Слайд 1Стратегии
управления персоналом
Слайд 2
Стратегия управления персоналом является сейчас ключевой функциональной стратегией организации. Одна из
особенностей современной российской ситуации заключается в том, что стратегия управления персоналом все больше становится первичной и главной не столько в силу логики желаемого стратегического развития, но все чаще как единственный реально возможный стратегический фактор.
Слайд 3Под стратегией управления персоналом российские и зарубежные авторы понимают следующее:
а)
устойчивую схему спланированного использования человеческих ресурсов и действий, направленных на обеспечение выполнения компанией поставленных целей -Герчикова, И. Н.
б) совокупность организационных действий, осуществляемых по отношению к персоналу лицами, принимающими управленческие решения на предприятии и ориентированными на долгосрочные целевые установки [Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики,
в) все действия, влияющие на поведение индивидуальных работников в процессе формулирования и удовлетворения ими стратегических потребностей организации - Грибов, В.Д
г) определенное направление действий, необходимое для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающее стратегические задачи организации и ресурсные возможности - Магур. М.
д) подсистему стратегии организации, представленную в виде долгосрочной программы конкретных действий по реализации концепции использования и развития потенциала персонала организации в целях обеспечения ее стратегического конкурентного преимущества;
е) совокупность принципов и правил управления персоналом, позволяющую достигнуть установленных целей организации;
ж) программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников, который предполагает не только определение генерального курса деятельности предприятия, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации -Лобанов, В.
Слайд 4Основные черты стратегии управления персоналом
1) стратегия управления персоналом выводится из
большого количества факторов и связана, как правило, со стратегией организации в целом;
2) цели управления персоналом являются частью организационных целей. Таким образом, стратегия управления персоналом является частью общей стратегии организации и следствием перспективного планирования ее хозяйственной деятельности
3) стратегии управления персоналом носят долгосрочный характер, что не в последнюю очередь объясняется их нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, квалификации и структуры трудового коллектива, причем такие изменения происходят, как правило, только через достаточно длительное время.
Слайд 5под «кадровой политикой организации» может пониматься:
а) генеральное направление кадровой работы, совокупность
принципов, методов, форм, организационных механизмов по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации. Кадровая политика предусматривает в первую очередь формирование стратегии управления персоналом организации, которая учитывает стратегию деятельности организации [27, с. 132] ;
б) комплекс организационных и содержательных мер, направленных на эффективное использование способностей и профессиональных навыков каждого отдельного работника в реализации конечных целей (миссии) предприятия, фирмы. Это система действий, способная заставить сотрудника фирмы (любого ранга) добровольно полностью «выложиться» на благо родной компании [39, с. 160];
в) в широком смысле слова – система правил и норм (осознанных и определенным образом сформулированных), которые приводят человеческие ресурсы в соответствие со стратегией компании. В узком смысле слова – набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации [42, с. 96];
г) широкий спектр вопросов, связанных с наймом и выбытием рабочей силы, условиями труда работников и оплатой труда, повышением квалификации и переподготовкой кадров [11, с. 51].
Слайд 6Стратегия управления персоналом может охватывать различные аспекты управления персоналом организации:
совершенствование
структуры персонала (по возрасту, категориям, профессии, квалификации и т.д.);
оптимизацию численности персонала с учетом его динамики;
повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы;
развитие персонала (адаптацию, обучение, служебное продвижение);
меры социальной защиты, гарантий, социального обеспечения (пенсионное, медицинское, социальное страхование, социальные компенсации, социально-культурное и бытовое обеспечение и др.);
развитие организационной культуры (норм, традиций, правил поведения в коллективе и т.п.);
совершенствование системы управления персоналом организации (состава и содержания функций, оргструктуры, кадрового, информационного обеспечения и др.) и т.д.
Слайд 7Варианты классификации стратегий управления персоналом в зависимости от :
– типа
конкурентной стратегии;
– типа общей стратегии организации;
– стадии развития (этапа жизненного цикла) организации;
– миссии организации;
– способа реализации стратегии в организации;
– философии менеджмента.
Слайд 8Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от типа конкурентной стратегии
Слайд 9Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от типа конкурентной стратегии
Слайд 11Классификация стратегий управления персоналом М. Марчингтона и А. Уилкинсона
Слайд 12Стратегии управления персоналом
в зависимости от ЖЦ
Слайд 13Особенности стратегии на различных стадиях развития организации по В.И. Герчикову
Слайд 15Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от миссии организации
Слайд 17Классификация стратегий управления персоналом в зависимости от способа реализации стратегии в
организации
Слайд 18Основные факторы, определяющие выбор конкретного вида стратегии
стратегия управления организацией;
существующая организационная структура;
статус
организации;
численный состав работающих;
период, на который составляется прогноз;
уровень квалификации руководителей организации в целом и служб управления персоналом.
Слайд 19Типы стратегий управления персоналом
Слайд 21критерии эффективности управления персоналом
Первый подход. Его сторонники считают, что конечные
результаты производства должны служить критериальными показателями эффективности управления персоналом. В качестве таких показателей принимаются следующие: 1) прибыль предприятия; 2) затраты на 1 рубль продукции; 3) уровень рентабельности; 4) дивиденды на 1 акцию и т.д.
Второй подход. Сторонники этого подхода к оценке эффективности управления персоналом считают, что критериальные показатели должны отражать результативность и сложность живого труда. В качестве таких показателей выделяются: 1) производительность труда (выработка на 1 рабочего; 2) общий фонд оплаты труда; 3) темпы роста производительности труда и заработной платы; 4) удельный вес заработной платы в себестоимости продукции и др.
Третий подход. Его сторонники считают, что эффективность управления персоналом определяется организацией и мотивацией труда, социально- психологическим климатом в коллективе. В качестве критериальных показателей предлагаются следующие: 1) текучесть персонала; 2) уровень квалификации; 3) затраты на обучение работников; 4) расходы на социальные программы и т.д.
Слайд 22Модель анализа эффективности стратегии персонала
Слайд 23Общая характеристика стратегии управления персоналом (пример)
Слайд 24Оценка существующих элементов управления персоналом и их соответствии типу стратегии
Слайд 25Направления формирования стратегии управления персоналом
Слайд 26Дерево целей разработки кадровой стратегии по закреплению специалистов