Слайд 1В. И. МАТИС
ПРОФЕССОР, ДОКТОР ПЕД. НАУК,
СНС АГИК
VMATIS@RAMBLER.RU
*
5.2. Персонифицированная модель повышения
Слайд 2План
*
1. Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
2. Персонифицированная модель повышения
квалификации
3. Модели повышения квалификации учителей в системе образования Алтайского края
Слайд 3Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
*
Программные документы, раскрывающие содержание образовательной
политики Правительства РФ, определяют в качестве центральной задачи современного этапа модернизации школы – обеспечение непрерывности процессов обновления. По сути, стержнем модернизации образования прямо объявляются инновационные преобразования практически всех его составляющих.
Слайд 4Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
*
В настоящее
время разработаны модельные представления о двух наиболее значимых изменениях в современном российском образовании:
первое – модернизация структуры и содержания общего образования
и
второе – развитие новых педагогических компетенций.
Слайд 5Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
*
И именно в контексте этих двух изменений традиционные темы, связанные с «повышением квалификации работников образования», с совершенствованием некоторых средств уже сложившейся педагогической работы, должны быть кардинально переосмыслены в рамках новой проблемной области: условия и механизмы профессионального развития педагогов в процессе модернизации образования.
Несомненно, что это стратегический ход в реформировании процессов профессионализации учителей, педагогов, методистов, управленцев.
Слайд 6Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
*
Современная средняя школа России и
ее регионов перестает определяться только однотипными, одинаковыми по всей территории нормативно-организационными предписаниями (хотя по сути, мы до сих пор повсюду имеем классическую советскую общеобразовательную школу с зачаточными формами профилирования, нормативно и профессионально, кстати, слабо обеспеченными).
Такая задача поставлена, но серьезных проработок проблемы профилирования старшей школы пока чрезвычайно мало.
Слайд 7Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
*
Подлинный профессионализм учителя для «нашей
новой школы» перестает определяться только совокупностью планов и методик учебно-воспитательной работы, которыми он владеет в пределах своей узкоспециальной компетенции.
Слайд 8Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
*
Главная цель профессионального развития педагога
и его деятельности связана с кардинальным переосмыслением самого содержания образования, его структуры и формы организации.
Достижению поставленной цели и может, на наш взгляд, способствовать персонифицированная модель повышения квалификации.
Слайд 9Персонифицированная модель повышения квалификации
*
В Алтайском крае реализуется персонифицированная модель повышения квалификации
учителей, в основе которой лежит:
- выявление индивидуальных профессиональных затруднений,
- формирование системы учебно-профессиональных задач в рамках курсов повышения квалификации,
- выстраивание индивидуального образовательного маршрута, завершающегося
- подготовкой итогового проекта, имеющего практическую значимость для повышения качества образования.
Слайд 10Персонифицированная модель повышения квалификации
*
Предлагаемая программа включает стажёрскую практику по освоению инновационного
опыта апробации и введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования в пилотных школах региона.
Слайд 11Персонифицированная модель повышения квалификации
*
Персонифицированный процесс повышения квалификации создает условия для проявления
субъектной позиции обучающегося педагога в соответствии со своими
собственными потребностями,
целями,
интересами,
возможностями
посредством выбора модулей (из публикуемого на сайте АКИПКРО аннотированного перечня учебных модулей),
способов самостоятельного решения учебных задач.
Слайд 12Персонифицированная модель повышения квалификации
*
Успешная организация деятельности по проектированию комплекса
таких индивидуальных траекторий связана с последовательным прохождением каждым педагогом всей совокупности особых профессиональных позиций:
теоретико-методологической,
проектной,
конструкторско-методической,
профессионально-деятельностной,
диагностической.
Слайд 13Персонифицированная модель повышения квалификации
*
Ответственное принятие данных позиций в режиме специального обучения,
конкретных разработок и их реализации в образовательном процессе как раз и призвано обеспечить становление новых педагогических компетенций, что на языке профессионального образования можно обозначить как
освоение каждым педагогом культуры исследовательской, конструкторской, проектной и управленческой деятельности.
Слайд 14Персонифицированная модель повышения квалификации
*
Следует заметить, что осознанное и практическое
принятие обозначенных позиций находится в соответствии со следующими этапами проектирования в образовании:
мотивационным,
концептуальным,
модельным,
реализационным,
рефлексивно-экспертным.
Слайд 15Персонифицированная модель повышения квалификации
*
1. Мотивационный этап связан с совместным обсуждением условий
и предполагаемых результатов сотрудничества субъектов образования, с соотнесением их с собственным жизненным опытом, своими ценностями и личностными смыслами в профессиональной деятельности каждого.
2. Концептуальный этап – это раскрытие смысла и содержания предстоящей работы; коллективный субъект должен освоить позиции теоретика, методолога, философа образования, задающих основания проектирования образовательной программы или индивидуального проекта.
Слайд 16Персонифицированная модель повышения квалификации
*
3. На этапе моделирования осуществляется разработка комплекса нормативных
подпрограмм – управленческих, педагогических, сервисных и других как соорганизованных деятельностей разных субъектов образования.
4.-5. Этап реализации индивидуального проекта тесно связан с рефлексивно-экспертным этапом, который в качестве самостоятельного можно выделить лишь логически, так как конкретные шаги по его осуществлению сопровождаются текущей рефлексивной диагностикой и экспертизой результатов и последствий, позволяющих вносить необходимые коррективы в индивидуальный проект в целом, и в его отдельные разделы.
Слайд 17Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования
*
Следующая – вторая, концептуальная позиция,
связанная с первой, – это условия, при которых возможно подобное переосмысление. Главное, но не единственное из этих условий – новые, ожидаемые профессиональные компетенции современного педагога; их состав и средства культивирования.
Но это уже другая проблема и другая тема, которая также требует специального рассмотрения…
Слайд 18Персонифицированная модель повышения квалификации
*
Третья – и в этом смысле завершающая концептуальная
позиция – это сама структура и технология реализации образовательной программы профессионального развития педагога – его сознания, деятельности и профессионального сообщества.
Очевидно, что ее построение во многом определяется теми требуемыми компетенциями, которые необходимы для проектирования образовательной программы (или отдельной подпрограммы) в собственном образовательном институте.
Слайд 19Персонифицированная модель повышения квалификации
*
Описание вариативных моделей повышения квалификации учителей в системе
образования Алтайского края:
Слайд 20Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
1. Заочно-очная
модель персонифицированного повышения квалификации предполагает
выравнивание стартовых возможностей обучающихся на первом – заочном – этапе обучения за счёт выполнения пакета дифференцированных заданий в зависимости от выявленных в ходе самодиагностики профессиональных затруднений и дефицитов в информационной основе деятельности педагога.
Содержание и формы прохождения заочного этапа обучающийся выбирает самостоятельно.
В ходе заочного этапа обучающийся получает сетевую консультативную поддержку.
Слайд 21Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
На втором – очном этапе
обучение
организуется в групповой форме, которая обеспечивает возможности
совместного педагогического проектирования новых способов и средств профессиональной деятельности и завершается
защитой индивидуального итогового проекта.
Слайд 22Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
2. Очно-заочная модель персонифицированного повышения
квалификации предполагает
на первом – очном этапе обучения выявление профессиональных затруднений и дефицитов в информационной основе деятельности педагога в ходе диагностики,
совместное педагогическое проектирование новых способов и средств профессиональной деятельности.
Слайд 23Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
Второй
– заочный этап обучения ориентирован на
самостоятельную подготовку индивидуального итогового проекта и внедрение освоенных способов педагогической деятельности в практику работы учителя.
Завершается заочный этап самоанализом результатов повышения квалификации и изменений в профессиональной деятельности.
В ходе заочного этапа обучающийся получает сетевую консультативную поддержку.
Слайд 24Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
3. Сетевая модель персонифицированного повышения квалификации основана на
организации регулярного взаимодействия преподавателей и обучающихся в режиме удалённого доступа на основе использования информационно-коммуникационных технологий и средств ИКТ для освоения программы.
Особенностью обучения в формате сетевой модели является его одновременная направленность на достижение целей развития профессионально-педагогической компетентности учителя начальных классов и развития его ИКТ-компетентности.
Слайд 25Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
Темп, сроки, содержание и формы
повышения квалификации обучающийся согласовывает с преподавателями.
Преподаватель осуществляет текущий контроль выполнения заданий и оценку итогового проекта в установленные сроки.
Слайд 26Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
4. Дистанционная модель
персонифицированного повышения квалификации
обеспечивает максимальную степень самостоятельности обучающегося на основе предоставления возможности
- выбора содержания,
- сроков и
- темпов повышения квалификации из публикуемого на сайте АКИПКРО аннотированного перечня учебных модулей.
Слайд 27Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
Дистанционная модель обеспечена информационно-методическими материалами
АКИПКРО и сети его ресурсных центров.
Обучение строится как на основе использования информационно-коммуникационных технологий и средств ИКТ, так и с помощью учебных кейсов.
Преподаватель осуществляет оценку итогового проекта (по мере предъявления обучающимся).
Слайд 28Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
5. Каскадная модель персонифицированного повышения
квалификации предполагает
обучение в непосредственной близости от места работы обучающихся (на базе муниципального образования или образовательного округа) в составе школьных команд (педагогического коллектива) с максимальным учётом особенностей условий осуществления их профессиональной деятельности.
Слайд 29Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
Модель эффективна в случаях подготовки
к реализации масштабных проектов, требующих коллективного участия (уровень образовательного учреждения, муниципальный, межмуниципальный, окружной и др.).
В организации обучения принимают участие педагоги-тьюторы, сертифицированные в АКИПКРО, а в процессе обучения реализуется принцип «все учатся у всех».
Слайд 30Модели повышения квалификации учителей в системе образования
*
Обязательным компонентом каскадной модели является
освоение инновационного опыта учреждения и (или) педагогов-лидеров краевой системы образования.
Тьюторы осуществляют текущий контроль выполнения заданий, преподаватели АКИПКРО – оценку итогового проекта.
Слайд 31Выводы
*
Таковы в общих чертах концептуальные основы постановки и путей решения проблемы
содержания и профессионального развития педагога в современном инновационном образовании в рамках модернизации на основе персонифицированной модели повышения квалификации.
Слайд 32Выводы
*
Подводя предварительный итог, подчеркнем: именно профессиональное развитие и персонифицированная модель в
системе развивающего образования способны сегодня стать подлинной альтернативой идеологии естественного созревания и социального формования отдельного педагога по лекалам и схемам современного, наличного и чрезвычайно спутанного общественного сознания.
Слайд 34*
Выход
Творческих Вам успехов!
29