Слайд 1Рынок недвижимости России
и перспектива его развития
Крапин Александр
генеральный директор
аналитического
агентства RWAY
Слайд 2Что такое рынок?
В Международных стандартах по оценке
содержится следующее определение:
«Рынок
представляет из себя среду,
в которой товары и услуги переходят
от продавцов к покупателям через механизм цен».
Слайд 3
В Агентстве RWAY с конца 90-х годов прошлого века рынок определяют
следующим образом:
Рынок является сложной социальной системой, служащей для получения доходов и активов субъектами рынка
На основании этого определения,
построена наша модель рынка
Слайд 4Любой рынок состоит из следующих неразрывно связанных элементов рынка:
субъектов (участников, игроков)
рынка,
объектов рынка,
«правил игры» на рынке.
Важное замечание – рынок существует, только если существуют все его элементы. В этом своеобразном «триединстве» элементов рынка активной составляющей являются лишь субъекты рынка. Поэтому анализ деятельности именно субъектов рынка, причем в первую очередь субъектов управляющей подсистемы рынка, должен являться важнейшей составляющей работы исследователя рынка
Слайд 5
Рынок, как сложная социальная система, в первом приближении состоит из следующих
подсистем:
управляющей подсистемы;
производственной подсистемы;
подсистемы оказания услуг.
Слайд 6Всех субъектов (участников, игроков) рынка целесообразно разделить на две основных категории:
Сильных
игроков рынка
Остальных участников рынка
В свою очередь сильных игроков рынка целесообразно делить на следующие категории:
Сильные игроки рынка федерального уровня
Сильные игроки рынка субфедерального уровня
Сильные игроки рынка муниципального уровня
Слайд 7
Сильный игрок рынка представляет из себя корпорацию часто независимых юридических и
физических лиц, которые проводят на рынке согласованные действия по максимизации доходов корпорации.
В модели рынка, используемой в Агентстве, предполагается, что в состав сильных игроков рынка входят и представители управляющей подсистемы рынка.
Слайд 8Существует всего два основных метода регулирования рынка с помощью изменения «правил
игры» на нем:
Либерализация «правил игры» на рынке
Социализация «правил игры» на рынке
Все годы реформ управляющая подсистема рынка использует в основном либерализацию «правил игры» на рынке.
Слайд 9
Основные «инструменты», используемые властью для регулирования рынка:
Налоговая система
Кредитно-денежная и финансовая система
Таможенная
система
Слайд 10Что такое кризис?
Для большинства систем кризис является
механизмом обновления, механизмом адаптации к новым условиям.
Причем адаптации за счет корректировки структуры, а не за счет «физических потерь».
С экономической точки зрения кризис является бизнесом сильных игроков рынка
Слайд 11Основные причины кризиса в мире
Интересы сильных игроков мирового рынка и дефекты
современной мировой финансовой системы - основные причины кризиса.
Возможные основные причины
кризиса в России
Интересы сильных игроков российского рынка, их зависимость от сильных игроков мирового рынка, организация российской финансовой системы
Слайд 13Негативное и позитивное воздействие кризиса на рынок недвижимости
Основные негативные факторы кризиса
- ужесточение условий кредитования и формирование отложенного спроса, сокращение числа профессиональных участников рынка
Основные позитивные факторы кризиса - приведение цен на рынке в соответствие с уровнем платежеспособного спроса
Слайд 14Что такое
справедливая цена
на рынке?
стоимость единицы жилья равна среднемедианным доходам
домохозяйства за три года до уплаты налогов
100 арендных платежей принимают в качестве как справедливой цены на рынке
Слайд 15
Виды
аналитиков рынка
недвижимости
аналитики рынка В2В и их основные задачи
аналитики рынка
B2C и их основные задачи
Слайд 16Пример докризисного прогноза ежегодных объемов строительства жилья
Источник: Минрегион
Слайд 17Среднестатистическая
продолжительность кризиса
Среднестатистическая продолжительность мировых кризисов за последние 100 лет составляет
порядка 6 лет
Современный кризис станет самым масштабным за всю историю развития мира, его результатом должно стать контролируемое обрушение долларовой пирамиды, которая интенсивно создается с 1971 года (отмена обеспечения доллара золотом).
Слайд 18
Основные тенденции на рынке недвижимости в кризисный период
Снижение цен
Снижение деловой активности
Увеличение
числа предложений на рынке
Сокращение числа профессиональных участников рынка
Повышение уровня вакантных площадей
Слайд 19Перспективы
развития рынка недвижимости
в 2009-2010 годах
Снижение объемов строительства жилья до
52-53 и 35-40 млн. кв. метров соответственно
Снижение цен на 35-55% от максимальных значений (сентябрь 2008)
Снижение деловой активности на 10-15% в год
Увеличение числа предложений на рынке (соотношение покупателей и продавцов 1:15)
Сокращение числа профессиональных участников рынка – до 50-60%
Повышение уровня вакантных площадей до 25-30%
Слайд 20Перспективы
развития рынка недвижимости в посткризисный период
Рынок станет более сбалансированным, особенно
по средней стоимости объектов рынка и средним доходам его субъектов
Цены на рынке жилья снизятся минимум на 50-60% от максимальных значений (сентябрь 2008)
Деловая активность возрастет в 2-3 раза
Начнется восстановление объемов нового строительства жилья
Слайд 21В 49-ти российских регионах (из 89 регионов) полная себестоимость строительства жилья
по вновь начатым проектам уже меньше 30 тыс. руб. за кв. метр,
в 25 российских регионах цена выше этого значения максимум на 11%.
Только в 15 российских регионах полная себестоимость жилья эконом-класса на 12% и более превышает рекомендованные федеральной властью значения.
К числу регионов с наибольшими значениями полной себестоимости строительства жилья эконом-класса в первую очередь относятся регионы двух российских столиц.
Слайд 22Основные индикаторы
«ценового дна» на рынке:
Существенное увеличение числа заключаемых сделок (в
разы)
Близость цен предложений к уровню справедливой цены (максимум 1,5 ее значения)
Слайд 23 Для подавляющего большинства участников рынка наиболее важными критериями
развития рынка являются:
информационная «прозрачность»,
понятные и безопасные юридические схемы заключения сделок,
стабильность «правил игры».
Современное состояние рынка недвижимости не отвечает ни одному из этих критериев.
То есть, современный рынок не учитывает потребности подавляющего большинства участников рынка, а сформирован лишь для незначительной части его участников, которых наши эксперты относят к сильным игрокам рынка.
Слайд 24
Чего в первую очередь не хватает российскому рынку недвижимости по сравнению
с аналогичными рынками других стран мира?
общепринятого в мире налога на недвижимость, исходя из рыночной стоимости
налога на перепродажи
существенного (примерно на порядок) сокращения сроков согласования ИРД
защиты прав дольщиков (пример Республики Беларусь – обязательное страхование договоров)
иных видов и форм кредитования на рынке, кроме ипотеки (стройсберкассы, кооперативы)
Слайд 25Благодарю за внимание!
Вопросы?
Контакты:
Крапин Александр,
генеральный директор
аналитического
агентства RWAY
933-55-03
gr@rway.ru