Слайд 1Рынок недвижимости России 
и перспектива его развития
Крапин Александр
генеральный директор
аналитического 
агентства RWAY
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Что такое рынок?
В Международных стандартах по оценке 
содержится следующее определение: 
«Рынок
                                                            
                                    представляет из себя среду, 
в которой товары и услуги переходят 
от продавцов к покупателям через механизм цен».
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3
В Агентстве RWAY с конца 90-х годов прошлого века рынок определяют
                                                            
                                    следующим образом: 
Рынок является сложной социальной системой, служащей для получения доходов и активов субъектами рынка
На основании этого определения, 
построена наша модель рынка
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Любой рынок состоит из следующих неразрывно связанных элементов рынка:
субъектов (участников, игроков)
                                                            
                                    рынка,
объектов рынка,
«правил игры» на рынке.
Важное замечание – рынок существует, только если существуют все его элементы. В этом своеобразном «триединстве» элементов рынка активной составляющей являются лишь субъекты рынка. Поэтому анализ деятельности именно субъектов рынка, причем в первую очередь субъектов управляющей подсистемы рынка, должен являться важнейшей составляющей работы исследователя рынка
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Рынок, как сложная социальная система, в первом приближении состоит из следующих
                                                            
                                    подсистем:
управляющей подсистемы;
производственной подсистемы;
подсистемы оказания услуг.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Всех субъектов (участников, игроков) рынка целесообразно разделить на две основных категории:
Сильных
                                                            
                                    игроков рынка
Остальных участников рынка
В свою очередь сильных игроков рынка целесообразно делить на следующие категории:
Сильные игроки рынка федерального уровня
Сильные игроки рынка субфедерального уровня
Сильные игроки рынка муниципального уровня
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Сильный игрок рынка представляет из себя корпорацию часто независимых юридических и
                                                            
                                    физических лиц, которые проводят на рынке согласованные действия по максимизации доходов корпорации.
В модели рынка, используемой в Агентстве, предполагается, что в состав сильных игроков рынка входят и представители управляющей подсистемы рынка.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Существует всего два основных метода регулирования рынка с помощью изменения «правил
                                                            
                                    игры» на нем:
Либерализация «правил игры» на рынке
Социализация «правил игры» на рынке
Все годы реформ управляющая подсистема рынка использует в основном либерализацию «правил игры» на рынке.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Основные «инструменты», используемые властью для регулирования рынка:
Налоговая система
Кредитно-денежная и финансовая система
Таможенная
                                                            
                                    система
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Что такое кризис?
    Для большинства систем кризис является
                                                            
                                    механизмом обновления, механизмом адаптации к новым условиям. 
    Причем адаптации за счет корректировки структуры, а не за счет «физических потерь».
С экономической точки зрения кризис является бизнесом сильных игроков рынка
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Основные причины кризиса в мире
Интересы сильных игроков мирового рынка и дефекты
                                                            
                                    современной мировой финансовой системы - основные причины кризиса.
Возможные основные причины 
кризиса в России
Интересы сильных игроков российского рынка, их зависимость от сильных игроков мирового рынка, организация российской финансовой системы
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 13Негативное и позитивное воздействие кризиса на рынок недвижимости
Основные негативные факторы кризиса
                                                            
                                    - ужесточение условий кредитования и формирование отложенного спроса, сокращение числа профессиональных участников рынка
Основные позитивные факторы кризиса - приведение цен на рынке в соответствие с уровнем платежеспособного спроса
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Что такое 
справедливая цена 
на рынке?
стоимость единицы жилья равна среднемедианным доходам
                                                            
                                    домохозяйства за три года до уплаты налогов
100 арендных платежей принимают в качестве как справедливой цены на рынке
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15
Виды 
аналитиков рынка 
недвижимости
аналитики рынка В2В и их основные задачи
аналитики рынка
                                                            
                                    B2C и их основные задачи
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Пример докризисного прогноза ежегодных объемов строительства жилья
Источник: Минрегион
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Среднестатистическая 
продолжительность кризиса
Среднестатистическая продолжительность мировых кризисов за последние 100 лет составляет
                                                            
                                    порядка 6 лет
Современный кризис станет самым масштабным за всю историю развития мира, его результатом должно стать контролируемое обрушение долларовой пирамиды, которая интенсивно создается с 1971 года (отмена обеспечения доллара золотом). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
Основные тенденции на рынке недвижимости в кризисный период
Снижение цен
Снижение деловой активности
Увеличение
                                                            
                                    числа предложений на рынке
Сокращение числа профессиональных участников рынка
Повышение уровня вакантных площадей
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Перспективы 
развития рынка недвижимости 
в 2009-2010 годах
Снижение объемов строительства жилья до
                                                            
                                    52-53 и 35-40 млн. кв. метров соответственно
Снижение цен на 35-55% от максимальных значений (сентябрь 2008)
Снижение деловой активности на 10-15% в год
Увеличение числа предложений на рынке (соотношение покупателей и продавцов 1:15)
Сокращение числа профессиональных участников рынка – до 50-60%
Повышение уровня вакантных площадей до 25-30%
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Перспективы 
развития рынка недвижимости в посткризисный период
Рынок станет более сбалансированным, особенно
                                                            
                                    по средней стоимости объектов рынка и средним доходам его субъектов
Цены на рынке жилья снизятся минимум на 50-60% от максимальных значений (сентябрь 2008)
Деловая активность возрастет в 2-3 раза
Начнется восстановление объемов нового строительства жилья
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21В 49-ти российских регионах (из 89 регионов) полная себестоимость строительства жилья
                                                            
                                    по вновь начатым проектам уже меньше 30 тыс. руб. за кв. метр, 
в 25 российских регионах цена выше этого значения максимум на 11%. 
Только в 15 российских регионах полная себестоимость жилья эконом-класса на 12% и более превышает рекомендованные федеральной властью значения. 
К числу регионов с наибольшими значениями полной себестоимости строительства жилья эконом-класса в первую очередь относятся регионы двух российских столиц.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Основные индикаторы 
«ценового дна» на рынке:
Существенное увеличение числа заключаемых сделок (в
                                                            
                                    разы)
Близость цен предложений к уровню справедливой цены (максимум 1,5 ее значения)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23   Для подавляющего большинства участников рынка наиболее важными критериями
                                                            
                                    развития рынка являются: 
информационная «прозрачность», 
понятные и безопасные юридические схемы заключения сделок,
стабильность «правил игры». 
   Современное состояние рынка недвижимости не отвечает ни одному из этих критериев. 
   То есть, современный рынок не учитывает потребности подавляющего большинства участников рынка, а сформирован лишь для незначительной части его участников, которых наши эксперты относят к сильным игрокам рынка. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24
Чего в первую очередь не хватает российскому рынку недвижимости по сравнению
                                                            
                                    с аналогичными рынками других стран мира?
общепринятого в мире налога на недвижимость, исходя из рыночной стоимости
налога на перепродажи
существенного (примерно на порядок) сокращения сроков согласования ИРД
защиты прав дольщиков (пример Республики Беларусь – обязательное страхование договоров)
иных видов и форм кредитования на рынке, кроме ипотеки (стройсберкассы, кооперативы)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Благодарю за внимание!
Вопросы?
Контакты:
  Крапин Александр,
генеральный директор
аналитического 
агентства RWAY
933-55-03
gr@rway.ru