Методический семинар Модерация как инновационная педагогическая технология презентация

Содержание

1. ЧТО ТАКОЕ МОДЕРАЦИЯ? Проведенный на сайте www.edu-refor-ma.ru опрос преподавателей из различных регионов России показал, что среди глав-ных проблем профессиональной школы они выделяют низкую мотивацию, как препода-вателей, так и студентов. Одной

Слайд 1
Методический семинар
«Модерация
как инновационная педагогическая технология»


ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011

Содержание образования – это король,
а технологии образования – это Бог
В.П. Тихомиров


Слайд 21. ЧТО ТАКОЕ МОДЕРАЦИЯ?
Проведенный на сайте www.edu-refor-ma.ru опрос преподавателей из различных

регионов России показал, что среди глав-ных проблем профессиональной школы они выделяют низкую мотивацию, как препода-вателей, так и студентов. Одной из ключе-вых причин существования этой негатив-ной ситуации является недостаточное ис-пользование в учебном процессе совре-менных эффективных образовательных тех-нологий.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 3

Moderare – в

переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Как образовательная технология моде-рация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совер-шенствуя данную технологию.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 4

В основу разработки

целей, прин-ципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психоло-гические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересо-ванное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на занятии каждого сту-дента, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 5 Сегодня модерация – это эффективная технология, которая

позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что исполь-зуемые приемы, методы и формы органи-зации познавательной деятельности нап-равлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектиро-вочных умений, развитие коммуникатив-ных способностей и навыков работы в команде.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 6Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения
Студент перестает быть

объектом обуче-ния, занимая активную позицию в образова-тельном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответ-ственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и дру-гие важные качества личности.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 7Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения
Преподаватель

становится консультантом, наставником, старшим партнером, что прин-ципиально меняет отношение к нему студен-тов – из «контролирующего органа» препо-даватель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде со сту-дентами. Растет доверие к преподавателю, растет его авторитет. Это требует психологи-ческой перестройки и специальной подготов-ки преподавателя по проектированию такого занятия, знания технологии модерации, ак-тивных методов обучения, психофизиологи-ческих особенностей студентов. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 8ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕРАЦИИ

эффективное управление группой

во время занятия, максимально полное вовлечение всех студентов в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной ак-тивности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом обеспечива-ется оптимальное использование времени, а также энергии и потенциала всех участни-ков образовательного процесса (препода-вателя, студентов).

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 9 Можно ли на занятии организовать активное участие всех студентов

в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы?

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 10
Да. Технология модерации направлена

именно на то, чтобы вовлечь всех сту-дентов в эти процессы. И не просто вов-лечь, а сделать их участие заинтересован-ным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результа-тов.
Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации груп-повой работы студентов. Такая работа мо-жет проводиться в парах, мини-командах или малых группах.


ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 112. ПРИНЦИПЫ И ФАЗЫ МОДЕРАЦИИ
Принципы модерации:

- структурированность (все содержание за-нятия рационально

делится на четко опре-деленные части);
- систематичность (отдельные части заня-тия взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание занятия);

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 122. ПРИНЦИПЫ И ФАЗЫ МОДЕРАЦИИ
Принципы модерации:

- комплексность (содержание каждой части занятия

и организуемые процессы наце-лены на обучение, воспитание, развитие и социализацию студентов);
- прозрачность (деятельность каждого сту-дента видна преподавателю, всем участ-никам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 13 ТИ (ф) СВФУ


Нерюнгри - 2011


Слайд 14 ФАЗЫ (ЭТАПЫ) МОДЕРАЦИИ:
- инициация (начало занятия, знакомство);
- вхождение или погружение в

тему (сообщение целей занятия);
- формирование ожиданий студентов (планирование эффектов занятия);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка занятия);
- эмоциональная разрядка (разминки).

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 153. ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ
Интеракция - основополагающий процесс. Без эффективного

взаимодействия всех учас-тников образовательного процесса нет моде-рации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обуче-нии, педагог на этапе планирования занятия должен предусмотреть и заложить в план ме-ханизмы эффективной интеракции, а в про-цессе занятия - качественно их реализовать.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 163. ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ
Для организации эффективного взаимо-действия студентов необходимо

сформиро-вать малые группы, в которых в даль-нейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы студенты бу-дут осуществлять различные интеракции: преподаватель – студент, студент – сту-дент, преподаватель – малая группа, препо-даватель – академическая группа, малая группа – малая группа, малая группа – акаде-мическая группа, студент – малая группа, студент – академическая группа.




ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 173. ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ
преподаватель – студент

студент – студент

преподаватель – малая

группа

малая группа – малая группа

малая группа – академическая группа

студент – малая группа

студент – академическая группа

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 18 При формировании групп важно пони-мать, что от этого

во многом будет зави-сеть эффективность взаимодействия сту-дентов и качество образовательного про-цесса.
Можно работать в одних группах на всех занятиях, можно формировать груп-пы для каждого занятия. При том и дру-гом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, групповой динамики, конкретных задач занятия и, в целом, образователь-ного процесса.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 19
Критерием эффективности взаимодей-ствия студентов является способность группы успешно

действовать для дости-жения поставленных целей.
Целью группы на занятии может быть обсуждение конкретного вопроса по изу-чаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, прове-дение исследования и др.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 20 Цель организации взаимодействия (интеракции) участников образова-тельного процесса надо ставить

при планировании занятия и непосред-ственно в процессе его осуществ-ления.  

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 21КОММУНИКАЦИЯ
Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между

всеми участниками образовательного процесса.
Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знани-ями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном обще-нии.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 22КОММУНИКАЦИЯ

Целью построения коммуникативного процесса должен стать

эффективный об-мен информацией между его участни-ками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников ин-формации, удобные каналы коммуни-кации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информа-ции всеми участниками процесса, проду-мать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при переда-че информации.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 23 На эффективность коммуникативного про-цесса оказывает серьезное влияние грамот-ная

организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между преподавателем и студентами.
Следует уходить от понимания коммуни-каций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирова-ния к взаимодействию, когда ключевое зна-чение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не толь-ко принял, но и понял сообщение. Использо-вание техники постановки вопросов, актив-ного слушания содействует построению эф-фективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 24 Разрабатывая план занятия важно пом-нить о значении модальностей (репрезен-тативных

систем) для качественного вос-приятия информации.
В зависимости от индивидуальных осо-бенностей восприятия информации, часть студентов предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает препода-вателя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения но-вых знаний требуется попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 25 Коммуникация – это еще и процесс как прямого,

так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невер-бальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше инфор-мации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются студентами и встраи-ваются в общую систему получаемой ин-формации. Именно поэтому опытные пре-подаватели советуют, входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все девяносто минут занятия.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 26

Говоря о невербальном общении, надо

сказать, что и преподаватель, внима-тельно наблюдая за студентами, может видеть и понимать о происходящем в голове обучающегося намного больше, чем о том будет сказано вслух. Эта допол-нительная информация позволяет более эффективно строить отношения со студен-тами, а понимание и проницательность ценятся студентами не меньше, чем взрослыми.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 27 ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Для эффективной реализации такого принципа модерации как

прозрачность, ко-торый позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного про-цесса, его промежуточные и итоговые ре-зультаты, необходимо спланировать и осу-ществить еще один ключевой процесс – визуализацию. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только студенты, но и многие люди плохо воспринимают ин-формацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вы-зывать демотивирование студентов.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 28 Визуализация каждого этапа образова-тельного процесса позволяет материали-зовать ход

обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обу-чающихся. Красочно оформленные презен-тации создают приподнятое настроение у обучающихся и преподавателя, празд-ничную атмосферу и позитивное мотиваци-онное поле в группе. Имея визуализирован-ный ход образовательного процесса препо-давателю очень легко подводить промежу-точные и итоговые результаты занятия, а студентам легко вспомнить и закрепить но-вый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 29 Проведение подготовленных командами пре-зентаций позволяет всем студентам еще раз

рассмотреть изучаемый материал, представ-ленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала занятия преподавателю очень хо-рошо видно, как студенты усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проя-вившиеся сложные моменты
темы.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 30МОТИВАЦИЯ
Поддержание тонуса, развитие уверен-ности в своих силах и

позитивного нас-троя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, рас-крытие и развитие способностей студен-тов, содействие их эффективному сотруд-ничеству – катализатором этих процессов является мотивация.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 31МОТИВАЦИЯ
Любого нормального человека не моти-вирует выполнение бессмысленной рабо-ты,

студенты не исключение, скорее, нао-борот. Постановка, в соответствии с техно-логией модерации, ясных и понятных це-лей занятия, выяснение ожиданий обучаю-щихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву занятия делает процесс обуче-ния понятным и желанным для студентов. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим дейст-вием. Знание перестает быть чем-то искус-ственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений стано-вится естественным процессом достиже-ния понятных и важных для студентов целей.


ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 32 Признание равноправной роли студента в образовательном процессе несет мощней-ший

мотивационный потенциал. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в своё же обучение и в обучения своих това-рищей придает привычным процессам сов-сем иной, мотивационный, характер.
Самостоятельность в выборе целей обу-чения, значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов и даже возросшая, в связи с этим, ответ-ственность студента обладают значитель-ным мотивирующим влиянием.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 33 Работа в команде – еще один мощный мотивирующий

фактор. Перед каждой ко-мандой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды за-висит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, моти-вирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректи-руются зачастую самими участниками ко-манды. В итоге - значительный рост мотива-ции студентов, концентрация на образова-тельных целях, раскрытие и развитие по-тенциала каждого участника команды.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 34РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и

ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, кор-ректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обяза-тельный атрибут современного образования.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 35РЕФЛЕКСИЯ
Технология модерации в отличие от тра-диционных методик обучения предоставляет

широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце занятия, возможно выделение вре-мени для нее и на других этапах образо-вательного процесса.
Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную ин-формацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 36 Завершение раздела занятия рефлексией, осмысление хода и результатов

всего занятия закрепляет усвоение нового мате-риала. Совместно с визуализацией достиг-нутых на занятии результатов это позво-ляет формировать устойчивые и отчет-ливые образы новых знаний. Такой эффект содействует облегчению усвоения матери-ала и быстрому извлечению его из памяти, воспроизведению и применению.
Необходимо на каждом занятии помнить о важности этой фазы модерации и сох-ранять возможности для полноценного ее проведения.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 37 Понимание материала в отличие от ме-ханического запоминания дает

возмож-ность студенту гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно исполь-зовать новые знания в совокупности с уже существующими. Этот результат обеспечи-вает эффективное поведение человека в не-стандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окру-жения необходимо сгенерировать, сотво-рить.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 38 Учитывая реалии сегодняшней жизни, такой результат является целью

совре-менного обучения, поэтому столь важное внимание в технологии модерации уде-ляется рефлексии.
Занятие закончено, надо подвести итоги, обеспечить студентов обратной связью, соз-дать у всех участников ощущение завер-шенности процесса.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 39 Учитывая временные рамки занятия, для эффективного проведения этой

фазы модерации рационально также использо-вать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные резуль-таты занятия, но и выяснить эмоцио-нальное самочувствие студентов.
Преподавателю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность по-строения занятия, отношение студентов к образовательному процессу и самому педа-гогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз.

ТИ (ф) СВФУ

Нерюнгри - 2011


Слайд 40
Очень важно в процессе анализа и оценки,

как для преподавателя, так и для студента – увидеть результат своей дея-тельности на занятии, увидеть вклад это-го результата в достижение поставленных целей обучения, увидеть рост личностных достижений.
Ощутимость этого вклада мотивирует на дальнейшие действия, на дальнейшее приложение усилий.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 41
По итогам работы надо обязательно четко сформулировать полученные

ре-зультаты и отметить их как важные шаги на пути к поставленным целям.
Достижение результата – это успех, пусть маленькая, но победа, а победа, как известно, окрыляет, придает уверенности в своих силах, настраивает на следующие достижения.
Завершение занятия положительной оценкой его результатов – это мотиви-рующий переход к следующим занятиям, к следующим курсам, к выходу в самостоятельную жизнь.


Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 424. ЭФФЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ
Целеполагание, учет потребностей и

ожиданий студентов делает образова-тельный процесс понятным и желанным для студентов. Цели образования стано-вятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потен-циал, обеспечивая высокую познаватель-ную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Преподаватель в этом случае только помогает обучающимся (и то не всегда) найти оптимальные пути к цели.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 434. ЭФФЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ
Признание равноправной роли студен-та

в образовательном процессе, значи-тельная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 44 Технология модерации предоставляет преподавателю инструменты эффективно-го управления

процессами обучения, вос-питания и развития. Применение модера-ции делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет преподавателю профессионально управ-лять процессами, происходящими на занятии и уверенно получать запланиро-ванные результаты. Новые роли препода-вателя - консультанта, наставника, стар-шего более опытного товарища, играю-щего в одной команде с обучающимися оп-ределяет возрастание доверия к препода-вателю, повышение его авторитета и ува-жения у студентов.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 45 Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому преподавателю

на всех, без исключения, занятиях целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности студента.
Планируя занятие, построенное на тех-нологии модерации, преподаватель одно-временно с постановкой предметных це-лей, формулирует и ставит цели воспи-тания, развития и социализации студен-тов.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 46 Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности

напол-няют весь образовательный процесс, каж-дое мгновение студенческой жизни обучаю-щегося.
Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех студентов общественно значимых ценностей и жиз-ненно важных умений и навыков. А это зна-чит, что выпускник будет реально подго-товлен к выходу из вуза и успешной адаптации в самостоятельной жизни.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 47 Полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на гра-мотном

детальном планировании и после-дующем методичном их воплощении обеспе-чивает интенсивную проработку и качест-венное усвоение нового знания обучающи-мися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, разви-тие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти ре-зультаты применения данной технологии позволяют отнести модерацию к современ-ным эффективным образовательным техно-логиям. И эти эффекты соответствуют тре-бованиям ФГОС третьего поколения.

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Слайд 48Презентация составлена по материалам

Международного Института
Развития «ЭкоПро»,
Образовательного портала
«Мой университет»,
http://www.moi-universitet.ru/,
Факультета
«Реформа образования»,
http://www.edu-reforma.ru/

Нерюнгри - 2011

ТИ (ф) СВФУ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика