Понятие и задачи инновационного менеджмента презентация

Содержание

Понятие и задачи инновационного менеджмента

Слайд 1Инновационный менеджмент
д.э.н., проф. Толстых Татьяна Олеговна


Слайд 2

Понятие и задачи инновационного
менеджмента


Слайд 3

Основные принципы инновационного
менеджмента
1.Формирование и поддержание благоприятного
инновационного климата.
2.Определение приоритетных направлений


инновационной деятельности.
3.Нацеленность инновационной деятельности
на потребителя.
4.Максимальное сокращение сроков разработки
и внедрения нововведений.

Слайд 4Инновация
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса

в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Инновация – это … практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг


Слайд 5

Понятие инновации


Слайд 6Основные понятия инновационного менеджмента
Новшество – оформленный результат фундаментальных или прикладных исследований,

разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке (технологического процесс).
Инновационная деятельность — это процесс разработки, реализации и практического применения результатов научных исследований и научных достижений в массовом производстве конкурентоспособных товарах и услугах с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос.
Инновационный потенциал – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и другие, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Какое определение раскрывает сущность понятия «инновация»: конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нововведения


Слайд 7Свойства инновации
научно-техническая новизна
производственная применимость
коммерческая реализуемость

Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на

инновационном процессе.




Что понимается под неопределенностью при управлении инновационными проектами? невозможность полного и исчерпывающего анализа всех факторов, влияющих на результат конкретных инновационных проектов


Слайд 8

Виды инноваций


Слайд 9

Классификация инноваций


Слайд 10Классификация инноваций


Слайд 11В зависимости от сфер деятельности инновации бывают:
производственные
социальные
управленческие
торговые
В зависимости от степени новизны

выделяют инновации: базовые; улучшающие; модификационные

Классификация инноваций

В зависимости от места в системе предприятия инновации бывают:
инновации на входе предприятия
инновации на выходе предприятия
инновации внутри системы предприятия

В зависимости от иерархических уровней организации инновации бывают:
стратегического уровня
процессного уровня
внутрифирменного уровня
производственного уровня
персонального уровня


Слайд 12Инновационный процесс
Инновационный процесс – это процесс создания, освоения, распространения и использования

инновации. Инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Инновационный процесс состоит из нескольких стадий. Если хотя бы одна из этих стадий не будет пройдена успешно, то у инновационного процесса нет никаких шансов на осуществление. Не менее важны и переходы между разными стадиями инновационного процесса. На этих стадиях решаются технические, маркетинговые или производственные проблемы. На переходных участках мобилизуются необходимые ресурсы для решения, возникающей проблемы.

Инновационный процесс - это деятельность, в которой идея получает экономическое содержание

Какие этапы относятся к инновационному процессу: научный, экспериментальный, технический, производственный.


Слайд 13Инновационный процесс
Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и

близки.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.


Инновационный цикл включает следующие звенья:
наука — производство — потребление


Слайд 14объекты инновационного менеджмента

Инновация
инновационный процесс
Инновационная деятельность является особым инструментом предпринимательства и создает

новые ресурсы. «Ресурс не становиться ресурсом до тех пор, пока кто-то не находит чему-то существенному в природе применение, тем самым придавая этому чему-то экономическую ценность»(Питер Друкер).
Инновационная деятельность ориентирована не на количественные параметры, а на качество продуктов (услуг) и технологических процессов, качество организации и управления производственными процессами.


Важнейшими особенностями новшеств являются: неопределенность, степень риска, вероятность положительного исхода


Слайд 15
Инновационный менеджмент


взаимосвязанный
комплекс действий,
нацеленный на достижение или
поддержание необходимого

уровня жизнеспособности и конкурентоспособности
предприятия с помощью
механизмов управления инновационными
процессами.

Важнейшими особенностями инновационных работ являются: уникальность, неповторимость, комплексность


Слайд 16Взаимосвязь инновационных областей деятельности
Инновационный менеджмент включает в себя

все уровни управления:
Стратегический (управление входными параметрами системы – маркетинг и отбор поставщиков);
Тактический (управление процессами в объектах);
Операционный (управление качеством продукта на выходе системы).



Слайд 17Виды инновационной деятельности
Внедрение новых идей и научных знаний в сферы производства

и управления обществом;
Выполнение и обслуживание научно - исследовательских, проектных, изыскательских, опытно - конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;
Организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);
Осуществление технологического переоснащения и подготовки нового производства;
Проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг);
Производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и (или) применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
Создание и развитие инновационной инфраструктуры;
Пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций;
Охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе на нераскрытую научную, научно - техническую и технологическую информацию) с целью их освоения и реализации;
Другие виды деятельности, направленные на создание инноваций, в соответствии с законодательством РФ.

Какие этапы относятся к инновационному процессу: научный, экспериментальный, технический, производственный.


Слайд 18








В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так: ФИ -

ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб

ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
Р – разработка;
Пр – проектирование;
С – строительство;
ОС – освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.

Какое определение отражает понятие «инновационная деятельность»? деятельность, направленная на получение, воплощение идей в новых продуктах, технологиях с последующей их реализацией на рынке или в производственном процессе.


Слайд 19 Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств

в различных областях техники.
Инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.
В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:
НИР - ОКР – КНВ = ФИ - ПИ – ОКР- ОС - ПП - М - Сб,
ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
ОКР – опытно-конструкторские работы;
ОС – освоение производства;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.

Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

Инвенция - это инициатива, идея, предложение

Диффузия – это процесс распространения инновации за счет фирм - последователей

Правильная последовательность этапов инновационного процесса: инвенция-новация-инновация –диффузия - рутинизация


Слайд 20 Этапы инновационного процесса
1) Фундаментальные исследования
сбор и систематизация информации по

соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.
2) Прикладные исследования
направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.
3) Опытно- конструкторские разработки
направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования.
4) Освоение производства нового изделия.
инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.
5) Понятие, виды и результат инновационной деятельности.

Слайд 21

Этапы инновационного процесса


Слайд 22Для инновационного менеджмента характерны:
постановка цели и выбор стратегии
четыре цикла(планирование, определение условий

организации, исполнение, руководство)




Слайд 231
планирование
2
Определение
условий
организации
3
исполнение
Постановка цели
и выбор стратегии
4
руководство


Слайд 24Описание схемы:
1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация:

определение потребности в
ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла,
постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок,
реализация плана.
4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий,
накопление опыта. Оценка эффективности инновационных
проектов; инновационных управленческих решений; применения
новшеств.

Слайд 25
Главная цель инновационного менеджера – снизить риск в жизнедеятельности фирмы и

создать комфортные условия работы для сотрудников.

Слайд 26Ключевые моменты:


Слайд 27Инновационная среда инновационной деятельности
Инновационная сфера представляет собой взаимодействие рынков новшеств

(новаций), капитала (инвестиций), товаропроизводителей и конкурентоспособных товаров и услуг


Эффекты от инноваций бывают: технический, ресурсный, экономический, социальный


Слайд 28 Влияние внешних и внутренних факторов на инновационную деятельность
Инновационная деятельность организации всегда

затрагивает все подсистемы (информационную, организационную, производственную, технологическую и т.п.), кроме того, на эффективность ее реализации влияют факторы внешней среды.


Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий, делятся на: внешние и внутренние

Swot анализ - сопоставления сильных и слабых сторон фирмы с выявленными инновационными возможностями


Слайд 31Стадии инновационного процесса
Западная модель

Стадия зарождения идеи - возникает идея возможного

использования в коммерческих целях какого-либо научного достижения.
Стадия вынашивания идеи - разработка технологии производства нового продукта, которая может быть коммерчески реализована.
Стадия демонстрации - создание экспериментального образца, прототипа и презентация его перед потенциальными инвесторами и заказчиками.
Стадия раскрутки продукта - создание спроса на рынке на новую продукцию.
Стадия закрепления на рынке - приобретение уверенности в том, что новый продукт или технология будут иметь долгое и успешное будущее на существующем рынке

Российская модель
Стадия появления новшества - оформленного результата фундаментальных или прикладных исследований, разработок и экстремальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности;
Стадия изготовления головного образца - создание реально работающего прототипа нового продукта;
Стадия организации серийного производства;
Стадия реализации новой продукции.


Слайд 32Фазы инновационного процесса
По мере превращения инновационного процесса в товарный (межорганизационный) выделяются

две его органические фазы: а) создание; б) диффузия нововведения и распространение.
А) Создание включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
Б) На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени (это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п.

Слайд 33Факторы скорости диффузии
Скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой

принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ.
Одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной.
Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы и имитаторы (ранние реципиенты (объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта); раннее большинство и отстающие).

Слайд 34Какая из организационных структур наиболее эффектна для выполнения сложных инновационных проектов?
структура,

организованная по проектам

Слайд 35Полный цикл инновационного процесса


Слайд 36Научные исследования и разработки
Научные исследования и разработки (НИР) представляют собой

творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования.
Цель ФИ - познание и развитие процесса (теории вопроса).
Фундаментальные исследования, сбор и систематизации информации по соответствующей проблеме. Задача этого эта­па состоит в познании явлений окружающего мира, открытии новых закономерностей его развития, анализе необходимости и возможности изменений, генерировании перспективных идей, их отборе и разработке, оценке возможности реализации. В свою очередь, этот этап делится на две стадии. На теоретической формируются новые научные подходы к проблеме, на второй - новые принципы создания изделий и технологий.
Научная работа – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу.

Слайд 37Прикладные исследования
Прикладные исследования, направленные на выявление способов применения результатов предыдущего этапа.

Они мо­гут быть теоретическими и экспериментальными.
Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.
Опытно-конструкторские разработки (ОКР) направлены на создание образцов, прошедших испытания и пригодных для производственного и коммерческого использования.
Освоение производства (ОС) нового изделия предполагает оцен­ку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответ­ствия принятым стандартам, обеспеченности патентной защи­ты.
Процесс коммерциализации состоит от запуска в производство (ПП) и выхода на рынок (М и СБ) и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.
Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение ( инновацию) называется инновационным лагом.


Слайд 38Жизненный цикл инновации
Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный цикл, который состоит

из трех основных элементов:
периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (при этом, новшество может устареть, а нововведение еще не начаться);
периода от выхода на рынок до снятия с производства:
периода устаревания от снятия с производства до прекращения эксплуатации у потребителей.
Таким образом, полный жизненный цикл новшества имеет две основных стадии - его создания и использования. Последняя, в свою очередь, состоит из двух подстадий - производства, сбыта и послепродажного обслуживания.
Инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.


Слайд 40Н.Д. Кондратьев
(4.03.1892-17.09.1938)
Какова продолжительность больших технологических укладов в соответствии с теорией

Н.Д.Кондратьева?
45-50 лет

Какова продолжительность коротких технологических укладов в соответствии с теорией Н.Д.Кондратьева? 3-5 лет


Слайд 41Технологические уклады
IV технологический уклад
Массовое производство
Автомобили
Самолеты
Тяжелое машиностроение
Большая химия
VI технологический уклад
Биотехнологии
Нанотехнологии
Вложения в человека
Новое

природопользование
Новая медицина

V технологический уклад
Компьютеры
Малотоннажная химия
Телекоммуникации
Электроника
Интернет

VIIтехнологический уклад
Расширение сознания
Создание миров
Создание создателей
Выбор законов, времен, культур

Й. Хёйзинга

«Homo ludens»
(1938)

Сколько технологических укладов человеческое общество уже освоило? 5


Слайд 42Экспертиза и когнитивные центры
Цикл воспроизводства инноваций
Реализация товаров, услуг, появившихся возможностей
Мониторинг и

стратегический прогноз

Слайд 43Обобщенная структура инновационной среды России


Слайд 44Целевые фундаментальные исследования – это исследования, направленные на …
разрешение определенных проблем

при помощи строго научных методов на основе имеющихся данных

К имитационным инновационным стратегиям относятся:
стратегия усовершенствования
стратегия следования за лидером

К активным инновационным стратегиям не относится: маркетинговая стратегия


Слайд 45Жизненный цикл предприятия по Адизеса


Слайд 48Посевная стадия жизненного цикла инновационного проекта – это стадия формирования бизнес-идеи
Разработка

бизнес-плана для инвестора является отличительной чертой стадии запуска проекта

Прохождение точки безубыточности является отличительной чертой стадии раннего роста

Поиск финансовых ресурсов является отличительной чертой стадии формирования бизнес-идеи

Формирование стратегии управления стоимостью компании является отличительной чертой стадии расширения проекта

Привлечение дополнительных инвестиций для улучшения краткосрочных показателей компании является отличительной чертой промежуточной стадии

С каким технологическим укладом связано развитие машиностроения и самолетостроения? 4

С каким технологическим укладом связано развитие компьютерных технологий и Интернета? 5

С каким технологическим укладом связано развитие нанотехнологий? 6


Слайд 50

Основные стадии разработки инновационного проекта


Слайд 51

Функции лидера проекта


Слайд 52

Мотивы инновационной активности


Слайд 53

Формы организации инновационного
предпринимательства


Слайд 54

Организационные формы инновационной интеграции бизнеса


Слайд 55

Организационные формы инновационной
интеграции бизнеса


Слайд 56

Особенности инновационных предприятий


Слайд 57

Виды инновационной стратегии организации


Слайд 58

Главные критерии отбора инновационных проектов


Слайд 59

Состав портфеля проектов фирмы


Слайд 60

Формирование благоприятного для инноваций организационного климата


Слайд 61

Факторы, влияющие на новаторство в организации


Слайд 62

Основные причины сопротивления нововведениям в организации


Слайд 63

Симптомы сопротивления инновациям


Слайд 64

Формы скрытого сопротивления инновациям


Слайд 65

Способы преодоления сопротивления нововведениям


Слайд 66

Требования к управлению инновационным предприятием


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика