Слайд 1Повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы
Содномова Светлана Дамбаевна к.т.н., доцент кафедры
ТГВ ВСГУТУ
.
Слайд 2Потребление энергии бюджетной сферой
Бюджетная сфера ежегодно потребляет около 40 млн т.
у. т., или 4 % от суммарного потребления энергии в России.
По доле расходов на энергоресурсы и воду в себестоимости услуг объекты бюджетной сферы превосходят машиностроение, строительство, сельское хозяйство и даже цветную металлургию.
Слайд 3Краткая характеристика энергопотребления бюджетных организаций
В группу бюджетных организаций входят:
учреждения здравоохранения,
детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учебные заведения(высшие, средние и специальные),
учреждения культуры и искусства,
Физкультурные и спортивные учреждения,
учреждения МВД и Минобороны,
Административные учреждения (научно-исследовательские и проектные институты,
административно-производственные учреждения, общественные организации и т.п.).
Слайд 4Краткая характеристика энергопотребления бюджетных организаций
В медицинских учреждениях наиболее энергоемкую группу составляют
:
электротермические установки для дезинфикации и стерилизации (автоклавы, сушильные шкафы, стерилизаторы, дистилляторы) от 10% до 40% электропотребления;
холодильное оборудование – 5-10%,
освещение – 30-60 %,
вентиляция и кондиционирование – 10-20%.
Многочисленные диагностические, терапевтические, лабораторные и подобные электроприборы имеют мощность до 1кВт.
Номенклатура медицинского электрооборудования непрерывно расширяется. Это приводит к тому, что мощность нагрузки и электропотребление медицинских учреждений непрерывно возрастают.
Слайд 5Краткая характеристика энергопотребления бюджетных организаций
В медицинских учреждениях по тепловой энергии можно
выделить три группы потребителей тепла:
отопление, горячее водоснабжение, вентиляция.
На отопление приходится 55-70%,
на вентиляцию 30-45% в зависимости от типа здания.
Слайд 6Краткая характеристика энергопотребления бюджетных организаций
В дошкольных учреждениях наиболее мощными потребителями
электроэнергии являются:
электротермические установки пищеблоков.
Освещение потребляет от 10 до 15% от общего электропотребления.
Слайд 7Краткая характеристика энергопотребления бюджетных организаций
Учреждения образования имеют в основном
5 групп потребителей электроэнергии:
освещение (50-70%),
потребители с электродвигателями (10-30%),
различные нагревательные установки (кипятильники, электрические плиты и т.д.)потребляющие от 10% до 20% электроэнергии,
ЭВМ до 10%,
различные лабораторные стенды.
Учреждения образования можно разделить на три группы: технические,
строительные, гуманитарные.
По тепловой энергии можно выделить три группы потребителей тепла:
отопление 53-70%,
горячее водоснабжение 16-30%,
вентиляция 10-25%.
По холодной воде в учебных учреждениях выделяются две группы потребителей:
общежития 55-70%,
учебные корпуса 45-30%.
Слайд 8Краткая характеристика энергопотребления бюджетных организаций
Административные учреждения имеют 4 группы потребителей
электроэнергии:
освещение (40-60%),
потребители с электродвигателями (10-30%),
различные нагревательные установки (электрические плиты, кипятильники, электрокамины ит.д.) потребляющие от 20% до 40% электроэнергии,
ЭВМ от 10-20%.
По тепловой энергии выделяются две группы потребителей тепла:
отопление 70-85%,
вентиляция 15-30%.
Слайд 9Расходы на коммунальные услуги
Расходы на коммунальные услуги всех бюджетных организаций России
в 2007 году превысили 180 млрд руб., а в 2009 году превысят 260 млрд руб. Доля данных расходов в суммарных расходах бюджетной системы составляет 2 %, а в бюджетах субъектов РФ и муниципальных бюджетах – 5–10 %. Расходы на энергоснабжение и текущее обслуживание объектов бюджетной сферы России (включая муниципальные) на 2009 год равны почти 8 млрд долл. США.
Слайд 10Основные причины высоких затрат на коммунальные услуги
значительная часть объектов изношена, требует
капитального ремонта и имеет низкий уровень благоустройства.
Около 5 % детей обучается в учреждениях образования, находящихся в аварийном состоянии,
42 % – в учреждениях, требующих капитального ремонта,
20 % – в учреждениях, не имеющих всех видов благоустройства.
Слайд 11Какой выход? Как снизить затраты на коммунальные услуги?
Для модернизации всех объектов
бюджетной сферы, включая меры по повышению эффективности использования коммунальных ресурсов, потребуется не менее 500 млрд руб.
Бюджетная система не способна выделить такой объем ресурсов на данные цели.
Однако потребность в них может быть существенно снижена при запуске механизмов, в которых экономия финансирует модернизацию. Для снижения нагрузки на бюджет необходимо привлечь частные средства в рамках формирования частно-государственных партнерств.
Слайд 12Внедрение системы лимитирования энергопотребления в1999 г.
Лимит – это необходимый
минимум потребления
энергоносителей, при котором осуществляется жизнедеятельность бюджетной организации и соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм.
Лимит потребления энергоносителей является их предельной величиной, оплачиваемой по льготному тарифу, который устанавливается Правительством в зависимости от средств выделяемых на госбюджетную сферу.
Слайд 13Внедрение системы лимитирования энергопотребления в1999 г.
В 1999–2001 годах были созданы базы
данных о потреблении коммунальных услуг и соответствующих расходах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
наведение порядка в оплате коммунальных ресурсов, позволила сократить задолженность бюджетных организаций за коммунальные ресурсы и повысить надежность их энерго- и водоснабжения.
Слайд 14Внедрение системы лимитирования энергопотребления в1999 г.
Снижение задолженности одновременно заложило основу для
получения реальной экономии бюджетных расходов за счет реализации программ оснащения бюджетных объектов приборами учета и повышения энергоэффективности.
До 2001 года бюджетные потребности в оплате коммунальных услуг преимущественно планировались от достигнутого уровня, с учетом ограниченных возможностей соответствующих бюджетов. Только начиная с 2001 года бюджеты коммунальных расходов были составлены именно на основе физических лимитов.
Слайд 15Внедрение системы лимитирования энергопотребления в1999 г.
система лимитирования не стимулировала снижение потребления
энергоресурсов. При обосновании лимитов требовалось указывать снижение расходов за счет энергосбережения, но эта деятельность никак не поощрялась, тогда как превышение лимита требовало длительных объяснений и согласований.
С 2004 года в ходе административной реформы на федеральном уровне система лимитирования фактически была упразднена, хотя постановления о лимитах никто не отменял.
Слайд 16Организация учета потребления энергоносителей- первый шаг снижения коммунальных затрат
Рисунок
1.
Экономия оплаты тепловой энергии за счет установки приборов учета тепла на объектах бюджетной сферы г. Екатеринбурга
Слайд 17
Для примера рассмотрим тепловые нагрузки по гостинице «Бурятия», построенной в
80-е годы. Расчетная тепловая нагрузка – 3,91 Гкал/ч, в то числе:
отопление - 1,09 Гкал/ч;
вентиляция - 0,378 - « -;
горячее водоснабжение - 1,193 – « -;
кондиционирование воздуха – 1,25 - « -.
Слайд 18Сопоставление фактического теплового потребления с расчетными
Слайд 19Программа «Энергосбережение Минобразования России на 1999–2005 годы».
В рамках
данной программы создана:
информационно-аналитическая система учета расхода ТЭР,
система управления энергосбережением в университетах и колледжах,
система финансирования мер по энергосбережению.
В результате, например за счет мер по энергосбережению, коммунальные расходы Белгородского ГТУ были снижены на 30 % по теплу, на 36 % по горячей воде, почти на 50 % по холодной воде [2].
Слайд 20Резюмируя опыт российских регионов и городов, можно отметить, что:
• реализация проектов
повышения эффективности использования энергии на объектах бюджетной сферы и установки приборов учета дает значительную экономию бюджетных средств;
• растет понимание того, что экономия энергии может стать источником финансирования модернизации бюджетных зданий, поэтому все чаще предлагаются механизмы использования полученной и изъятой временно из бюджетного оборота экономии на продолжение работ по энергосбережению;
• многие механизмы стимулирования энергосбережения уже прописаны в нормативно-правовых документах, но отсутствие комплексности решения проблемы и изменений в бюджетном законодательстве не позволили реализовать их на практике;
• основная часть уже разработанных механизмов предполагает фиксацию и временное использование экономии на коммунальных платежах на цели стимулирования и финансирования продолжения работ по программам повышения энергоэффективности в бюджетной сфере;
Слайд 21Потенциал повышения энергоэффективности
Потенциал повышения энергоэффективности на объектах бюджетной сферы
оценивался как часть потенциала для всей сферы услуг.
Сфера услуг потребляет 56 млн т. у. т. в год, из которых около 40 млн т. у. т. приходятся на бюджетную сферу, т. е. 70 % от потребления сферой услуг и 6 % от потребления конечной энергии.
Слайд 22Структура потребления энергии в бюджетных зданиях
Слайд 23Потенциал энергосбережения
В системах отопления зданий бюджетной сферы технический потенциал энергосбережения составляет
в среднем 49 %.
в системах отопления учреждений здравоохранения он составляет 60 %,
в образовательных учреждениях – 80 %.
Слайд 24Потенциал энергосбережения
Высокие удельные расходы во многих зданиях – результат длительного
срока их эксплуатации без капитального ремонта. Часть этого потенциала можно реализовать за счет комплексного капитального ремонта, в котором нуждаются 42 % образовательных учреждений.
Слайд 25Потенциал энергосбережения
Технический потенциал энергосбережения в системах освещения бюджетной сферы равен 4,6
млн т. у. т., или приблизительно 48 % от уровня потребления электроэнергии в 2005 году
Слайд 26Потенциал энергосбережения
Во многих российских школах системы освещения не заменялись на протяжении
40–50 лет. В одной из московских школ на долю освещения приходилось 74 % всего потребления электроэнергии, при этом требования к оптимальным уровням освещенности для сохранения хорошего зрения школьников и учителей все равно не соблюдались.
Слайд 27Потенциал энергосбережения
Технический потенциал в горячем водоснабжении объектов бюджетной сферы составляет 0,14
млн т. у. т.,
в пищеприготовлении – 1,27 млн т. у. т.
На уголь и прочие источники энергии приходится только 0,5 % всего потребления энергии Технический потенциал повышения эффективности их использования равен 0,04 млн т. у. т.
Слайд 28Типовые энергосберегающие мероприятия в бюджетной сфере
Слайд 29Типовые энергосберегающие мероприятия в бюджетной сфере
Слайд 30Типовые энергосберегающие мероприятия в бюджетной сфере
Слайд 31Типовые энергосберегающие мероприятия в бюджетной сфере
Слайд 32Типовые энергосберегающие мероприятия в бюджетной сфере
Слайд 33Типовые энергосберегающие мероприятия в бюджетной сфере
Слайд 34Механизмы повышения энергоэффективности
1.Федеральное правительство, администрации субъектов федерации и муниципалитеты – должны
сформулировать целевые установки по повышению энергоэффективности.
Руководитель каждого ведомства должен подготовить и пpедставить пpогpамму pеализации этой целевой установки. Данная пpогpамма должна включать:
• опpеделение лиц, ответственных за pеализацию пpогpаммы в зданиях и на объектах, пpинадлежащих данному ведомству;
• пpоведение энеpгетических обследований объектов;
• опpеделение пеpечня основных меp, позволяющих pеализовать целевые установки с минимальными затpатами;
• опpеделение пеpечня оpганизаций, котоpые пpедполагается пpивлечь к участию в пpоектах;
• опpеделение гpафика оснащения зданий устpойствами контpоля и pегулиpования энеpгопотребления и сpоков полного пеpехода в pасчетах за тепло по показаниям приборов учета;
• заявку на финансиpование пpогpаммы.
Слайд 35Механизмы повышения энергоэффективности
2.Часть экономии бюджетных средств за счет повышения энергоэффективности должна
оставаться в распоряжении бюджетной организации.
Правительство может разрешить использовать полученную экономию на другие нужды бюджетной организации, а не изымать экономию в бюджетном процессе.
Слайд 36Механизмы повышения энергоэффективности
3. Государство должно поддержать становление и развитие частно-государственных партнерств
(ЧГП) в профессиональном управлении объектами недвижимости бюджетных организаций.
ЧГП позволяют привлекать финансовые ресурсы частного сектора для модернизации объектов бюджетной сферы с возвратом средств за счет получаемой экономии на оплате коммунальных ресурсов и услуг комфорта. Первыми шагами в данном направлении могут стать контракты с энергосервисными компаниями на предоставление коммунальных услуг или на обслуживание инженерных систем бюджетных зданий и предоставление услуг комфорта бюджетным организациям.
Слайд 37Механизмы повышения энергоэффективности
4. При закупках энергопотребляющего оборудования для нужд бюджетных организаций
необходимо перейти к анализу ценовых предложений поставщиков с учетом стоимости их эксплуатации в течение цикла жизни.
Данная проблема должна решаться путем использования в закупочных процедурах концепции затрат цикла жизни оборудования. Затраты цикла жизни определяются по следующей формуле: стоимость оборудования (зданий) плюс дисконтированная величина расходов на оплату его эксплуатации за нормативный срок жизни данного оборудования.
Слайд 38Механизмы повышения энергоэффективности
5. Для повышения эффективности управления энергетическими издержками бюджетных организаций
необходимо наладить систему информационного обеспечения этой деятельности.
Лучшие проекты можно представлять на федеральный, региональные и муниципальные конкурсы «Энергетические звезды», и таким образом распространять передовой опыт.
Необходима организация консультативной помощи бюджетным организациям. Они должны быть обеспечены методическими рекомендациями по pазpаботке пpогpамм и по пpоведению энеpгетических обследований, по созданию системы мониторинга и отчетности.