Слайд 1СИСТЕМНЫЙ, СИТУАЦИОННЫЙ И ПРОЦЕССНЫЙ
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
Слайд 2Понятие системы
система - это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и
связях друг с другом, составляющих целостное образование
термин система включает представление о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей, причем, свойства их зависят от системы в целом, а свойства системы - от свойств этих частей
Слайд 3Системный подход к управлению
означает признание того, что всякий объект (организация, учреждение
и т.д.) представляет собой систему, состоящую из отдельных частей, каждая из которых обладает своими собственными целями в силу относительной автономности. Руководитель должен понимать: достигнуть общих целей организации можно только в том случае, если рассматривать ее как единую целостную систему
Слайд 4Пример: Состояние системы – это множество параметров, описывающих систему на какой-либо момент
времени
Слайд 5SWOT-анализ как пример системного подхода к управлению
Слайд 6Ситуационный подход к управлению
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор
обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время
Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления»
Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации
Слайд 7Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:
1. Руководитель должен быть
знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, моделей и методов принятия решений
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильны и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции
Слайд 83. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие
факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств
Слайд 9Пример: Стили руководства в зависимости от ситуации
Слайд 10Процессный подход к управлению
В основе процессного подхода к управлению организацией лежит
выделение в организации системы бизнес-процессов и управление этими процессами
Слайд 11Для внедрения процессного подхода необходимо:
1. Провести построение, анализ и оптимизацию цепочек создания
ценности организации. Анализ деятельности компании на верхнем уровне при помощи схем цепочек создания ценности позволяет более адекватно подходить к решению задачи построения системы процессов организации в целом.
Слайд 122. Создать систему (сеть) процессов организации. Система процессов в компании может быть
использована в следующих целях:
Организации управления компании на принципах процессного подхода
Осуществления изменений в организационной структуре
Поэтапной регламентации процессов
Разработки системы показателей для управления процессами
Проведения анализа по сравнению с конкурентами
Передачи опыта между компаниями одного холдинга
Слайд 133. На основе системы процессов оптимизировать организационную структуру компании. Процессы первичны,
а организационная структура вторична, так как процессы создают ценность для клиента, структура – нет
Оптимизация может заключаться в ориентировании организационной структуры на процессы. За счет структурных изменений необходимо добиться, чтобы при выполнении процессов были устранены:
Зоны безответственности
Дублирование функций
Пересечение полномочий
Неэффективные звенья цепочки
Слайд 144. Выполнить документирование деятельности в той степени, которая необходима для организации
управления процессами.
5. Разработать и внедрить систему показателей для управления компанией и процессами. Система показателей часто привязана к структурным подразделениям. В этом случае показатели не ориентированы на результативность и эффективность процессов в масштабе всей компании
При внедрении процессного подхода система показателей должна быть привязана к процессам и ориентирована на достижение целей бизнеса в целом. При описании же процессов важно точно определить, какие именно структурные подразделения их выполняют
Слайд 156.Организовать управление процессами:
Выделить ресурсы (средства на разработку информационной системы, регламентов, обучение
персонала и т.д.)
Разработать систему целей и показателей для управления процессами
Разработать и внедрить процедуры управления корректирующими и предупреждающими действиями
7. Организовать деятельность по улучшению процессов
Слайд 168. Разработать и внедрить систему мотивации, ориентированную на улучшение процессов
Трудность
заключается в недостаточном лидерстве руководства и недостаточном вовлечении персонала. Изменения должны произойти, прежде всего, в умах сотрудников предприятия. Они должны быть готовы к ним, стремиться использовать новые методы управления. И это должно непременно поощряться руководством.
К процессному подходу надо относиться как к идеологии компании. И только потом видеть в нем набор методик (разработка системы процессов, разработка системы показателей) или программных продуктов.
Слайд 17Пример: процесс принятия решений на всех этапах управления