Поведение человека в группе. (Тема 3) презентация

Содержание

В малой группе легче всего реализуются потребности человека в безопасности, статусе, оценке, уважении, признании, власти и принадлежности

Слайд 1Лекция. Поведение человека в группе
Понятие группы, признаки, факторы группового поведения
Стадии развития

группы
Хоуторнские эксперименты
Формальные и неформальные группы, причины вступления в неформальную группу, нормы

Слайд 2
В малой группе легче всего реализуются потребности человека в безопасности, статусе,

оценке, уважении, признании, власти и принадлежности


Слайд 3Группа
два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом,

что каждое лицо оказывает влияние на других лиц.

Слайд 4Признаки группы
Наличие групповых целей
Наличие руководителей
Иерархия членов группы
Нормы и правила поведения членов

группы
Определенные формы контроля за членами группы

Слайд 5Факторы группового поведения
Размер группы – чем больше группа, тем меньше степень

участия. Более результативны группы численностью 5-7-14, не более 20 человек
Нормы, могут иметь положительный и отрицательный характер
Статус – индивидуальный ранг, ценности или престиж в группе, организации
Роль в организации – набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. ОП интересуют рабочие роли


Слайд 6Стадии развития группы
Притирка или взаимное принятие. На первый взгляд коллектив выглядит

деловым, организованным, на самом деле люди притираются, оценивают друг друга. Часто подлинные чувства скрываются, коллективная работа отсутствует.
«Ближний бой» или распределение ролей – выявляются лидеры, образуются группировки, группа начинает обсуждать то, как достичь согласия, улучшить взаимоотношения.

Слайд 7Экспериментирование – потенциал группы возрастает, так как меньше сил уходит на

выяснение отношений и больше на решение проблем, решается вопрос о том, как использовать ресурсы.
Эффективность – группа приобретает опыт успешного решения проблем, члены группы начинают гордиться своей принадлежностью к группе, на проблемы смотрят реалистично. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи. Если группа является эффективной, то можно применять стиль делегирования полномочий.


Слайд 8
Согласно концепции Б. Такмана и М. Дженсена, группы проходят пять четко

определенных стадий развития:
стадия возникновения группы
стадия конфликта
стадия принятия групповых норм
стадия исполнения
стадия прерывания деятельности.

Слайд 9Хоуторнские эксперименты
Проведенные компанией «Вестерн электрик» в 1927—1932 годах под руководством

австралийского социолога Э. Мэйо, продемонстрировали, что поведение рабочих жестко детерминировано поведением его непосредственной рабочей группы.
работая в группах, люди действуют совсем иначе, чем в одиночку
Первоначально хотели исследовать характеристики внешней среды: освещенность рабочего места, температуру воздуха и т.п.

Слайд 10
Оказалось, что улучшение освещенности является лишь незначительным фактором повышения производительности.
в значительной

мере рост производительности и благоприятный организационный климат могли определяться только повышенным вниманием менеджмента и статусом «особой» группы.

Слайд 11
В другом эксперименте участвовали мужчины, к которым дополнительно был применен план

материального поощрения
рабочие не повышали свою производительность индивидуально. Их продуктивность контролировалась групповой нормой, которая определяла нормальную производительность рабочего дня.
рабочие даже давали искаженные отчеты о своей производительности, чтобы иметь маневр.
Производительность занижалась в целях самозащиты.

Слайд 12
Члены группы опасались, что если они значительно увеличат производительность, расценки будут

урезаны, дневные нормы повышены, а кроме того, увеличится вероятность увольнений.
Таким образом, группа формировала коллективную идею «разумной» производительности: делать не слишком много, но и не слишком мало. Скрытая групповая норма заставляла каждого усреднять свою производительность в соответствии с групповой нормой.

Слайд 13
Групповая норма включала целый ряд табу, и среди них: «не вылезай»,

«не лодырничай», «не подкладывай свинью товарищу».
Методы, которыми группа утверждала эту норму, были достаточно разнообразными. Они включали высмеивание, присваивание прозвищ, сарказм и даже физическую агрессию, выражавшуюся в толчках и угрозах тем, кто ее нарушал. Группа иногда прибегала и к остракизму, т. е. полному игнорированию того работника, который откровенно не хотел следовать норме.

Слайд 14Выводы
продемонстрирована роль групповых норм в определении индивидуального поведения на рабочем месте.


было показано, что материальное стимулирование в любой его форме в меньшей мере влияет на поведение рабочих, чем групповые стандарты, эмоции и чувство безопасности.
Людям нравится ощущать свою значимость. Как только на человека обращают внимание, интересуются его возможностями и результатами, он даже при объективно худших условиях добивается большей производительности

Слайд 15
исследователи не задались вопросом, как использовать этот групповой феномен для

повышения эффективности, а восприняли его как негативный фактор, как угрозу своим усилиям достичь максимальной эффектности
стали искать эффективные методы нейтрализации влияния группы с помощью различных управленческих приемов: постановки индивидуальных задач, установления индивидуальной ответственности, оценки деятельности каждого, и т. п.

Слайд 16Формальные и неформальные группы
Группа неформальная (неофициальная) — реальная социальная общность, не

имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы.
Неформальные коллективы – спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей

Слайд 17Группа официальная (формальная) — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически

фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд.
Официальная группа всегда имеет определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Примерами условных официальных групп могут служить различные комиссии, группы референтов, консультантов и т. п.

Слайд 18Причины вступления в неформальную группу
Потребность в принадлежности
взаимопомощь
потребность в защите
потребность в общении,

в получении наиболее полной информации
фактор соседства
Взаимные симпатии людей

Слайд 19
без неформальных групп ни о каком инновационном духе и доверии в

коллективе не может быть и речи.
гораздо эффективнее рассматривать их в качестве потенциала роста своего бизнеса, чем конкурентов в борьбе за раздел пирога власти.

Слайд 20Характеристики неформальных групп
Социальный контроль (групповые нормы приемлемого и неприемлемого поведения)
сопротивление нововведениям
поведение

неформальных лидеров
неформальные методы воздействия лидера на работников (авторитет и доверие к себе)

Слайд 21Групповые нормы
от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец —

совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Слайд 22Причины возникновения групповых норм
Преследование общих целей
Стремление к сохранению стабильности группы
Общие представления
Подражание

другим членам группы
Страх перед санкциями (насмешки, неприятие)

Слайд 23
Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать

групповым нормам, к которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и т.п.

Слайд 24Неформальные группы
Плюсы
Преданность предприятию
Высокий дух коллективизма
Более высокая производительность труда
Минусы
Снижение эффективности труда
Распространение ложных

слухов
Сопротивление прогрессивным изменениям

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика