Слайд 1Искусство XX века
Исторический фон
Век трагических социальных потрясений
Век двух мировых войн
Век ошеломляющего
научно-технического прогресса
Слайд 2
Психоанализ
Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к
расстройствам.
1895 – «Исследования истерии» (Зигмунд Фрейд, Йозеф Брейер)
1900 – «Толкование сновидений» (Фрейд)
Слайд 3
Рентгеновское излучение было открыто Вильгельмом Конрадом Рентгеном. 1895 - статья «О новом
типе лучей» о рентгеновских лучах, которые он назвал X-лучами (x-ray) в журнале Вюрцбургского физико-медицинского общества.
Слайд 4Сделанная В. К. Рентгеном фотография (рентгенограмма) руки Альберта фон Кёликера
Слайд 5Теория относительности
В сентябре 1905 г. Альберт Эйнштейн публикует свою знаменитую работу «К электродинамике движущихся тел».
Теория
относительности применяется в физике и астрономии начиная с XX века. Новая теория заменила 200-летнюю механику Ньютона.
Ньютоновские понятия о движении были кардинально скорректированы посредством нового глубокого применения принципа относительности движения. Время уже не было абсолютным .
Специальная теория относительности (СТО):
Опираясь на геометрию Римана и Лобачевского, Эйнштейн вводит понятия относительности пространства и времени, под которой понимается изменение размеров тел предметов (пространства) и хода времени в разных системах отсчета. То есть, если пространство и время относительны, то размер единицы длины (например, метра) и длительность единицы времени (например, секунды) в подвижной и неподвижной системах отсчета имеют разные величины
Слайд 6Открытия в художественном мире:
Открытие Первобытного искусства
Изобретение кинематографа
Слайд 7Открытие Первобытного искусства
1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола случайно обнаружил
пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей.
Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Слайд 10Братья Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже братья Люмьер продемонстрировали
«Синематограф».
Слайд 12Как себя чувствовал человек при смене мировоззрения?
Слайд 14Портрет неизвестного, читающего газету (Шевалье Х) , 1911 - 1914
Андре Дерен
Слайд 15Реакция художника?
Поиск новых возможностей средств выразительности
Переосмысление художественно-выразительных средств и усиление отдельных
-
Цвет
- Свет
Композиция
Живописная фактура
Изобретение новых видов искусства
Слайд 16
Изобретение новых видов искусства
Коллаж
Ready-made
Перформанс
Во второй половине 20 века:
Инсталляция
Видео-арт
Нет-арт
Ленд-арт
Слайд 17Искусство XX века
Первая половина века - Модернизм
Установка на новизну, формальные эксперименты
Импрессионизм
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Абстракционизм
Супрематизм
Конструктивизм
Дадаизм
Сюрреализм
Абстрактный
экспрессионизм
Вторая половина века - Посмодернизм
Установка на иронию, игру, цитирование произведений прошлого, интермедиальность
Поп-арт
Искусство перформанса
Флюксус
Концептуальное искусство
Искусство инсталляции
Боди-арт
Гиперреализм
Видео-арт
Лэнд-арт
Интернет-арт
Слайд 18Искусство XX века
Модернизм – исторический период развития искусства конца 19 –
середины 20 вв.
Модернизм
Стремление к обновлению художественного языка
Формальный эксперимент – основа творческого метода
Отображение современности
Авангард
Установка на новизну, слом традиций, прорыв в будущее. Экспериментальные течения, идеи.
Сопровождаются шоком, скандалом, эпатажем.
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Абстракционизм
Футуризм
Лучизм
Конструктивизм
Супрематизм
Дада
Сюрреализм
Слайд 19Авангард
Передовой отряд (Французский военный термин)
Условия, которые определяют авангард:
Художник непрерывно стремится к
открытию
Не отображение, не преображение действительности, а разрушение и создание нового
Манифестность, программность. Авангард сопровождается шумом, скандалами.
Слайд 20Фовизм
«Краски стали зарядами динамита. Они исторгают свет и, кажется, способны взорвать
реальность» (Андре Дерен)
С 1905 года
Слайд 21С фовистов («диких») обычно начинают историю современной живописи.
А.Матисс, А.Дерен, М.Вламинк,
А.Марке, Ж.Руо, К.Ван Донген и др.
1905 выставка в Париже. «дикие» - les fauves
Характерные особенности живописи фовистов:
предельно интенсивное звучание открытых цветов,
сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур,
сведение формы к простым очертаниям
отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
резкое противопоставление цветов и упрощенность форм
Группа «Диких» заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг.
Слайд 23Подсолнечники в вазе ,
Около 1898-1899 гг.
Анри Матисс
Слайд 24Люксембургский сад , Около 1901
Анри Матисс
Слайд 25
Красная комната, 1908
Анри Матисс
Слайд 28Портрет жены художника , 1913
Матисс, Анри
Слайд 29Натюрморт с голубой скатертью , 1909
Матисс, Анри
Слайд 30Разговор , Между 1908-1912 гг.
Матисс, Анри
Слайд 31Портрет Л. Н. Делекторской , 1947
Матисс, Анри
Слайд 32Кубизм
1907-1909 – Сезанистский период
1910 – 1912 – Аналитический период
1913-1914 – Синтетический
период
«Истина лежит за пределами какого бы то ни было реализма, к тому же не следует путать внешний вид вещей и их сущность», Хуан Грис
Слайд 33
Самое мощное движение в искусстве со времени итальянского Ренессанса.
Это авангардистское
движение произвело революционный переворот в европейской живописи и скульптуре в начале XX столетия.
Толчки для создания кубизма:
Схематизация форм Сезанна «трактовать формы природы как формы цилиндра, сферы, конуса» (1907 – посмертная выставка Сезанна в Париже)
Геометризация в африканской скульптуре
Слайд 34Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907
Слайд 36
Ваза с фруктами , 1909
Пикассо, Пабло
Домик в саду , 1908
Пикассо, Пабло
Слайд 39Гитара и скрипка , Около 1912 г.
Пабло Пикассо
Слайд 40Музыкальные инструменты , 1912
Пикассо, Пабло
Слайд 41
В 1912 - 1914 гг. Пабло Пикассо и Жорж Брак совершили
революцию в искусстве, внедрив в живописную практику коллаж, ставший характерной чертой «синтетического кубизма».
Коллаж (от франц. сoller – клеить, приклеивать) – это техника создания живописного или графического произведения, предполагающая введение в него наклеек из плоских или объемных материалов (газет, обоев, цветной бумаги, картона, тканей, дерева, металла, различных предметов).
Слайд 42Брак Ж.
Трубка, рюмка, игральная кость и газета
Слайд 43Экспрессионизм
группа «Мост»
группа «Синий всадник»
Слайд 44Предшественники: Э.Мунк, чьи картины критика назвала «криками времени»; Ф.Ходлер; В.Ван Гог.
expression – выражение
Внутреннее выражение торжества духа над материей.
Экспрессионизм впервые глубоко и массированно вторгся в область безобразного, больного, непристойного
Воссоздание образа мира – катастрофы, живого хаоса, в котором живет современный человек.
Слайд 45Группа «Мост»
1905-1912
1905 г. студенты архитектурного факультета Высшего технического училища: Э.Нольде, М.Пехштейн,
К.Ван Донген и др.
«К нам принадлежит каждый, кто непосредственно и искренне выражает то, что понуждает нас творить». Эрнст Людвиг Кирхнер, Манифест 1906 г.
Слайд 47Эрнст Людвиг Кирхрер. «Уличная сцена в Берлине», 1913
Слайд 48Кирхнер. «Красная проститутка», 1914
Слайд 50Эрнст Людвиг Кирхнер. Плакат «Мост». 1910
Слайд 51Эмиль Нольде «Танцующие дети», 1909
Слайд 52Эмиль Нольде «Осеннее море», 1910
Слайд 53Эмиль Нольде «Натюрморт с масками», 1911
Слайд 55Эмиль Нольде. Голубые ирисы и красные цветы. 1950
Слайд 57Синий всадник
1911-1914
В 1910 г. В.Кандинский и Ф.Марк организовали альманах под названием
«Синий всадник», а в 1911 – выставка «Синий всадник» положила начало второму объединению экспрессионистов «Синий всадник» (1911 – 1914).
Главные фигуры: В.Кандинский, Ф.Марк, П.Клее, А.Кубин, О.Кокошка.
Слайд 58Вид Мурнау , 1908 г.
Василий Кандинский
Слайд 62Футуризм
1909 – Ф. Маринетти и Дж. Балла опубликовали «Манифест футуризма»
«Ревущий автомобиль,
несущийся на скорости, прекраснее Ники Самофракийской», - Филиппо Маринетти
Слайд 63Футуризм
Срывание романтических покровов, обесценивание повседневности, разрушение художественной иллюзии, торжественности, возвышенности.
Передача динамики
подлинной жизни, возникновение новых ценностей (механизмы, электричество).
«Убьём лунный свет!», т.е. психологизм и жизнеподобие
Передача действия, формы, а не внутренней жизни человека!
Слайд 66Умберто Боччони. «Автопортрет», 1908
Слайд 67Боччони. «Симультанное зрение», 1911
Слайд 69Боччони. «Динамизм велосипедиста», 1913
Слайд 70Боччони. «Уникальные формы длительности в пространстве», 1913
Слайд 71Дж. Балла «Полет ласточки», 1913
Слайд 72Балла. «Динамизм собаки на поводке», 1912
Слайд 73Балла «Абстрактная скорость. Автомобиль проехал», 1913
Слайд 74Балла. Футуристическая посуда и мебель
Слайд 75Русский авангард
Авангард - фр. avant-garde — передовой отряд.
Слайд 76Бубновый валет
1910-1918
Выставочное объединение
Слайд 77Илья Машков «Натюрморт с ананасом» 1910г (121х171 см)
Слайд 78Илья Машков «Автопортрет и портрет П.П.Кончаловского»
Слайд 79Петр Кончаловский (1876-1956)
«Семейный портрет» (1911)
Слайд 80П.П.Кончаловский «Матадор Мануэль Гарта»
Слайд 85Лучизм
1911-1917
Изобретен Ларионовым в 1911 и 1912 г.,
один из самых
первых вариантов беспредметной живописи.
«Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника». (Брошюра «Лучизм», 1913 г. )
Важнейшее положение этой теории – идея освобождения живописи ради решения чисто живописных задач.
Лучистские холсты полны стихийного начала, спонтанно-артистичны.
Слайд 86Михаил Ларионов (1881-1864)
Парикмахер
Слайд 89«Петух и курица» 1912 г. Холст, масло 69 х 65 см.
Слайд 90«Стекло» 1912 г. Холст, масло. 104.1 x 97.1 cm.
Слайд 91Наталья Гончарова (1881-1962)
Неопримитивизм
Лучизм
Слайд 92Гончарова Н.С. «Стрижка овец» 1907 г. Холст, масло
Слайд 93Гончарова Н.С. «Бабы с граблями» 1907 г. Холст, масло
Слайд 94«Павлин под ярким солнцем» 1911 г. Холст, масло. 129 x 144
см.
Слайд 96Абстракционизм
Отказ от копирования реальности, уход от предметности
(лат. abstractio — удаление, отвлечение)
—
направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
Слайд 98
1910. Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
1926. Василий Кадинский. «Точка и
линия на плоскости»
Слайд 99Вид Мурнау , 1908 г.
Кандинский, Василий
Слайд 100Зимний пейзаж , 1909 г.
Кандинский, Василий
Слайд 1011910 – одна из первых абстрактных картин
Слайд 102
«Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет -
это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль» (В. Кандинский).
«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» (В. Кандинский).
Слайд 103Эскиз к композиции V , 1911 г.
Василий Кандинский
Слайд 104Композиция VI , 1913 г.
Василий Кандинский
Слайд 106Супрематизм
От лат. Supremus – наивысший
Художественно-философская система
Разновидность
абстракционизма
Метод отражения
высшей реальности
Комбинации разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямые линии, квадрат, круг и прямоугольник).
Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Слайд 107
1913-1918: Три стадии супрематизма:
Черный
Красный
Белый
Задача: одной плоскостью передать статику и видимый динамический
покой
Супрематические фигуры: чистая плоскость, квадрат, круг, крест – основа языка системы миропостроения
Слайд 109Выставка «Ноль-десять», Петроград, 1915 год. Малевич: «Я преобразился в нуле форм
и выловил себя из омута дряни академического искусства»
Слайд 117Конструктивизм
Франц. Constructivisme от лат. constructio - построение
Слайд 118Конструктивизм
Конструктивизм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии
и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.
Конструктивизм в архитектуре:
Строгость, геометризм, лаконичность
Четкий рациональный план
Выявление внутренней структуры во внешнем облике
Функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе функционирования зданий
Слайд 119
В фотографии: геометризация композиции, съёмка в головокружительных ракурсах при сильном сокращении
объёмов. (Александр Родченко).
В графике: применение коллажа вместо рисованной иллюстрации, предельная геометризация, подчинение композиции прямоугольным ритмам. Цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.
Конструктивистские тенденции в моде: подчёркнуто геометризированные формы (Варвара Степанова, Любовь Попова).
Слайд 120Татлин. «Контррельеф», 1916
Контррельеф – рельефный коллаж из холста, кусков картона,
жести, бумаги, стекла, дерева и верёвок.
Слайд 121Владимир Татлин. «Угловой контррельеф»
Выход изображения из плоскости картины в реальное трёхмерное
пространство, в котором находится зритель.
Слайд 122Владимир Татлин. «Угловой контррельеф», 1916
Слайд 124Татлин. «Летатлин без обтяжки», 1929-32
Слайд 125Татлин. «Памятник III интернационалу», 1920
«Из железа, стекла и революции»
3 объёма:
цилиндр –
пресс-центр
конус- исполком и секретариат
параллелепипед – для съездов, собраний
Слайд 126Татлин. «Памятник III интернационалу». Реконструкция 1992-1993 гг.
Слайд 127Коллаж «Иллюстрация к поэме В.В. Маяковского «Про это», Александр Родченко
Слайд 128А.Родченко, В.Степанова. Плакат для изд-ва ЛЕНГИЗ, 1924
Слайд 129Аналитическое искусство
Павел Филонов (1883-1941)
Слайд 1341932 – начало Социалистического реализма
Исаак Бродский «Ленин в Смольном»