Слайд 1Чехословацкая
мультипликация и анимация
Слайд 2Чехословацкая анимация – одна из самых интересных и самобытных. В ее
истории не было долгих лет подражания «диснеевскому» стилю (как во многих других странах). Уникальный национальный кино-язык выработался здесь довольно рано, и уже очень скоро чешская анимация сама стала источником вдохновения для американских художников.
Слайд 3Зарождение чешской анимационной традиции относится к середине 1940-х годов и связано
с именем гениального кукольника Иржи Трнки.
Слайд 4За 20 лет работы Трнка снял невероятное количество фильмов, среди которых
и экранизации Чешских легенд
Слайд 5полнометражный фильм по Шекспиру «Сон в летнюю ночь»
Слайд 6три получасовых эпизода «Приключений бравого солдата Швейка
Слайд 7Сегодня визитная карточка режиссера - его последняя работа — «Рука». Она
о наболевшем – о том, как живется художнику в тоталитарном государстве. Сюжет строится вокруг маленького кукольного гончара, к которому однажды приходит большая человеческая Рука с требованием вылепить ее изображение.
Слайд 9Эта притча принесла Трнке ошеломительную славу за рубежом и множество проблем
на родине. Спустя 4 года судьба режиссера с печальной дословностью воспроизвела коллизию из фильма: всю жизнь сталкивавшийся с цензурными запретами, мастер был препровожден своим государством в последний путь с огромными почестями… и на долгие годы фактически вычеркнут из национальной памяти.
Слайд 10Одно из видных мест в ряду зачинателей чехословацкой мультипликации принадлежало Гермине
Тырловой. Параллельно с Трнкой она занялась кукольной анимацией.
Слайд 11Истинную славу Тырловой принесли ленты 1960-х годов, когда она создала свой
уникальный стиль «фильмов из подручных материалов». Она начала с использования шерсти и войлока, а в 1970-х работала с полурельефными куклами, сделанными из кружев, дерева и стекла. В отличие от Трнка, ее сюжеты детские.
Слайд 12Имя Бретислава Пояра настолько прочно связывается с именем Иржи Трнки, что
в некоторых случаях источники даже путаются в авторстве, приписывая один и тот же фильм, то великому мастеру, то его младшему соратнику. Пояр присоединился к Трнке в конце 1940-х
Слайд 13После эмиграции в Канаду он со своим фильмом «Лев и песенка»
стал победителем первого анимационного фестиваля в Аннеси. Пояр прославился в первую очередь своими кукольными работами, однако имеются у него и рисованные фильмы.
Слайд 14
К их числу относится «Если» — картина, фантазирующая о том, что
бы было, если бы люди перестали тратить деньги на оружие.
Слайд 15В более молодом поколении чешских режиссеров одно из первых мест принадлежит
Иржи Барте, который работает в смешанных техниках, используя и куклы, и рисунок, и перекладку, и барельефную анимацию, и анимацию объектов.
Слайд 16Фильм «Диск-жокей» - одна из ранних работ режиссера.
Слайд 17Гарик Секо дебютировал как режиссер в 1964 году. Свои первые фильмы
Секо делает из камней, ниток, проволоки, а впоследствии занимается и одушевлением объектов
Слайд 18Из чешских мастеров рисованного кино шире других прославилась Михаэла Павлатова, чей
фильм «Слова, слова, слова» был номинирован в 1991 году на премию «Оскар».
Слайд 19 Ранняя работа – «Этюды из альбома», как и многие другие
фильмы Михаэлы, посвящена человеческим взаимоотношениям и тем трудностям, с которыми люди сталкиваются, пытаясь наладить диалог.
Слайд 21Величайший авангардист, сюрреалист Шванкмайер не слишком-то любит, когда его киноискусство сводят
к анимации. Работая с объемной анимацией, Шванкмайер может одушевить все, что угодно – вплоть до кусков мяса. Его ученикам называет себя Тим Бартон.
Слайд 22Его самый известный фильм «Возможности диалога», состоит из трех новелл, рассказывающих
о том, к чему приводят попытки людей договориться между собой
Слайд 24«Сказки лесных человечков. Кржемелик и Вахмурка»