Слайд 1Использование информационно-коммуникационных технологий в оценке качества образования: проблемы, перспективы
Рямов Рустам
Фаритович,
директор Центра мониторинга качества образования БИРО
Слайд 2Качество образования:
Соотношение цели и результата, мера достижения цели.
Соответствие стандарту, норме.
Это не
только результат на выходе, но и качество образовательного процесса, цена средств достижения целей.
Качество на выходе – это не только знания, но и физическое, духовно-нравственное здоровье, ценностные ориентации, общая культура и уровень готовности к решению послешкольных задач и к реализации своего потенциала в условиях рынка и многое др.
Слайд 3КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Качество потенциала
Качество цели (целеполагания)
Качество условий: материально-технической базы, программ, УМК, информационно-методической
базы, кадрового состава
Качество
образовательного процесса
Уровень физического, психического
и нравственного развития и здоровья
Уровень
обученности
Уровень воспитанности
и готовности
к реализации своего потенциала в жизни
Обучающихся
Педагогов
Рост профессионализма и педагогического мастерства
Качество достижений (результатов)
Слайд 4Информатизация образования (ИО) — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой
разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Слайд 5Ряд причин, снижающих эффективность управленческой деятельности руководителей ОУ:
недостаточное внимание к
информационному обеспечению;
неупорядоченность информационных потоков;
перегруженность руководителей ОУ и сотрудников аппарата работой с различными видами информации;
отсутствие четкой постановки делопроизводства;
использование примитивных средств оргтехники;
нечеткость в распределении обязанностей работников;
низкий уровень информационной культуры и др.
А.Н. Майоров. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения образованием. Школьные технологии. 1999, №№ 1-2. с. 38-54
Слайд 6Автоматизированная система управления (АСУ), учитывая положения Закона «Об образовании», современные требования
к содержанию информации, технологии управления развивающейся школой, технологии развивающего обучения в зоне ближайшего развития учащихся, должна содержать: сведения о персонале, учащихся с характеристикой социальных, экзистенциональных, психических и физиологических свойств личности, учебный план, распределение нагрузки, тарификации, расписание и замены, отчетность, обеспечение: методическое, информационное и др.
Слайд 7Автоматизированная информационная система (АИС) школы EASY SCHOOL, разработанная в Региональном Центре
Новых Информационных Технологий «Самара», призвана автоматизировать различные стороны административно-хозяйственной деятельности образовательного учреждения (школы, гимназии, лицея). АИС школы включает в себя следующие модули: автоматизированное рабочее место (АРМ) завуча; кадры; тарификация и учет рабочего времени; заработная плата; материалы; диспетчер расписания [Е.Г. Шафигуллина, О.В. Мордовии. Автоматизация статистической отчетности. РЦНИТ «Самара». М.: Информационные технологии в образовании VI Международная конференция-выставка (ИТО-97), 11-14 февраля 1997 г].
Слайд 8Автоматизированная система управления (АСУ) «Система управления школой» компании «Системы-Программы-Сервис» (г. Москва)
позволяет: издавать приказы по кадрам и контингенту учащихся; сократить время работы с личными делами учеников; автоматически заполнять канцелярские книги; подготавливать форму статистической отчетности (ОШ-1 и Д-12); проставлять четвертные и годовые оценки по спискам класса; составлять тарификацию [Е.Г. Персина. Система управления школой. - М.: Компания «Системы-Программы-Сервис», 2001].
Слайд 9Автоматизированное рабочее место руководителя образовательного учреждения «Директор», разработка ТОО ИВЦ «Аверс»,
Москва, 1999-2004 гг., является интегрированной, снабжено отчетной системой, предназначенной для помощи в планировании, осуществлении и контроле деятельности школы, оптимизации сложившихся каналов сбора информации и обеспечении информационных потребностей руководителей и педагогов. Структура меню содержит разделы: сотрудники, ученики, классы, предметы, учебный план, нагрузка, вывод на печать отчетов по школе [Автоматизированное рабочее место руководителя образовательного учреждения «Директор», разработка ТОО ИВЦ «Аверс», Москва,1999 г].
Слайд 10Мониторинг – регулярное, протяженное во времени отслеживание с помощью диагностики:
· кадрового обеспечения (изменений, динамики);
· качества образовательного процесса;
· качества усвоения ЗУН, уровня развития и
воспитанности на школьном, муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Диагностика (с греч. «распознавание») – изучение и оценка результативности учебно-воспитательного процесса на основе выявленных изменений в уровне:
· развития,
· обученности,
· воспитанности учащихся,
· педагогического мастерства педагогов.
Слайд 11Виды мониторинга:
• информационный — сбор, накопление, систематизация информации;
• фоновый — выявление проблем до
того, как они станут осознаваемыми на уровне управления;
• проблемный — выявление закономерностей, процессов и проблем, которые существенны с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления);
• управленческий — отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов решений, принятых в области управления.
Слайд 12Технология телекоммуникации – совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного
обмена, транспортировки, транслирования информации, представленная в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном, в том числе в рамках всемирной информационной сети Интернет.
Слайд 13
УМЦ
БИРО
Отдел
образования
Отдел
образования
Отдел
образования
ОУ
ОУ
ОУ
БИРО
Центр МКО
Сетевая модель оценки и управления качеством
образования
средствами телекоммуникационных технологий
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Рямов Рустам Фаритович,
директор Центра мониторинга качества образования
тел. 228-22-01
(внутр. 2-48), каб. 220, 222
E-mail: biro.cuko@mail.ru