Разработка грейдинговой системы оплаты оплаты труда презентация

Содержание

Практическим инструментом, который дает возможность оценить должности в организации и на их основании сформировать квалификационные группы, является система грейдов. Термины «грейд», «грейдинг» происходят от английского слова «grading», что переводится как классификация, сортировка, упорядочение.

Слайд 1

Российский Государственный Социальный Университет Факультет социального управления
РАЗРАБОТКА ГРЕЙДИНГОВОЙ

СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

доктор исторических наук, профессор
Виниченко Михаил Васильевич


Слайд 2Практическим инструментом, который дает возможность оценить должности в организации и на

их основании сформировать квалификационные группы, является система грейдов.

Термины «грейд», «грейдинг» происходят от английского слова «grading», что переводится как классификация, сортировка, упорядочение.
Процедура грейдирования предусматривает оценивание должностей, их распределение согласно значимости для организации.


Слайд 3Грейд - (grade (англ.) – степень, класс) – это группа должностей

обладающих примерно одинаковой ценностью для компании.

Грейд - это вертикальная структура должностей, в соответствии с которыми рассчитывается основная заработная плата сотрудников предприятия.


Слайд 4 Грейдинг - группировка должностей по определенным основаниям (определение «веса», классификация и

пр.) с целью стандартизации оплаты труда.


Грейдинг - создание вертикальной структуры позиционных должностей, в соответствии с которыми рассчитывается заработная плата сотрудников компании.
Грейдинг - процедура или система процедур по проведению оценки и ранжирования должностей, в результате которых должности распределяются по группам, или грейдам, в соответствии с их ценностью для компании.


Слайд 5Внедрение грейдовой системы дает возможность решить следующие задачи
определение относительной ценности существующих

должностей с точки зрения стратегии предприятия;
оптимизация системы мотивации и стимулирования (оплаты труда);
проведение процедуры оценки работников относительно соответствия должностям, которые они занимают;
создание дополнительных условий для мотивации карьерного роста и т. д.






Слайд 7Этап I. Описание должностей
Должности описываются по результатам анализа работ. Используются разнообразные

методы анализа работ (интервьюирование, анкетирование, наблюдение и т. д.).
Интервью может осуществляться по следующим вопросам:
В чем заключаются ваши должностные обязанности?
За что вы несете ответственность?
Где расположено ваше рабочее место?
Какое оборудование вы используете?
Какие требования выдвигаются к вашему уровню образования, подготовки, навыкам на этой должности?
За какие результаты вы отвечаете?
Планируете ли вы определенные виды деятельности?
Заполняете ли вы какие-либо документы?
Требует ли ваша работа контактов с сотрудниками структурных подразделений, представителями других организаций, частными лицами?
Какие инструкции и нормативные документы регламентируют вашу работу?
Контролируете ли вы работу других людей?
Как часто вас контролируют?
Каким образом оцениваются результаты вашей работы?
В каких условиях вы работаете?
Какой физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки требует ваша работа?
Отвечаете ли вы за безопасность труда других людей?


Слайд 8Анкетирование — метод получения информации от работников в письменной форме. Его использование

дает возможность получить информацию от большой группы людей. При разработке анкеты необходимо четко и ясно сформулировать вопрос. Он должен быть простым по смыслу, не содержать слишком много технических выражений. Рекомендуется также давать разъяснения относительно того, каким образом будут использоваться результаты анкетирования.
Наблюдение за рабочим процессом используется преимущественно в тех случаях, когда работа персонала состоит из повторяющихся действий, а его задания — короткие по продолжительности.


Слайд 9 Обратить внимание. Метод наблюдения за рабочим

процессом нельзя использовать для трудовых процессов, предусматривающих умственные виды деятельности, например, для работы экономиста, технолога, юриста, ученого и т. д.
По результатам анализа работ составляются описания должностей, которые могут содержать следующие данные:
общую информацию (название должности; дату составления описания должности; название структурного подразделения; название должности непосредственного руководителя и т. д.);
обязанности и ответственность;
взаимосвязи с другими работниками и внешними организациями (подотчетен; контролирует; взаимодействует; внешние связи и т. д.);
полномочия;
стандарты выполнения обязанностей;
условия труда;
личностные качества, черты характера, навыки и уровень образования, необходимые для выполнения работы.


Слайд 10Этап II. Определение ценности должностей
На практике используются разнообразные методы определения значимости

должностей на предприятии, в организации, которые можно объединить в две группы: неаналитические и аналитические методы.
К неаналитическим методам принадлежат методы ранжирования, классификации, парных сравнений.
Согласно методу ранжирования специально созданная экспертная комиссия, состоящая, как правило, из руководителей разнообразных уровней управления и опытных профессионалов и специалистов, распределяет должности по значимости для предприятия. Метод основывается исключительно на субъективном оценивании, поэтому рейтинги, полученные от экспертов, могут существенно отличаться, что усложнит процедуру их сопоставления. Для обработки результатов оценивания могут использоваться статистические методы.
Метод классификации предусматривает группирование должностей по определенным характеристикам: категория персонала (руководители, профессионалы, специалисты, технические служащие, рабочие), уровень управления (руководители высшего, среднего и низшего звеньев), квалификационная категория (ведущий, первой или второй категории, без категории) и т. д. Отнесение должностей в пределах каждой группы к тому или иному грейду осуществляется на основании субъективных оценок экспертов. Метод классификации может использоваться как вспомогательный наряду с методом ранжирования.


Слайд 11Среди аналитических методов выделяются факторный метод и метод бальной оценки.
В пределах факторного метода можно выделить

несколько подходов к определению значимости должностей. Первый подход предусматривает определение статистически устойчивых связей между большим количеством признаков на основании факторного анализа. Этот подход — трудоемкий, поэтому применяется крупными исследовательскими и консультационными компаниями. Второй подход — более простой для практического использования и предусматривает выбор значимых для предприятия компенсационных факторов. Компенсационные факторы разрабатываются с привлечением руководителей предприятия, поскольку лишь с учетом их мнения можно сформулировать (или выбрать из предложенного набора) факторы, которые должны влиять на размеры окладов, предусмотренных для соответствующих должностей в организации.
Факторный метод используется в сочетании с методом баллового оценки, который дает возможность количественно оценить значимость должностей по ряду факторов и сопоставить их друг с другом. Такой подход к определению значимости должностей получил название факторно-бальной оценки должностей.
Разработка факторов оценивания должностей и оценочной шкалы.
Определение факторов оценки должностей
Для упорядочения должностей по их внутриорганизационной ценности необходимо разработать факторы оценки. Факторы должны учитывать специфику деятельности предприятия, быть простыми для понимания и едиными для всех должностей.


Слайд 12 Варианты определение факторов оценки должностей
Методика международной компании «Ватсон Вайетт» (Watson

Wyatt) предусматривает определение категории, к которой принадлежат должности. В пределах соответствующей категории должности оцениваются по следующим факторам:
A — профессиональные знания (functional knowledge);
B — знание бизнеса (business expertise);
C — уровень руководства (leadership);
D — решение проблем (problem solving);
E — характер влияния на бизнес (nature of impact);
F — сфера влияния на бизнес (area of impact);
G — коммуникативные навыки (interpersonal skills).
Каждый фактор имеет три уровня оценки: фактор А — уровни А1, А2 и А3; фактор В — уровни В1, В2 и В3 и т. д.
Методика оценки должностей компании «Кодак» включает четыре группы факторов:
требования к знаниям (knowledge re-quirements);
ответственность (accountability);
условия труда (working conditions);
взаимоотношения с окружающими (relationships with others).


Слайд 13На отечественных предприятиях для оценки должностей используются следующие факторы с разнообразными

вариантами их объединения:
управление работниками;
ответственность;
самостоятельность в работе;
условия труда;
опыт работы;
уровень специальных знаний (квалификация);
уровень контактов (навыки коммуникации);
сложность и новизна задач;
цена ошибки и др.


Слайд 14Этап IІІ. Построение грейдов
В зависимости от количества набранных баллов (по факторно-бальному

методу) или установленных рангов (по неаналитическим методам) должности можно расположить иерархически. После этого их необходимо объединить (сгруппировать) в квалификационные группы (грейды).
Грейд является диапазоном «оценок» (баллов) или рангов должностей, в котором они считаются равнозначными и равноценными для предприятия и соответственно имеют одинаковый диапазон оплаты. Таким образом, каждый грейд имеет свой диапазон оплаты. Каждый диапазон может быть разбит на разряды с соответствующими межквалификационными соотношениями (тарифными коэффициентами или должностными окладами).
Диапазон может быть построен в форме «вилки». «Вилочный» подход получил распространение на практике, поэтому именно он взят за основу для установления межквалификационных соотношений (должностных окладов) для каждого грейда (этап ІV).
Грейды можно формировать различными способами. При условиях использования неаналитических методов грейды формируются на основании рангов, установленных для должностей. Ранги разбиваются на диапазоны на основании субъективного понимания руководителями и специалистами, разрабатывающими системы оплаты труда, приемлемого для этого предприятия группирования должностей.



Слайд 15Вариант формирования грейдов по установленным рангам


Слайд 16Этап ІV. Установление межквалификационных соотношений (должностных окладов) для каждого грейда
После формирования

грейдов необходимо установить диапазоны для определения основной (базовой) заработной платы для должностей, вошедших в каждый грейд.
При установлении «вилки» окладов для каждого грейда предприятия нередко ориентируются на рыночные значения заработных плат. При этом используются различные подходы:
нижнее значение должностного оклада — на уровне среднерыночного значения, верхнее значение — превышает его, например на 30%;
среднее значение должностного оклада — на уровне среднерыночного значения, максимальное — превышает его на 15–30%, минимальное — ниже среднего на 15–30% и т. д.

Диапазоны можно формироваться двумя способами:
1) устанавливать для каждого грейда «вилку» должностных окладов; 2) определять интервалы межквалификационных соотношений (коэффициентов). Эти коэффициенты показывают, во сколько раз должностные оклады соответствующего грейда больше, чем определенная на предприятии минимальная заработная плата



Слайд 17Этап V. Внедрение грейдовой системы
На этапе внедрения грейдовой системы важно проинформировать

работников предприятия об изменении должностных окладов.

Основные положения о системе оплаты труда должны быть отображены в соответствующих внутренних документах (коллективном договоре, положении об оплате труда и т. д.).

Информация о грейдовой системе может быть размещена на сайте предприятия.


Слайд 18Метод Хэя – метод направляющих профильных таблиц
Суть метода - оценка работ,

выполняемых на каждой из позиций (job evaluation) на основе трех основных групп факторов, которые считаются наиболее существенными:
Знания, Умения, Навыки
Решение проблем
Области ответственности



Слайд 19 МЕТОДОЛОГИЯ HAY GROUP
Анализ и описание должностей
Оценка описанных должностей
Сравнение «веса» должностей


(Определение внутренней и внешней справедливости )
4. Грейдинг
(Анализ и оптимизация структуры и
системы вознаграждений)

Слайд 20Описание должности
– это документ, который используется для оценки должности и описывает

цель создания должности, основные области ее ответственности, основные результаты и рамки, в которых осуществляется деятельность, квалификационные требования.
Отличия описания и должностной инструкции Должностная инструкция отражает конкретный набор действий для выполнения поставленных заданий, а описание показывает степень ответственности и влияние каждой должности на реализацию целей предприятия.

Слайд 21 Профессии и должности разделяются на две группы:
индивидуальные (руководящие) должности – это

самые важные должности для организации.
модельные (исполнительские) должности – охватывают руководящие должности нижнего уровня (начальники смен, мастера, ведущие специалисты и т.д.) и первичные (рабочие) профессии.

Слайд 22 Описания руководящих должностей, согласно методике компании Хэй Групп, основаны:
- на разделении

областей ответственности в организации;
- определении влияния должности на конечный результат труда;
- вклада должности в реализацию целей предприятия (подразделения, отдела).


Слайд 23Семья модельных должностей
включает в себя должности, направленные на один и тот

же результат, имеют похожий характер работы, связаны с едиными трудовыми процессами.
Вовлекая сотрудников в процесс создания описаний должностей, организация стимулирует участие сотрудников в проекте и принятие ими результатов его реализации.



Слайд 24Анкеты для описания должностей включают:
Исходная информация: название, фамилия, имя занимающего, департамент,

управление к которым относится должность.
Место в структуре: схематическое отражение места должности в организационной структуре организации.
Смысл существования должности, «Зачем была создана (существует) должность?»
Области ответственности описывают ключевые результаты должности: к каждой из областей ответственности дополнительно указываются главные задания и действия.
Измерения должности показывают измеряемые, финансовые и не финансовые величины, которые могут помочь в определении значения должности и финансовой величины результата на который влияет данная должность.
Ключевые показатели эффективности - измеряемые или не измеряемые (качественные) критерии.


Слайд 25Типы структур должностных разрядов


Слайд 26Оценка должности
– это присвоение по определенным критериям количества баллов, которые определяют

вес или размер должности в цифровом значении при помощи подстановочных таблиц баллов Хэя.
Принципы оценки:
- оценивается должность, а не человек,
- оценивается эффективность должности,
- оценивается весомость должности.



Слайд 27Оценка должности
На основе анализа описаний проводится оценка должностей по методу Хэй

Групп (определение количества баллов), по трем группам критериев:
Знания, Умения, Навыки [know-how],
Решение проблем [problem solving],
Область ответственности [accountability].


Слайд 28Знания, Умения, Навыки
Оценивается по трем основным элементам:
1)практические процедуры, специальные методы

и приемы, профессиональные знания;
2) управленческое ноу-хау (навыки планирования, организации, выполнения, управления и оценки);
3) навыки в области коммуникаций (умение работать с людьми, налаживать с ними контакт и управлять их деятельностью).

Слайд 29Решение проблем
Включает два основных элемента:
1) способности к аналитическому мышлению;
2) способности

к творчеству.


Слайд 30Области ответственности
Включает: пределы, в которых работник на данной позиции может:
принимать самостоятельные

решения;
пределы (границы) его деятельности;
уровень воздействия на работу компании.


Слайд 31Общее количество грейдов составляет от 15 до 30
Их структура должна:
- соответствовать

особенностям и потребностям предприятия и его сотрудников,
- отражать рыночную ситуацию,
- отражать корпоративную культуру компании,
- позволять вносить изменения,
- быть логичной, справедливой и понятной для работников,
- способствовать постоянному развитию.


Слайд 32 Все должности (профессии) сгруппированы в группы (А, Б, В, Г и

Д) по признакам (факторам):

- А – наличие практического опыта, т.е. навыков для выполнения работ, свобода действий ограничена рамками специальных инструкций;
- Б – наличие определенной профессии и стажа работы, которая позволяет применять знания для решения рабочих ситуаций;
- В – наличие специализированных знаний и опыта, что позволяет выбирать самостоятельно возможные варианты принятия решений;
- Г – наличие широкого спектра знаний, способность выбора оптимального решения из возможных вариантов;
- Д – наличие широкого понимания сложных практик, теорий и научных основ. Большой опыт работы. Основное влияние на конечный результат работы предприятия.


Слайд 33Группы должностей по Хею


Слайд 34Оплата труда персонала по системе Хэя


Слайд 36Измерение критерия «Знания и Умения»
Оценка по субфактору «Степень специальных Знаний и

Умений»
Критерий «Знания и Умения» обладает как широтой, так и глубиной. Так, для исполнения какой-либо должности могут потребоваться общие знания во многих областях или глубокие знания специальных дисциплин. Совокупные знания и умения представляют собой сумму этой широты и глубины. Они располагаются в порядке возрастания от самых простых рутинных знаний (А) до уникальных академических дисциплин (Н).
Степени A, B, C, D, E, F, G, H описывают различные уровни Знаний и Умений.
Оценка по субфактору «Широта управления»
Критерий широты управления напрямую зависит от размера и сложности управляемой структуры. Чем больше широта управления, тем больше знаний требуется для ее успешного выполнения.
Для оценки широты управления должности необходимо определить к какому уровню фактора относится должность (0, I, II, III, IV).
Оценка по субфактору «Навыки общения»
Данные навыки необходимы для непосредственного межличностного взаимодействия с коллегами, командами, клиентами, членами семьи, общественностью, учитывая изменение уровня как внутри организации, так и с другими организациями.
Навыки общения подразделяются на 3 уровня:
1 уровень: Простейшие навыки общения. Взаимодействие с другими людьми сводится главным образом к обмену информацией. Обычной вежливости достаточно для эффективного взаимодействия.
2 уровень: Важные навыки общения. Требуется умение понимать других людей, оказывать им поддержку и/или влиять на них, используя рациональные и технологически обоснованные аргументы.
3 уровень: Критические. Для достижения ожидаемых результатов особенно важно уметь оказывать влияние на других людей, развивать и мотивировать их. 
Расчет баллов
Хотя вышеперечисленные субфакторы имеют свои собственные шкалы, применяется эффект умножения, так как они не могут рассматриваться по отдельности. Влияя друг на друга, они увеличивают уровень их индивидуального вклада в общий уровень для фактора Знания и Умения.

Слайд 38 Измерение критерия «Решение вопросов»


Слайд 39Решение проблем, вопросов измеряется интенсивностью, с которой используются Знания и Умения:

«Вы думаете тем, что Вы знаете». Поэтому Решение вопросов оценивается, как процент использования Знаний и Умений.
Расчет балла по фактору «Решение вопросов» В таблице необходимо определить область решения вопросов по вертикальной шкале и сложность этих вопросов по горизонтальной шкале.
Когда в ходе оценивания трудно принять решение между двумя уровнями данного фактора, то следует определить профиль по фактору Ответственность. Если рабочее место имеет профиль S или P, то следует выбрать высший из двух возможных баллов. Если работа соответствует профилю R или C, то надо выбрать низшее из двух значений.
 Между общим уровнем по фактору Знания и Умения и процентом по фактору Решение вопросов имеется значительная взаимосвязь. Чем выше уровень знаний, тем более высокий уровень творческого потенциала в решении вопросов ожидается, и наоборот.
Так как Решение вопросов представляет собой процент использования Знаний и Умений – уровень Решения вопросов рассчитывается через умножение уровня Знаний и Умений на процент Решения вопросов

Измерение критерия «Решение вопросов»


Слайд 41 Измерение критерия «Ответственность»
Критерий «Область ответственности» имеет три измерения:
1. Свобода действий (полномочия).

Вертикальная шкала от А до I. Рассматривает степень контроля и руководства для данной должности (или отсутствие таковых).
2. Важность (величина) воздействия. Количественное выражение финансовых показателей деятельности организации, на которые данная должность оказывает основное воздействие (выражается в годовых финансовых показателях). Горизонтальная шкала от 0 до 5.
3. Влияние должности на конечные результаты. Тип влияния, которое данная должность оказывает на вышеупомянутые финансовые показатели.
Влияние может быть двух видов:
1) Неопределенная величина воздействия:
2) Определенная величина воздействия:
R (Remote) Незначительное. С (Contrlbutory) Содействующее, S (Shared) Совместное. Совместная ответственность, Р (Prime) Основное. Контроль над конечными результатами, R, C – непрямое воздействие. S, P – прямое воздействие.

Слайд 42Плюсы грейдинга:
- обеспечивает эффективную схему вознаграждения, включающую оклады, социальный пакет,

премии;
- оптимизирует организационную структуру предприятия;
- является основой для формирования стратегии развития персонала;
- обеспечивает независимую оценку сотрудников на предмет соответствия занимаемым ими должностям;
- позволяет определять взаимосвязь уровня дохода работника на конкретной должности с относительной ценностью его позиции в сравнении с другими существующими в компании;
- помогает руководству принимать решения об индексации заработной платы в соответствии со стратегическими требованиями развития;
- повышает мотивацию персонала, стимулирует его развитие;
- обеспечивает прозрачность перспектив роста для сотрудников;
- сокращает текучесть кадров;
- уменьшает эффекты «выгорания» сотрудников, находящихся длительное время на одной должности.


Слайд 43Минусы грейдинга:
- требует больших расходов и многочисленную группу экспертов на разработку,

внедрение, поддержание в рабочем состоянии;
- корректная оценка должностей связана со значительными трудностями, объективностью оценки параметров, трудно поддающихся формализации;
- поддержка системы в рабочем состоянии вызывает сложности, так как необходимо учитывать и отслеживать большое количество элементов и взаимосвязей;
- разработка условий перемещения между грейдами вызывает проблемы самого разного плана (организационные, финансовые, психологические и др.);
- сложности обеспечения объективности и прозрачности оценки вызывают эмоциональные и психологические проблемы.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика