Слайд 1РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО КОММУНИКАЦИЯМ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ БИЗНЕС-КОНСАЛТИНГЕ
Тема V
Слайд 2План занятия
Пути успешного управления командой.
Оценка профессиональной подготовленности персонала.
Формы консультирования.
Планирование в ходе
консультирования.
Слайд 3Успешное управление командой
Стремление компаний добиться большей экономической эффективности приводит их
к необходимости время от времени пересматривать процесс управления. Вследствие использования современных информационных технологий сокращается численность персонала (прежде всего среднего звена управления), создаются межфункциональные группы, которые называют командами (по аналогии со спортом), а их руководителей — лидерами.
Слайд 4Успешное управление командой
Процесс командообразования занимает первые позиции в консалтинге последних лет
и является востребованным на рынке консалтинговых услуг.
Слайд 5Успешное управление командой
Создать эффективную команду и улучшить рабочую атмосферу под силу
не каждому менеджеру, требуется профессионал-управленец. Проблемно-фокусированный подход основывается на принципе: «давайте выясним, что у нас неправильно и кто в этом виноват». Он применяется в консультировании при необходимости выявления проблем организации.
Слайд 6Успешное управление командой
Другой подход, ориентированный на решение, предлагает конструктивным способом обойти
ловушки проблемно-фокусированного подхода.
Слайд 7Ориентация на решение
Ориентация на решение — систематический метод, помогающий людям
направить энергию на формулировку целей и разработку средств их достижения.
В связи с этим в последние годы в консалтинге широко применяется ретиминг — программа, разработанная финскими специалистами
Б. Фурманом и Т. Ахолой.
Слайд 8Сравнение подходов
Ориентация на проблему
В фокусе — проблемы:
Выявление проблем.
Анализ
прошлых неудач.
Фиксация на ухудшении.
Объяснение проблем.
Фиксация на слабых сторонах.
Обвинение людей, ответственных за проблему.
Ориентация на решение
В фокусе — решения:
Формулировка целей.
Анализ прошлых успехов.
Осознание недавнего улучшения.
Объяснение прогресса.
Концентрация на сильных сторонах.
Признание людей, способствующих решению.
Слайд 9Оценка профессиональной подготовленности
Биологический показатель.
Психологический показатель.
Социально-психологический показатель.
Слайд 10Оценка профессиональной подготовленности
Биологический — показатели внутренних реакций, психофизиологические реакции, цена внутренних
затрат на выполнение определенного объема работ, показатели САН — самочувствие, активность, настроение.
Слайд 11Оценка профессиональной подготовленности
Психологический показатель — психологическое резервирование — дополнительное информирование работника/клиента
в условиях основной деятельности, т. е. то, каковы дополнительные ресурсы для совмещения деятельности, решения задач в форс-мажоре
и т. д.
Слайд 12Оценка профессиональной подготовленности
Социально-психологический — все те вопросы, которые имеют отношение к
внутрикорпоративной деятельности организации.
Слайд 13Формирование умений и навыков
После проведения определенных первичных исследований специалист-консультант в
случае запроса начинает практическое обучение в рамках этого вида консалтинга. Основная
задача — сформировать навыки и умения работы в команде.
Слайд 14Формирование умений и навыков
Навык — это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся
высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. В основе формирования навыка лежит динамический стереотип.
Умение — промежуточный этап к навыку, освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью знаний.
Консультанту важно в данном случае «научить клиента жить без него», т. е. довести его навыки работы с общественностью до самого высокого уровня.
Слайд 15Интерактивное обучение
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной и
практической деятельности, при которой клиент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения-консультирования.
Слайд 16Интерактивное обучение
Различают несколько моделей обучения:
пассивная — обучаемый выступает в роли «объекта»
обучения (слушает и смотрит);
активная — обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
интерактивная — взаимодействие. Использование интерактивной (от англ. interact — «взаимный» плюс «действовать») модели обучения предусматривает моделирование рабочих ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Слайд 17Формы консультирования
Деловые беседы.
Коммерческие переговоры.
Деловые совещания.
Деловые игры.
Мини-тренинги.
Слайд 18Трудности при игровой организации консультирования
Насколько группа готова включиться в игру?
Какова мотивация
каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?
Помогает или мешает прошлый опыт подобной работы (обучения и т. д.)?
Слайд 19Организация игрового тренинга:
В ситуации полноценного тренинга обсуждение игры или упражнения проходит
в два этапа: сначала ролевая обратная связь, затем деловая обратная связь. Во время мини-тренинга ролевая обратная связь ограничивается кратким комментарием происходящего, ход практического занятия диктует время выхода из ролей. После этого участники делятся своими чувствами и мыслями.
Слайд 20Основные барьеры, возникающие в ходе деловой игры:
стремление участника-клиента переложить ответственность на
других членов группы («Пусть они поиграют, а я посмотрю и поучусь»);
неспособность его сконцентрироваться на решаемой проблеме в ситуации «здесь и сейчас» («Я потом все прочитаю, посмотрю»);
психологическая защита и, как следствие, закрытость собеседника («Я все знаю», «К чему этот разговор?»).
Слайд 21Консультанты в сфере общественных связей часто сталкиваются с проблемой создания команды
в творческих коллективах — рекламных фирмах и дизайнерских студиях
и т. д. В этом случае успешно используется фокус-группа как метод консультирования и обучения.
Слайд 22Использование фокус-групп позволяет решить следующие задачи:
изучение отношения потребителей к товарам, торговым
маркам, производителям;
разработка коммуникативной стратегии, позиционирования товара или услуги;
оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка;
определение «проблемных» зон продукта/услуги или бренда: выявление недостатков уже существующих на рынке продуктов в сознании потребителей;
поиск свободных ниш и разработка нового продукта;
формулирование предложений по изменению и улучшению отдельных характеристик товара или услуги;
Слайд 23Использование фокус-групп позволяет решить следующие задачи:
выбор концепции продукта/услуги;
определение имиджа компании для
потребителя, ее сильных и слабых сторон;
определение портрета и особенностей поведения потребителей;
выявление моделей потребления продукта/услуги, привычек и мотиваций потребителей, их отношения к изучаемой проблеме или продукту, а также определение типов потребительского поведения;
тестирование новых товаров (свойства, название, дизайн, упаковка, слоган и т. д.);
тестирование рекламных материалов;
определение реакции покупателей на рекламу или PR-акцию;
определение целевых групп СМИ и т. д.
Слайд 24Планирование в ходе консультирования
В течение всего периода формирования и существования команды
происходит процесс планирования.
Важно проследить, чтобы команда достигла своих целей по графику и (если это применимо) по бюджету.
Конечный результат планирования — график в различных формах и видах. Консультант отслеживает стадии выполнения этого графика, отставание от него сопровождает анализом причин отставания (или быстрого роста).
Проблема освоения эффективного планирования тоже часто оказывается в поле деятельности консалтинговых фирм в виде вопроса «Что нам делать дальше?». Самые эффективные консультанты определяют и намечают шаги, которые следует предпринять для достижения цели, допуская достаточную гибкость в переменных показателях.