалификаций. В России согласно действующему «Единому тарифно-квалификационному справочнику насчитывается более 7 тысяч рабочих профессий, а в странах ОЭСР сборники рабочих профессий насчитывают от 600 до 800 профессий. Например, профессии «miner» (шахтер), в России соответствует 6 профессий (горнорабочий очистного забоя, забойщик, крепильщик и др.).
В России отсутствует механизм формирования и актуализации современных стандартных требований к профессиям и стандартных технологий подготовки по каждой специальности. Профессиональные учебные заведения часто используют устаревшие методические материалы, списанную технику для обучения и т.д.
Для опережающего обучения необходима практика составления среднесрочных и долгосрочных прогнозов в разрезе секторов занятости, профессий и квалификаций
В системе подготовки и квалификации существенно нарушен баланс по объему и качеству высшего среднего и начального профессионального образования. Необходимо перейти от массового высшего образования к получению высокой квалификации в сфере начального, среднего и высшего образования в пропорциях, необходимых для инновационной экономики.
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
В последнее десятилетие улучшение качества жизни не привело к изменению социальной структуры общества. Вместе с тем, бедность среди работающих является сдерживающим фактором развития экономики и общества.
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
3. Качество рабочей силы
в) недостаточно устойчивое материальное положение большинства работников
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Создание
благоприятной
предпринимательской
среды, стимулирование потребительского спроса для новых предприятий
и рабочих мест инновационной экономики, инфраструктуры, рынка социальных услуг
Целевые программы поддержки самозанятости, малого предпринимательства
Программы обучения и переобучения для перспективных секторов инновационной экономики, инфраструктурных секторов экономики, рынка социальных услуг, обеспечения доступа к этим программам всех слоев общества
Финансовые инструменты социальной мобильности (доступное ипотечное кредитование, страхование, потребительское кредитование)
Создание «социальных лифтов» во всех секторах социальной структуры общества, перемещения из «слабых» социальных групп - в социально благополучные, из маргинальных - в социально стабильные – основное условие создания благоприятной среды для инновационной экономики, роста социальной стабильности в обществе
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
II. Ключевые элементы управления человеческим капиталом.
Занятость на пике экономического роста (2010 г.)
самооценка по выборочным обследованиям
населения – нет связи с видами экономической деятельности и ВВП
выборочные обследования предприятий (25%) - есть связь с видами экономической деятельности и ВВП
регулярный статистический учет
на предприятиях – есть связь с
к видами экономической
деятельности и ВВП
Крупные и средние
предприятия
40 млн. чел.
(57%)
Малые предприятия
10 млн. чел. (15%)
Прочие
20 млн. чел.
(28%)
Неформальная занятость
12 млн. чел. (20%)
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Реструктуризация бюджетной сферы – важнейший фактор роста производительности
33
Источник:Расчеты экспертов ЦСР
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Неблагоприятные структурные сдвиги в занятости до кризиса
32
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
34
Необходимость синхронизации создания и ликвидации
рабочих мест
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Источник: Отчет о состоянии экономики России №15. Всемирный банк. 2007. стр.20
До кризиса создание и ликвидация рабочих мест в России не были синхронизированы
35
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
от политики искусственного сдерживания высвобождения работников
к политике стимулирования роста производительности труда, созданию новых рабочих мест в инновационном секторе, инфраструктурных секторах, секторе услуг и т.д.
от дешевых и неквалифицированных
рабочих мест
к рабочим местам с достойной заработной платой и высокой квалификацией труда
от жесткого трудового законодательства и слабой дисциплины экономических субъектов
к гибкому законодательству и высокой дисциплине участников рынка
в пенсионной сфере
от инструмента борьбы с бедностью
к системе страхования и накоплений
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Повышение качества профессиональных кадров для инновационной экономики.
Рост реальных располагаемых доходов населения – 2,5 раза, рост заработной платы - 3,3 раза, увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения страны.
Исключение бедности среди работающего населения.
Современная национальная система квалификаций.
Актуальный прогноз структуры экономики и занятости в разрезе профессий и квалификаций.
Институт разработки и внедрения современных профессиональных стандартов для инновационной экономики.
Программа стимулирования молодежи и взрослого населения к получению перспективных профессий и занятости в инновационных отраслях экономики.
Высокое качество образования на всех его уровнях, доступность качественного образования всем слоям общества.
Переход к экономике с высокими стандартами рабочего места, уровня производительности, квалификации и оплаты.
Исключение явления бедности среди работающих за счет роста производительности труда, технического оснащения рабочих мест, повышения уровня квалификации персонала.
IV. Основные выводы и предложения
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
система среднего профессионального
образования – 2 866 учреждений
система начального профессионального образования - 2 658 образовательных учреждений
более 7 млн. чел.
Более 3 млн. чел.
Более1,5 млн. чел.
0, 154 млн. чел.
система дополнительного профессионального образования – 1547 учреждений ВПО и ДПО
система начального профессионального образования - 2 658 образовательных учреждений Более
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Социальное партнерство.
Корректировка целей, задач, содержания, технологий, независимая оценка качества ПО – ориентация на рынок труда.
Оптимизации ресурсов обучения
Современный менеджмент учебного заведения
основа изменений:
Возрастает роль учебных заведений НПО и СПО
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Структура подготовки в расчете на
10 000 чел. населения
НПО : СПО : ВПО
107 : 175 : 480
Задача - «борьба» не с высшим образованием, а за качественное профессиональное образование
Оптимизация профессионально –квалификационной структуры подготовки
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Проблема
Решение
изменение механизмов формирования и распределения государственного задания на подготовку кадров с ориентацией на подготовку кадров по инженерным специальностям
(Федеральный закон №83-ФЗ)
дисбаланс структуры приема и выпуска по отношению к структуре спроса на рынке труда пока не преодолен, процедура формирования контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Утверждено более 900 стандартов:
295 стандартов начального профессионального образования,
234 стандарта среднего профессионального образования,
425 стандартов высшего профессионального образования
Компетентностный подход
Участие ведущих работодателей в разработке и обновлении стандартов (разработка профессиональных стандартов)
Обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории
Одобрено 70 профессиональных стандартов:
около 100 проф.стандартов – в разработке
Особенности модернизации современного профессионального образования
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
«Металлургия, машиностроение и материалообработка» -
10 программ
«Информатика и вычислительная техника» -
9 программ
«Экономика и управление» -
8 программ
«Образование и педагогика» -
6 программ
«Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» - 5 программ
Особенности модернизации современного профессионального образования
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Экспертная оценка:
в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет,
80% работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад
Рост требований к качеству трудовых ресурсов, обусловленный обострением международной конкуренции, стремительными темпами развития технологий
Необходимость непрерывного обновления знаний, умений и навыков
1
2
Особенности модернизации современного профессионального образования
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Создание гибкой и диверсифицированной инфраструктуры непрерывного образования (образовательные учреждения профессионального образования различных уровней, учебные центры профессиональных квалификаций, центры обучения организаций, региональные институты развития образования, научные и исследовательские организации).
Внедрение принципов многоканальности финансирования образовательных программ (финансовые сертификаты, чеки, ваучеры).
Внедрение новых технологий, форм и методов обучения.
Улучшение кадровой ситуации.
МЕРОПРИЯТИЯ
Особенности модернизации современного профессионального образования
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Формирование системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников
Формирование моделей аккредитации образовательных программ и экспертизы результатов профессионального образования
Особенности модернизации современного профессионального образования
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
МЕРОПРИЯТИЯ
НПО и СПО
ВПО
Регионализация и диверсификация системы НПО и СПО
Оптимизация сети образовательных учреждений федерального подчинения (отраслевые кластеры, многопрофильные территориальные колледжи)
Развитие сети ведущих вузов:
Национальные университеты (МГУ и СПбГУ)
Федеральные университеты (8 вузов)
Национальные исследовательские университеты (29 вузов)
Государственная поддержка разработки и реализации комплексных региональных программ развития профессионального образования
Особенности модернизации современного профессионального образования
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Особенности модернизации современного профессионального образования
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Направления
повышения роли систем НПО и СПО
в условиях модернизации экономики:
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Обучение на производстве
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Изменение в % компаний, занимающихся обучением высококвалифицированных производственных рабочих
Изменение в % компаний, занимающихся обучением неквалифицированных производственных рабочих
высококвалифицированные производственные рабочие
неквалифицированные производственные рабочие
Источник: Unleashing Prosperity. World Bank (2008), p.145
Изменение в log совокупной производительности факторов производства (TFP)
Изменение в log совокупной производительности факторов производства (TFP)
38
Для неквалифицированных рабочих
позитивный эффект выражен сильнее
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Факт 2010г.
Прогноз с 2010г.
11 118,6
тыс. чел.
Итого прием на подготовку
2 885,7 тыс. чел.
Всего обучается
5,3%
6,9%
занятых в экономике
6,9% - 4 761,0 тыс.
10 872 тыс. чел.
5 049,2 тыс. чел.
Всего переподготовлено
10 872
тыс. чел.
5 049,2
5,3% - 288,2 тыс. безработных
6,9% - 4 761,0 тыс. занятых в экономике
5 049,2 - тыс. чел. Всего переподготовлено
2 885,7 тыс. чел. итого прием на подготовку
10 872 тыс. чел. всего обучается
6 887,0 тыс. занятых в экономике
545,0 тыс. безработных
1 522,0 тыс. служба занятости
281,6 тыс. международных мигрантов
1 907,0 тыс. внутренних мигрантов
тыс. чел.
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Разработка профессиональных стандартов
определение потребностей в кадрах
Работодатели
формирование гос. задания на подготовку
распределение гос. задания
Оценка качества подготовки кадров
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Ресурсный центр непрерывного
профессионально образования
Международный центр
«ЗЕНИТ-РЕСУРС»
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Центр
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
САПР и АСУ
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
2. Создание и предоставление в коллективное пользование инновационной учебно-материальной базы обучения по востребованным отраслью специальностям
3. Создание консультативно-методической, организационной, информационной и экспертной службы поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений на базе МОРЦ.
4. Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров образовательных учреждений, входящих в партнерскую сеть на базе МОРЦ.
5. Развитие социального партнерства и создание современной базы практического обучения в ведущих компаниях отрасли.
2
3
4
5
2011 г. - 34.580.000 руб
2012 г. - 44.241.000 руб.
2013 г. - 49.173.000 руб.
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в области наноиндустрии (МОРЦ)
28-29 сентября 2011 года, г. Красногорск
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть