Слайд 14. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ КАК ПРОЦЕССОМ
В.И. Матис
д. п. н., профессор, СНС
АГИК
vmatis@rambler.ru
Слайд 2ПЛАН
1. Понятие «управление», задачи и функции 3-6
2. Обобщенная структура системы управления
(с обратной связью) 7-42
3. Система управления профессиональным развитием 43
4. Этапы процесса управления 44
Слайд 31. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ», ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Управление – это воздействие на какую-то
систему (процесс) с целью достижения желаемых изменений в ее (его) состоянии или поведении.
Всякое управление предполагает наличие цели, т.е. модели желаемых изменений.
Слайд 41. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ», ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Суть задачи управления системой –
1)
отделение ценной информации от "шумов" (бесполезного, иногда даже вредного для системы возмущения информации)
2) выделение информации, которая позволяет этой системе существовать и развиваться.
Управление – это целенаправленная актуализация знаний.
Управление и особая форма – самоуправление, – высшая форма актуализации знаний.
Слайд 51. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ», ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Управление в системе – внутренняя функция
системы, осуществляемая независимо от того, каким образом, какими элементами системы она должна выполняться.
Управление системой – выполнение внешних функций управления, обеспечивающих необходимые условия функционирования системы.
Слайд 61. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ», ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Система, на которую оказываются целенаправленные воздействия
(профессиональное развитие), называется управляемой или – объектом управления (ОУ).
Носителем цели управления является субъект управления (СУ).
Слайд 72. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
(С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
УВ
Слайд 82. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
УС – управляющая система;
СУ – субъект управления (говорят также «управляющий орган»);
ОУ – объект управления (управляемая система);
ИМ – исполнительный механизм (исполняющий орган);
U – прямая управляющая связь для передачи управляющих воздействий (УВ);
Iос – обратная информационная связь.
Слайд 92. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.1. Профессиональное развитие и
самосовершенствование
Профессиональное развитие – определяется как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования.
Профессиональное развитие и самосовершенствование представляет собой процесс, последовательно проходящий определенные ступени приближения к цели.
Слайд 102. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
Всякое управление предполагает наличие
цели, т.е. модели желаемых изменений.
2.2. ЦЕЛЬ
Слайд 112. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.2. Цель
Отметим, что показанные
на рисунке элементы «цель» и «ресурсы» имеют принципиальное значение для управления процессом профессионального развития.
Наличие цели является необходимым по определению понятия "управление".
Остается уточнить, что в системе управления цель может быть сформулирована по-разному:
Слайд 122. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.2. Цель
ЦЕЛЬ – общая
направленность профессионального развития, проект действия, т.е. то, чего требуется достичь.
Цель управления профессиональным развитием определяет ориентацию процесса – прикладное оно или теоретическое.
Слайд 132. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.2. Цель
Eg:
достичь определенного состояния
на объекте управления, т.е. перевести объект управления в целевое состояние;
поддержать объект управления в заданном состоянии;
минимизировать затраты системы управления при достижении целевого или при поддержании заданного состояния.
Слайд 142. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.2. Цель (основные требования
к формулировке цели)
Всякая единичная цель должна обладать пятью основными свойствами
1. Полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности.
2. Операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью).
3. Временной определенностью.
4. Реальностью (соответствием возможностям).
5. Побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).
Слайд 152. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.3. Ресурсы и ограничения
Имеющиеся
в распоряжении УС ресурсы определяют ее возможности при выборе стратегии управления. Кроме собственно ресурсов на выбор УВ влияют и иные ограничения, характерные для данной системы управления.
Eg:
Так, при управлении в системе образования такие ограничения могут порождаться нормативно-правовой документацией, законами, отраслевыми или государственными стандартами, нормами, правилами поведения, временными ограничениями и др.
Слайд 162. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.3. Ресурсы и ограничения
Риск
– опасность ошибочного решения, потерь, негативное отклонение от цели.
Так как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском.
Риск может заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета, сорвать эксперимент, не достичь успеха и т.д.).
Слайд 172. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Профессиональное сознание
и мышление,
уровень образованности и личностное
развитие участника общественной деятельности
формируются не только в результате педагогических, психологических и др. условий и целенаправленной деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, среды.
Слайд 182. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Окружающая среда
и ее влияние на мировоззренческий, профессиональный и нравственный уровень профессионала изучались и изучаются на теоретическом уровне и в форме конкретных исследований материальных, жилищных, бытовых и культурных условий жизни.
Слайд 192. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Среда представляется
сложной системой, включающей человека в жизнь.
Человека формирует среда, в которой он живет, растет и развивается. Среда обитания включает социокультурные традиции, доминирующие научные картины мира – которые объективно оказывают влияние на формирование сознания. Его формирует общение с произведениями литературы, искусства, массовой культуры.
Слайд 202. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Социальная среда
в педагогике, например, употребляется в нескольких смыслах:
- во-первых, это широкая социальная действительность (общество, государство в целом – макроуровень);
- во-вторых, это среда, учитывающая этнокультурные особенности, уровень развития экономики и инфраструктуры региона (мезоуровень);
- в-третьих, непосредственно окружающая человека среда (школа, коллектив, семья, друзья), так или иначе влияющая на формирование и развитие его социальных, профессиональных и личностных качеств (микроуровень).
Слайд 212. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Социологи под
социальной средой понимают совокупность индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личность сталкивается на протяжении своей жизни [5, с. 97]. Однако некоторые исследователи в социальной среде упускают из виду социальную сущность вещей, совокупность которых составляет предметную (или материально-вещную) сторону социальной
среды.
Слайд 222. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Предметом научного
анализа различных исследователей (педагогов, психологов, социологов, философов) становились вопросы о мотивах выбора профессии и трудоустройстве, развертывались исследования некоторых экономических проблем образования, изучались причины неудовлетворенности трудом, заработной платой, проводились панельные исследования и регулярный мониторинг с целью выяснения динамики социальных условий жизни молодого человека, его социально-психологического самочувствия, формирования ценностных установок и т.д.
Слайд 232. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Социальная среда
во многом определяет своеобразие личности профессионала, ее национальные особенности и индивидуальность. Эти особенности – понятие историческое, они могут меняться
- с развитием нации,
- изменением условий проживания,
- формированием новых стереотипов и т.
Слайд 242. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Национальная среда,
в которой формируются конкретные качества личности, – это совокупные условия проявления в жизненной практике человека объективных и субъективных факторов, принявших своеобразную, конкретно-историческую форму общественного бытия этноса.
Слайд 252. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Коммуникативная среда,
заключающая в себе механизм становления и самообоснования личности в условиях множественности культур. Развитие профессионального уровня личности в этом случае – своеобразная интериоризация диалога, поскольку «сформулировать свою точку зрения невозможно, не воспроизведя в ней иные способы понимания».
Слайд 262. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Социокультурная среда
проживания людей, включающая в себя современные типичные формы взаимоотношений и поиск путей формирования взаимного уважения, доверия, заинтересованности, действенной взаимопомощи молодого и старшего поколений.
Слайд 272. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.4. Окружающая среда
Социокультурная среда
по месту жительства, включающая в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования, развития и профессиональной деятельности людей, неразрывно связанных с общественными отношениями, традициями и возможностями (инфраструктурой).
Наличие объектов социально-культурной деятельности (клубы, театры, спортивные сооружения), в которые вовлечены люди, имеет существенное значение и оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций, предоставляет возможности или не способствует развитию способностей и желаний у подрастающего поколения.
Слайд 282. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
+ 2.4. Окружающая среда
В
результате массовых опросов, глубинных интервью и экспертных оценок, осуществляемых в рамках научной школы «поликультурный подход в образовании и культурной сфере», выявилась тесная взаимосвязь между экономическим положением, социальным статусом, семейным положением, уровнем образования, специфическими особенностями окружающей среды и влиянием этих особенностей на профессиональный уровень на личностное развитие респондента, его сознание и мышление, на его образ мира.
Слайд 292. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.5. Управление системой
По характеру
управления, охвата подсистем и подцелей (цели системы) управление профессиональным развитием может быть:
1. Стратегическим, направленным на разработку, корректировку стратегии поведения системы;
2. Тактическим, направленным на разработку, корректировку тактику поведения системы.
По времени управляющего воздействия системы могут быть: долгосрочно и краткосрочно управляемые.
Слайд 302. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.5. Управление системой
Управление любой
системой (в любой системе) должно подкрепляться необходимыми ресурсами – материальными, энергетическими, информационными, людскими и организационными (административного, экономического, правового, гуманитарного, социально-психологического типа).
При этом характер и степень активизации этих ресурсов может повлиять (иногда лишь косвенно) и на систему, в которой информация используется. Более того, сама информация может быть зависима от системы.
Слайд 312. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.5. Управляющая система
Форма разделения
труда по управлению профессиональным развитием и саморазвитием личностси. Каждый элемент (субъект управления, управляющий механизм) создаются для выполнения определенного набора функций управления профессиональным развитием. Для выполнения функций участники процесса наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами, процессами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
Слайд 322. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.6. Субъект управления
Совокупность подразделений,
должностных лиц, инструментов, используя которые можно добиться успеха в профессиональном развитии или процессе профессиональной деятельности;
«философия» профессионального развития (не результаты и услуги нужны нашим профессионалам, а решение их проблем для достижения результатов профессионального саморазвития).
Слайд 332. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.6. Субъект управления
Носителем цели
управления является субъект управления (СУ) – администрация, руководство, научный руководитель или сама личность в процессе саморазвития и т.д.
Слайд 342. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.7. Управляющий механизм
(Управление) –
воздействие одного лица или группы лиц (научный руководитель, тренер, врач и т.д.) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя ответственности за результативность воздействия, достижение цели.
Слайд 352. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.8. Прямая управляющая связь
Между
двумя частями (управляющей системой и объектом управления) при системе управления существует прямая управляющая связь (U) для передачи управляющих воздействий (УВ) на объект управления.
Слайд 362. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.8. Прямая управляющая связь
(процесс
управления)
Деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления и механизма управления, направленная на достижение целей профессионального развития путем реализации определенных функций с использованием методов управления и будет U – прямой управляющей связью для передачи управляющих воздействий (УВ);
.
Слайд 372. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.9. Объект управления
Отдельный профессионал,
занятый выполнением конкретных научных, творческих задач по саморазвитию и самосовершенствованию. Они и субъекты науки и в тоже время объекты управления, изучают свойства, стороны и отношения процесса профессионального развития (материальные, духовные или другие) в данных условиях и в определенное время.
Слайд 382. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.9. Объект управления
Для объекта
управления научным исследованием характерна постоянная методологическая рефлексия.
Слайд 392. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.10. Обратная информационная связь
Это
означает, что рефлексия означает изучение проблем, выявление их специфики, свойств и связей. Она всегда сопровождается – в той или иной мере – осознанием методов, приемов, промежуточных результатов, предварительных выводов посредством которых анализируются результаты процесса профессионального развиия и предоставляется информация для управляющей системы (субъекта управления).
Слайд 402. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.10. Обратная информационная связь
Взаимоотношения
между субъектом и объектом управления профессиональным развитием должны сопровождаться своим специфическим, именно для них понятным языком – как естественным, так и искусственным (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).
Слайд 412. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.10. Роль информации в
управлении системами
Благодаря постоянным потокам информации (от системы к окружающей среде и наоборот) система осуществляет целесообразное взаимодействие с окружающей средой, т.е. управляет или бывает управляема.
Информация стала средством не только производства, но и управления.
Слайд 422. ОБОБЩЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ)
2.10. Роль информации в
управлении системами
Своевременная и оперативная информация может позволить стабилизировать систему, приспосабливаться и(или) адаптироваться, восстанавливаться при нарушениях структуры и(или) подсистем.
От степени информированности системы, от богатства опыта взаимодействия системы и окружающей среды зависит развитие и устойчивость системы.
Информация обладает также определенной избыточностью: чем больше сообщений о системе, тем полнее и точнее она управляется.
Слайд 433. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Вид деятельности, основанный на разделении и кооперации системы управления
профессиональным развитием с обратной связью и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Слайд 444. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
1. Сбор и анализ информации, необходимой для
управления профессиональным развитием
2. Выбор УВ (принятие решения о целесообразном управляющем воздействии) на процесс
3. Реализация решения – выработка и применение к ОУ управляющих воздействий (задачи целевые, «пристрелочные», проверяющие гипотезу и т.д.);
4. Контроль за состоянием и реакцией ОУ (по существу, этот этап есть циклический переход к первому этапу сбора и анализа информации).