Слайд 1Проблемы идентификации объектов недвижимости при обеспечении сбора земельных платежей
Слайд 2Государственные органы
Разработка и реализация
нормативных
правовых актов,
действия по ритуалам
Жизнедеятельность общества
Проблемы
Граждане и их объединения
Органы
местного
самоуправления
Бизнес
Анализ проблем, поиск
способов их решения
Доказательства
проблем,
предложения по
их решению
Слайд 3Разделение ответственности за решения (документы) и за данные
Принятие решений и
выпуск
документов
административным
органом
Формирование и
предоставление
тематических данных
Формирование и
предоставление
инфраструктурных
данных
Принятие решений и
выпуск документов
административным
органом
Формирование и
предоставление
тематических данных
Формирование и
предоставление
инфраструктурных
данных
Принятие решений и
выпуск документов
административным
органом
Формирование и
предоставление
тематических данных
Формирование и
предоставление
инфраструктурных
данных
Слайд 4Информационное обеспечение принятия решений
и документов в муниципальном образовании
Инфраструктурные данные
Пространственные данные
удостоверяющие
местоположение объектов
(координаты, наименования и адреса,
пространственные отношения,
идентификаторы)
Данные об юридических и
физических лицах
Тематические данные
для градостроительных
и планировочных решений
Тематические данные
об объектах
имущества и
недвижимости
Тематические данные
об объектах ЖКХ
Управление архитектуры
и градостроительства
Управление
имущественными
отношениями
Управление ЖКХ
Слайд 5Качество данных
о земельных участках, их правообладателях,
влияние на собираемость земельного
налога в бюджеты муниципальных образований.
Слайд 6Использование данных для администрирования сбора земельного налога до 2006 г.
Источники данных
База
данных ФНС
об объектах налогообложения
и их правообладателях
Администрирование сбора земельного налога ФНС
Слайд 7Использование данных для администрирования сбора земельного налога с 2006 г.
Источники данных
База
данных
Роснедвижимости
об объектах
налогообложения
(земельных
участках)
Администрирование сбора земельного налога ФНС
База данных
Росрегистрации
о право-
обладателях
объектов
налогообложения
Данные и
документы
от
муниципальных
образований
Данные и
документы
от
право-
обладателей
земельных
участков
Слайд 8 С 2006 года органы ФНС более не могут опираться при администрировании
сбора земельного налога на данные, накапливавшиеся и использовавшиеся ими в течение всего предыдущего периода, а должны опираться на данные предоставляемые органами Роснедвижимости и Росрегистрации. При осуществлении этого перехода органы ФНС практически повсеместно столкнулись с ситуацией, когда данные из указанных источников федеральных органов в большей части не согласуются между собой, неполны, недостоверны и не позволяют без большой дополнительной работы по повышению качества данных собирать земельный налог даже в собиравшихся ранее объемах, несмотря на общее увеличение ставок налога на единицу площади земельных участков.
В Солнечногорском районе общее количество земельных участков оценивается около 120 тысяч (точных цифр о количестве земельных участков, составляющих территорию муниципального образования, не знает никто), налоговая инспекция до 2006 года собирала налог с 95 тысяч земельных участков, а в 2006-2007 гг. получила из Роснедвижимости данные о примерно 65 тысячах земельных участков, из которых в результате длительной работы налоговая инспекция смогла идентифицировать для начисления земельного налога пока лишь около 40%.
По территории Наро-Фоминского района в налоговую инспекцию из Роснедвижимости представлены данные о 130 тыс.земельных участков, а из Росрегистрации – лишь о 50 тысяч земельных участков.
Слайд 9Реальная ситуация с данными об объектах налогообложения в 2006 г., зафиксированная
ФНС
Общее число земельных участков, являющихся объектами налогообложения
Земельные участки, налоги с которых собирались
ФНС в 2005 году
Земельные участки, данные по которым предоставлены
Роснедвижимостью в ФНС в 2006 году
Данные
Росрегистрации
Слайд 10Типы проблем в данных, предоставляемых государственными органами для обеспечения сбора земельного
налога, выявленные ИКЦ:
Слайд 11Результатом несогласованности и неполноты данных, предоставляемых подразделениями ФОИВ в ФНС, стало
резкое падение в 2006 году сбора земельного налога по сравнению с 2005 годом, несмотря на повышение ставок налога с единицы площади
Слайд 12Экономическая эффективность затрат в повышение качества данных
Организация межведомственного взаимодействия
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Работа с населением
Работа
с организациями
Интеграция и анализ данных из различных источников
2006
2007
Текущий план
Факт
130 млн
320 млн
395 млн
390 млн
(9 месяцев)
Затраты на проект
6 млн
8,3 млн
75 млн
170 млн
Первоначальный прогноз
Слайд 13 Мытищинский муниципальный район - в результате активной работы администрации, созданных и
уполномоченных ею органов с органами ФНС и Роснедвижимости, при первоначальном плане сбора земельного налога в 75 млн.руб., фактически за 2006 год было собрано 320 млн.руб., земельный налог стал самой быстрорастущей статьей местного бюджета, при затратах муниципального образования на совокупность мероприятий по повышению качества данных для сбора земельного налога около 6 млн.руб.
Столь высокая эффективность – отдача в более чем 40 рублей прироста поступлений земельного налога на каждый вложенный рубль – значительно превышает эффективность деятельности в областях, считающихся в общественном мнении лидерами в отношении эффективности – таких как нефтяная и газовая, и является следствием крайне низкого коэффициента полезного действия (точнее, взаимодействия) в данной области.
Продолжение этой работы в 2007 году в Мытищинском муниципальном районе дает также высокие результаты – сбор земельного налога приближается к полу миллиарду рублей.
Слайд 14Прогноз поступлений Земельного и Единого налога на недвижимость
2006
2007
2008
2009
2010
100
500
400
300
200
Первоначальный прогноз:
идущий в большинстве
МО процесс, сделки по ЗУ и ОН, рост кадастровой оценки
Текущий план:
Работа с налогоплательщиками без проведения инвентаризации
Перспективный план:
Создание системы учета земли и недвижимости, информационное управление и прогнозирование
Млн.руб
Затраты на проект
Затраты на работы
Слайд 15Необходимость ведения реестра данных по объектам налогообложения и налогоплательщикам в муниципальных
образованиях
Планы сбора земельного налога определяются по методу «от достигнутого за предшествующий периоде», при сохранении этого метода действия по росту сбора земельного налога становится наказуемыми – на 2008 год план сбора налога устанавливается в 640 млн.руб., при планировании отсутствует анализ – а каковы пределы роста сбора земельного налога и эффективность затрат в повышение собираемости налога в достигнутой ситуации
Развитие отношений по разделению доходной и расходной части бюджета между муниципальным районом и муниципальными образованиями требует планирования наа основе оценки потенциально возможного сбора налога и затрат на достижение прироста сбора, что невозможно без ведения информационной системы объектам налогообложения и налогоплательщикам в муниципальных образованиях
Слайд 16 Анализ, проведенный при сплошной инвентаризации данных о земельных участках, имеющихся в
юридически значимых источниках, показал, что лишь по примерно 10% земельных участков не обнаружено проблем с данными, в том числе существенными для удостоверения их местоположения.
Эта ситуация создает неблагоприятный инвестиционный климат, и не может быть разрешена без взаимодействия органов местного самоуправления, мотивированных в повышении сбора земельного налога при высокой отдаче потраченных на это средств, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта РФ.
Слайд 17Разделение ответственности за данные, предоставляемые
для обеспечения сбора земельного налога
Слайд 18Предоставление данных для обеспечения сбора земельного налога непосредственно регулируется :
Налоговым кодексом
РФ (глава 31 «Земельный налог»
Приказами Минфина РФ (порядок предоставления сведений, необходимых для исчисления земельного налога, различными органами)
Иными нормативными правовыми актами, регламентирующими формирование и предоставление данных, необходимых для обеспечения сбора земельного налога
Слайд 19В настоящее время отсутствует четкая процедура обеспечения полноты и согласования данных
в случаях, когда данные, удостоверяющие местоположение земельных участков в одних источниках не совпадают с данными из других источников.
Существующий порядок предполагает, что эти данные должны совпадать, что на практике не обеспечивается.
Слайд 20Виды проблем
Имеются правоустанавливающие документы на земельный участок (ЗУ), т. е. ЗУ
может быть объектом налогообложения, но ЗУ не прошел государственный кадастровый учет
Межевое дело (координатные описания) отсутствуют в органе Роснедвижимости, но имеются в иных источниках или отсутствуют вообще
Отсутствует кадастровый номер ЗУ, установленный в соответствии с действующими Правилами
Один и тот же земельный участок, как следует из собранных доказательств, представляется в данных как несколько разных земельных участков (дубли)
Наложение границ земельных участков, неиспользуемые «клинья» между земельными участками и пр.
Слайд 22Данные об объектах налогообложения и процедуры для определения налоговой ставки
Данные, удостоверяющие
местоположение оценочных зон
(зон, в границах которых определены значения
кадастровой стоимости единицы площади)
Данные, удостоверяющие местоположение земельных участков (ЗУ)
Процедура удостоверения местоположения ЗУ
по отношению к оценочным зонам (принадлежность ЗУ к
конкретной оценочной зоне)
Проблема – собранные органами местного самоуправления данные
позволяют с высокой достоверностью определить принадлежность
ЗУ к оценочной зоне,но легитимная процедура для этого отсутствует
Слайд 23Категории и виды разрешенного использования земель
Категории земель и виды разрешенного использования
земель
в документах, определяющих их классы, наименования
и местоположение соответствующих зон
Категории земель и виды разрешенного использования земель,
указанные в правоустанавливающих и правоудостоверяющих
документах на конкретный ЗУ
Слайд 24Данные о правообладателях земельных участков
Данные о правообладателях ЗУ из Росрегистрации
Данные о
правообладателях ЗУ
из совокупности правоустанавливающих
и правоудостоверяющих документов,
в том числе по ЗУ, обретших или сменивших
собственника, но актам или по сделкам,
не прошедшим государственную
регистрацию
Слайд 25Данные, собираемые органами местного самоуправления для повышения собираемости земельного налога
Данные о
земельных участках и их правообладателях, получаемые из ФНС (источник – Роснедвижимость, Росрегистрация, собственные данные ФНС)
Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы от иных источников (правообладателей, похозяйственных книг, архивов и др.)
Собранные в процессе инвентаризации доказательства, удостоверяющие местоположение земельного участка и его принадлежности к конкретной оценочной зоне
Слайд 26Принципы работы муниципального образования по сбору доказательств
Обеспечение полноты охвата всех земельных
участков, составляющих территорию муниципального образования (составление «паззла»)
Использование всех юридически значимых источников данных о земельных участках
Выявление и систематизация проблем с качеством (полнотой, согласованностью, актуальностью) данных по земельным участкам, ведение базы таких проблем как «точки отсчета» для планирования деятельности по их решению
Сбор дополнительных доказательств, позволяющих определить принадлежность земельных участков к оценочным зонам
Информационно-консультационная работа с организациями и населением в части повышения качества данных о земельных участках
Слайд 27Распределение задач
Муниципальный район
Поселения
Организация работы с населением и организациями
Выработка стратегических направлений развития
системы
Инвентаризация и мониторинг ЗУ и объектов недвижимости
Подбор и распределение специалистов
Подготовка межмуниципальных соглашений
Разработка организационно-распорядительной и нормативно-технической документации
Создание и поддержание работы электронного архива документов, интеграция и анализ данных
Создание, доработка специализированного ПО, программно-техническое обеспечение работы МГИС
Разработка методической документации для обучения специалистов и работе с населением
Подготовка межведомственных соглашений и утверждение регламентов информационного обмена
Координация работы поселений, оказание методической помощи поселениям
Организация работы с населением и юридическими лицами
Слайд 28Схема взаимодействия
Инспекция ФНС по г.Мытищи
Филиал РОСРЕГИСТРАЦИИ в Мытищинском районе
Отдел по Мытищинскому
району Управления РОСНЕДВИЖИМОСТИ по Московской области
Управление ФНС по Московской области
Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области
Управление РОСНЕДВИЖИМОСТИ по Московской области
Федеральное агентство РОСКАРТОГРАФИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 29Муниципальные образования
Федеральная налоговая служба (ФНС)
Помощь в повышении
полноты и достоверности
информации по ЗУ,
в т.ч.
предоставляемых в ИФНС
Помощь в повышении
полноты и достоверности
данных, предоставляемых
ФНС налогоплательщикам
Помощь в выполнении
планов сбора земельного
налога
Повышение реальных сборов
земельного налога и
обеспечение его
планирования и
администрирования
Получение данных о ЗУ
для ведения
муниципального реестра
землепользователей
Слайд 30Муниципальные образования
РОСНЕДВИЖИМОСТЬ
Помощь в повышении
полноты и достоверности
информации по ЗУ, в т.ч.
предоставляемых
в ИФНС
Источник данных для
расчета целевого
показателя ФЦП АИС ГЗК
– число ЗУ,
подлежащих учету
Помощь в
реализации ФЦП
АИС ГЗК
Предоставление
более полной и достоверной
информации в ИФНС для
повышения собираемости
земельного налога
Получение данных о ЗУ
для ведения
муниципального реестра
землепользователей
Слайд 31Муниципальные образования
РОСКАРТОГРАФИЯ
Помощь в повышении
полноты и достоверности
Пространственных
данных
в рамках КГФ
Значительное
повышение
эффективности ведения
фондов
пространственных
данных (в составе КГФ)
Реализация Концепции и
ФЦП «Создание и
развитие
инфраструктуры
пространственных
данных РФ»
Законодательная правовая
основа для ведения фондов
пространственных данных
о земельных участках,
обязанности сдачи их
в фонд уровня муниципального
образования
Права оператора
фондами
пространственных
данных в составе КГФ
Слайд 32Присоединение к протоколу УФНС по МО
Подписание протокола о намерениях между Мытищинским
муниципальным районом, ГП Мытищи, ГП Пироговское, СП Федоскинское
Присоединение к Протоколу ФГУ Кадастровая палата МО
Подписание Соглашения
Присоединение к протоколу ФА Роскартография
Присоединение к Протоколу Управления ФА Росрегистрации по МО
Присоединение к Протоколу Управления Роснедвижимости по МО
Слайд 35Пример 2.
Качество пространственных данных, удостоверяющих местоположение объектов подземных инженерных коммуникаций и
их взаимное расположение с другими пространственными объектами
Слайд 37Затраты инвесторов при различных вариантах предоставления пространственных данных об объектах инвестирования
1.
Пространственные
данные предоставляются
с указанием их
реального качества
Пространственные
данные
нормативного
качества
1. Пространственные
данные низкого качества,
но предоставляются как данные
нормативного качества
Слайд 38Инфраструктура пространственных данных
(реализация Распоряжения Правительства Российской Федерации Ф от 21 августа
2006 г. №1157-р).
Расширение состава государственных картографо-геодезических фондов с включением в них фондов пространственных данных как юридически значимого источника данных для кадастра недвижимости, ИСОГД, ЖКХ, создание операторов этих фондов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, раздел в Федеральную целевую программу.
Слайд 39Качество геодезической сети и обеспечения измерений
Слайд 40Границы муниципальных образований
Слайд 41Конфликты координатных описаний объектов недвижимости
Слайд 43Отсутствие полноты в фиксации объектов территории в информационных ресурсах
Слайд 44Учет точности, с которой удостоверены координатные описания объектов
Слайд 45Наличие буферных зон регламентов, ограничивающих использование территории
Формирование информационной системы обеспечения
градостроительной
деятельности , формирования системы регламентов
использования территории на единой инфраструктуре пространственных
данных субъекта РФ и муниципального образования
Слайд 46Выводы :
Полнота и достоверность данных, удостоверяющих местоположение объектов недвижимости и регламентов
использования территории, предоставляемых из различных юридически значимых источников, с точки зрения и мобилизации доходов в бюджеты, и обеспечения благоприятной среды инвестиционных процессов в настоящее время являются неудовлетворительными
Повышение качества этих данных требует создания инфраструктуры пространственных данных, и затрат, по своей целесообразности выходящих за рамки интересов каждого отдельного инвестора
Необходимо формировать нормативную среду, стимулирующую мотивацию участия органов местного самоуправления в этих работах, сочетающуюся с развитием форм государственного, муниципального и частного партнерства в этой области.
Слайд 47Для контактов :
Центр геоинформационных исследований Института географии РАН .
Адрес: 109017, Москва,
Старомонетный пер.,29 («М» Полянка, Третьяковская)
тел..факс (495) 959 00 17, тел. 230 81 70
e-mail: kkk@geocnt.geonet.ru
http://geocnt.geonet.ru
Руководитель Казанцев Николай Николаевич, к.г.н.,