Подбор персонала презентация

Содержание

unecon.ru Санкт-Петербургский государственный экономический университет Факультет управления Кафедра управления персоналом 2-30 Основы управления персоналом Тема 4 «ПОДБОР ПЕРСОНАЛА» Октябрь 2017

Слайд 1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
unecon.ru


Слайд 2unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
2-30
Основы управления персоналом
Тема 4

«ПОДБОР ПЕРСОНАЛА»

Октябрь
2017


Слайд 3unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
3-30
Основы управления персоналом
ОГЛАВЛЕНИЕ

Критерии отбора…………………………………………………………….…..4

Внешние

и внутренние источники найма………………………..………12

Принятие решений при отборе персонал………………………...…….20


Слайд 4unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
4-30
Основы управления персоналом
Критерии отбора


Слайд 5unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
5-30
Основы управления персоналом
Критерии отбора

необходимы, чтобы программа отбора была действенной. Они предполагают, что будут ясно сформулированы качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: образование, опыт, медицинские и личные характеристики. «Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии работников, хорошо справляющихся со своими обязанностями.

Отбор может стать невозможным, если список требований к работнику со стороны организации будет слишком велик. Обычно выделяются следующие критерии отбора:

образование;
опыт;
физические (медицинские) характеристики;
персональные характеристики и типы личности.


Слайд 6unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
6-30
Основы управления персоналом
Образование.

Большинство нанимателей

пытаются отбирать работников, судя о них в основном по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему и высшую степень низшей. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и тип образования, его соответствие рассматриваемой работе.


Слайд 7unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
7-30
Основы управления персоналом
Опыт.

Работодатели

часто отождествляют опыт с возможностями работника и с его отношением к работе, считая, что человек, занимавшийся подобной деятельностью ранее и желающий выполнять такую же работу, любит ее и будет выполнять ее хорошо, а поскольку «лояльность» в отношении работы и предприятия ценится высоко, большинство работодателей предпочитают наем работников с опытом.

Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. На военной службе дата присвоения званий есть эквивалент рейтинга трудового стажа. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной организации, временем работы на определенной должности или в составе определенного отдела и т. д.


Слайд 8unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
8-30
Основы управления персоналом
Физические (медицинские)

характеристики.

Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости и силе, которые легко поддаются тестированию. С этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти данные как критерии, но только тогда, когда все или большинство работников этим данным соответствуют.


Слайд 9unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
9-30
Основы управления персоналом
Персональные характеристики

и типы личности.

Одной из важнейших персональных характеристик работника является его социальный статус (положение). Так, некоторые работодатели предпочитают «степенных», женатых работников, считая, что это способствует сокращению числа увольнений и лучшему качеству работы. Другие же предпочитают холостых или разведенных работников, которые охотнее соглашаются, например, на работу в выходные дни.

Второй важной персональной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрастном делении, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых на фирме в данное время.

Работодатели могут предпочитать определенные типы личности для выполнения различных работ, в частности предпочитать общительных людей замкнутым. Общительность может быть необходима, например, работникам, общающимся с клиентами.

Слайд 10unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
10-30
Основы управления персоналом
Набор на

работу в крупных организациях осуществляет отдел по управлению персоналом. Секция отдела, занимающаяся этим непосредственно, называется секцией по набору на работу. В ее состав входят сотрудники, осуществляющие подбор подходящих кандидатур, и сотрудники, проводящие беседы с будущими работниками. Эти служащие проводят и предварительный отбор. Они же оформляют и увольнение работников.

Когда человек приходит с просьбой о приеме на работу, им занимается отдел кадров. Это первый этап приема на работу. Заявителя снабжают бланком заявления и рассказывают об условиях приема на работу в настоящее время и об организации как месте работы. Если на этом этапе человеку не уделяется должного внимания, у него остается плохое впечатление об организации. Необходимо, чтобы сотрудник, встречающий заявителя и занимающийся им в дальнейшем, имел навыки общения с людьми. Ему должно нравиться общаться с людьми и оказывать помощь заявителям, находящимся в затруднении. В небольших организациях набор на работу осуществляют работники, выполняющие сразу несколько функций в отделе по управлению персоналом.



Слайд 11unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
11-30
Основы управления персоналом
Когда организации

необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся рабочих местах (методы). Имеются два возможных источника набора: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до того никак не связанных с данной организацией).

Следует отметить некоторые закономерности. Например, объявления в газетах почти одинаково эффективны для приглашения работников как для профессионально-технической, так и для управленческой деятельности. Частные агентства по найму наиболее эффективны для управленческой, профессионально-технической деятельности и сферы торговли. Случайно зашедшие люди ─ хороший источник рабочей силы для:
заводов,
предприятий бытового обслуживания,
сферы канцелярской деятельности и т. д.

Слайд 12unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
12-30
Основы управления персоналом
Внешние и

внутренние источники найма.

Слайд 13unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
13-30
Основы управления персоналом
Прежде чем

организация предложит кому-либо работу, она должна найти людей, которые не только хотели бы ее получить, но и были бы способны ее выполнить, т. е их:
знания,
квалификация,
опыт соответствовали бы требованиям, предъявляемым организацией к работникам, занимающим ту или иную должность.
Эти функции по обеспечению организации персоналом осуществляются с помощью процедур отбора и найма персонала.

Отбор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности. Из этого резерва организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. К средствам внешнего набора относятся:
публикация объявлений в газетах,
обращение к агентствам по трудоустройству и т. п.
Многие организации предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации, так как продвижение по службе своих работников обходится дешевле.

Слайд 14unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
14-30
Основы управления персоналом
Наем на

работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации кандидата. Поскольку работодатель предлагает место, гарантирующее определенное вознаграждение, то необходимо, чтобы кандидат отвечал определенным требованиям. Если требования, предъявляемые организацией, и требования кандидата хотя бы частично совпадают, проводится их сопоставление.

Организациям и предприятиям следует использовать как:

Внутренние источники набора
Внешние источники набора

Слайд 15unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
15-30
Основы управления персоналом
Внутренние источники.



Набор персонала во многом зависит от кадровой политики администрации организации и способов решения текущих вопросов. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора.

Если ощущается недостаток в работниках достаточно высокого уровня и администрация организации не против, следует искать кандидатов на вакантные должности путем продвижения старых работников по служебной лестнице. При этом используется метод извещения всех работающих в организации о вакантных должностях путем:
распространения бюллетеней,
вывешивания объявлений и т. д.

Если организации нужны дополнительные работники на короткий срок или дополнительная работа имеет небольшой объем, то целесообразно использовать внутреннее совмещение должностей. Следует разработать систему дополнительных вознаграждений для работников, не получающих почасовую оплату. Для работников, получающих почасовую оплату, дополнительная оплата подразумевается.

Слайд 16unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
16-30
Основы управления персоналом
Внешние источники.

Прежде

чем начинать набор работников вне организации, администрации следует предложить своим работникам найти среди знакомых или родственников желающих подать заявления о приеме на работу.

Самым значимым внешним источником пополнения обычно являются случайно зашедшие в поисках работы люди. Таким путем находят работу более 1/3 людей. Частные агентства по найму помогают многим служащим, а также распределяют на работу во многие другие сферы.
Администрация учебных заведений также может способствовать распределению выпускников, в основном в сферы управления и профессионально-техническую.
Государственные службы по трудоустройству помогают главным образом предприятиям промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта.

При наличии столь разнообразных источников работодатели обычно используют лишь небольшое их число при наборе работников определенного профиля.

Слайд 17unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
17-30
Основы управления персоналом
Альтернативой найму

новых работников может быть сверхурочная работа,когда организации требуется увеличить объем выпускаемой продукции. При этом устраняется необходимость затрат на наем и принятие на работу новых работников. Сама сверхурочная работа может обеспечить имеющихся работников дополнительными доходами, хотя при этом могут возникнуть проблемы, связанные с ростом производственного травматизма и др. Длительные либо частые сверхурочные работы приводят к увеличению затрат и уменьшению производительности труда.


Слайд 18unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
18-30
Основы управления персоналом
Для удовлетворения

потребностей организаций во временном найме существуют специальные агентства. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может выполнять особые задания.
Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что организации не приходится выплачивать им:
премии,
обучать,
обеспечивать компенсациями
заботиться о последующем продвижении по службе.

Временного работника можно как принять, так и уволить в любое время в зависимости от выполняемой им работы.

Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы в организации, а это мешает ее эффективной работе.

Слайд 19unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
19-30
Основы управления персоналом
Привлечение фирм,

занимающихся кадрами. Этот метод заключается в оплате услуг специализированных компаний, занимающихся:
привлечением,
наймом,
подготовкой персонала.

Наем рабочих, подготовленных специальными фирмами, аналогичен найму временных работников, но в этом случае работники, подготовленные кадровыми фирмами, не являются временными. Фирмы, занимающиеся подготовкой кадров, нередко специализируются в той или иной области, например в подготовке работников транспорта (водителей грузовиков, докеров, ремонтников и т. д.).

Слайд 20unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
20-30
Основы управления персоналом
Принятие решений

при отборе персонала.

Слайд 21unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
21-30
Основы управления персоналом
В прошлом

отбор персонала на предприятиях России (а во многом и в настоящее время) считался простым делом. Начальник лично беседовал с желающими, решения принимались на основе симпатий и антипатий начальника. Позднее стали использоваться методы отбора, направленные на то, чтобы решения имели более объективный характер.
Процесс принятия решения при отборе обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой ступени отсеивается часть заявителей или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.

Типичный процесс принятия решения по отбору содержит семь ступеней:

предварительная отборочная беседа;
заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты;
беседа по найму;
тестирование кандидатов;
проверки рекомендаций и послужного списка;
медицинский осмотр;
принятие решения.

Слайд 22unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
22-30
Основы управления персоналом
Конечно, не

все организации и не всегда придерживаются этой схемы, поскольку это требует слишком много времени и больших затрат. Некоторые процессы проводятся одновременно или почти одновременно. В целом, чем важнее вакантный пост, тем вероятнее использование всех шагов.
Большая часть организаций практикует:
отборочную беседу,
заполнение бланка заявления
беседа.

Тесты используются сравнительно небольшим числом работодателей.

Проверки на подготовленность и квалификацию, а также медицинские проверки проводятся для принятия на определенные места работы и не проводятся в других случаях.

Слайд 23unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
23-30
Основы управления персоналом
Предварительная отборочная

беседа.

Работа на этом этапе может быть организована различными способами. Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на место работы. В таких случаях специалист отдела кадров или линейный менеджер проводит с ними предварительную отборочную беседу.
При этом применяются общие правила беседы, направленные на выяснение:
образования претендента,
внешнего вида
определяющих личных качеств.

После этого кандидаты, прошедшие отборочную беседу, направляются на следующую ступень отбора, иногда зная, что отсутствие какой-либо необходимой характеристики уменьшает их шансы быть принятыми на работу. В небольших организациях предварительная отборочная беседа может проводиться вместо основной беседы по найму.

Слайд 24unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
24-30
Основы управления персоналом
Заполнение бланка

заявления и автобиографической анкеты. Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Анкета должна составляться отдельно для каждого типа работы и организации.

Беседа по найму.
Исследования показали, что российскими фирмами более 80 % решений по отбору принимаются на основе беседы с претендентом.
Существует несколько основных типов беседы по найму:
проводимые по схеме;
слабо формализованные;
выполняемые не по схеме.

В процессе беседы происходит обмен информацией обычно в форме вопросов и ответов.

Основное различие между типами беседы заключается в:
подходе к беседе служащего организации, проводящего ее;
типе информации, которую желает получить организация;
сущности конкретной ситуации.


Слайд 25unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
25-30
Основы управления персоналом
В беседе,

проводимой по схеме, сотрудник кадровой службы заранее готовит список вопросов и в дальнейшем от него не отклоняется. При этом может использоваться стандартный бланк, на котором проводящий беседу служащий отмечает ответы заявителя на вопросы.
Многие вопросы имеют перечень готовых вариантов ответа, и проводящему беседу приходится только отмечать ответы заявителя в заранее предусмотренных графах. Такие беседы имеют очень ограниченный характер, а получаемая информация не дает широкого представления о претенденте. Данный подход стесняет и претендента, который не всегда способен ответить на вопросы.

Для проведения слабо формализованных бесед заранее готовятся только основные вопросы, но проводящий беседу может также приготовить и «прощупывающие» вопросы. Хотя этот метод требует тщательной подготовки от ведущего беседу, он допускает большую гибкость, чем беседа, проводимая по схеме. Сотрудник может задавать вопросы, касающиеся тех областей, которые в данном конкретном случае заслуживают большего внимания. Однако при менее схематизированных беседах их трудно повторять.

Слайд 26unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
25-30
Основы управления персоналом
В беседах,

выполняемых не по схеме, проводящий беседу сотрудник составляет лишь список тем, которые следует затронуть, а иногда не делает даже этого. Главным преимуществом этого типа беседы является свобода, позволяющая проводящему беседу подстраиваться к ситуации и конкретным претендентам. Данный метод характеризуется спонтанностью, но при проведении беседы недостаточно опытным служащим могут возникать отклонения от темы, непоследовательность и как результат - нарушение планов обеих сторон. Имеются, однако, возможности планирования и бесед подобного типа.
Если в ходе беседы пытаются оказывать давление на претендента (например, задавая вопросы враждебным тоном или намеренно прерывая претендента), то возможны стрессовые ситуации, крайне отрицательно сказывающиеся на процессе отбора.

Слайд 27unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
26-30
Основы управления персоналом
На результативности

бесед сказываются ошибки в процессе их проведения. Самая распространенная ошибка - склонность делать вывод о претенденте по первому впечатлению, с первых минут беседы.

Кроме того, имеют место случаи, когда проводящий беседу лишь на основе своего впечатления о том, как человек выглядит, ведет себя во время беседы и т. д., производит оценку претендента на должность.

Существует проблема ошибок «по контрасту», когда проводящий беседу находится под впечатлением (положительным или отрицательным) от предыдущих претендентов. Например, если претендент средней квалификации следует за высококвалифицированным претендентом, то его характеристики, скорее всего, покажутся «бледными» в глазах проводящего беседы. Это довольно невыгодная ситуация, потому что в результате «отсеянным» может оказаться хороший квалифицированный работник, лишь по контрасту показавшийся слабым.

Слайд 28unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
27-30
Основы управления персоналом
Следует придерживаться

следующих рекомендаций:

Внимательно слушать, что и как говорит претендент. Слушание в отличие от слышания - активный процесс, требующий сосредоточения. Часто, проводя беседу, служащие планируют свой следующий вопрос тогда, когда надо слушать претендента;
Следить за поведением претендента. Пытаясь получить наиболее полную информацию о сидящем перед вами человеке, не игнорируйте то, что многие считают самым значительным способом общения, - «язык движений»;
Помнить о требованиях, предъявляемых характером работы, так как нередко большее, чем следует, значение придается отдельным чертам либо манерам, которые так сильно привлекают или отталкивают служащего, что решение принимается исходя из того, что не относится к характеру предлагаемой работы;
Установить баланс между недостаточно и слишком схематизированными вопросами. Слишком много первых - и беседа превратится в бесполезный разговор, слишком много вторых - и беседа станет похожей на допрос;
Принимать решение, только имея всю необходимую информацию. Некоторые претенденты «расходятся» медленнее, чем другие, и то, что поначалу кажется незаинтересованностью, может исчезнуть через несколько минут. Никогда не следует оценивать человека по первому впечатлению;
Вести беседу вокруг вопросов, которые являются важными критериями отбора.

Слайд 29unecon.ru
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
28-30
Основы управления персоналом
Умению проводить

беседы можно научиться. Служащие, проводящие беседы, нередко считают, что их задачей является отбор лиц, наиболее подходящих для работы. Однако это хотя и основная, но не единственная их задача. Второй задачей является реклама. Вы должны внушить собеседнику значимость вашей фирмы. Обязанностью служащего является также ознакомить претендента особенностям предлагаемой работы, невидимым с первого взгляда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Слайд 30Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет управления
Кафедра управления персоналом
unecon.ru
Спасибо за внимание!
191023 г.

Санкт-Петербург ул. Садовая, д. 21, ауд. 3018 Тел.: (812) 310-40-08; 310-47-19
E-mail: dept.ksocupr@unecon.ru
http://unecon.ru/fakultet-gmu/kafedra-up

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика