Слайд 1МЕНЕДЖМЕНТ
Материалы к лекции 1
Слайд 2Тема лекции:
«Менеджмент как вид деятельности»
ПЛАН:
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
2.
ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
3. ВИДЫ И ТИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
4. ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 3Понятие менеджмента
Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это
управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Слайд 4Толкование менеджмента:
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка :
а) способ, манера обращения
с людьми;
б) власть и искусство управления;
в) особого рода умелость и административные навыки;
г) орган управления, административная единица.
Слайд 5В соответствии с этим толкованием сyщecтвyeт нecкoлькo пoнятий мeнeджмeнтa
1. диcциплина, изyчaющая
пpoцeccы yпpaвлeния пpeдпpиятиями, кoтopaя oбoбщaeт oпыт pyкoвoдитeлeй и peзyльтaты нayчныx иccлeдoвaний, и пoэтoмy пoлeзнa кaк для нaчинaющиx, тaк и для oпытныx мeнeджepoв;
2. нeпocpeдcтвeннo пpoцecc yпpaвлeния;
3. aппapaт yпpaвлeния, т.e. paбoтники пpeдпpиятия, зaнимaющиe выcшиe пoзиции в иepapxии opгaнизaции
Слайд 7Понятие менеджмента
С научной точки зрения:
менеджмент – область систематизированных знаний об
управлении организациями и их составляющих.
С практической точки зрения:
Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности за счет генерирования человеческой энергии и придания ей направленности
Слайд 8Распространенное толкование менеджмента
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя
труд, интеллект и мотивы поведения других людей
Слайд 9Цели менеджмента
— это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации
и отдельно взятому человеку.
— это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.
— это достижение намеченных результатов, т. е. обеспечение определенного уровня прибыли.
Слайд 10Основные задачи менеджмента
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса
потребителей на основе имеющихся ресурсов;
— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
— разработка стратегии развития организации и реализация;
— определение целей развития организации;
— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Слайд 11Принципы менеджмента
coчeтaниe нayчнocти и твopчecтвa
цeлeнaпpaвлeннocть
coчeтaниe cпeциaлизaции и yнивepcaльнocти
пocлeдoвaтeльнocть
нeпpepывнocть
coчeтaниe цeнтpaлизoвaннoгo pyкoвoдcтвa
и caмoyпpaвлeния
кoнцeнтpaция внимaния нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx paбoтникoв
oбecпeчeниe цeлocтнocти пpaв и oтвeтcтвeннocти
cocтязaтeльнocть yчacтникoв yпpaвлeния
пpeдeльнo шиpoкoe пpивлeчeниe coтpyдникoв в пpoцecc пpинятия yпpaвлeнчecкиx peшeний
Слайд 12Система взаимодействия и взаимоотношений
объекта и субъекта менеджмента
Слайд 14Три методологических подхода
к менеджменту
Традиционный подход разрабатывает и использует принципы и
правила управления, пригодные для любых организаций.
Системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого.
Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях.
Слайд 15Два типа менеджмента
Морально-этическим (или японским) назван менеджмент персонала при патерналистском отношении
к сотрудникам (в том числе пожизненный наем) со значительным использованием моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством ротации кадров и так далее.
Социально-этический менеджмент направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению недопустимого ущерба финансовой, технологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структурам объектов, попадающих в сферу влияния принимаемых решений.
Слайд 16Основные виды менеджмента
— стратегический
— инвестиционный
— финансовый
— производственный
— инновационный
Слайд 17
— обеспечение высоких темпов экономического развития организации за счет эффективной инвестиционной
деятельности
— максимизация доходов от инвестиционной деятельности, т. е. при инвестиционной деятельности необходимо выбирать то, что обеспечивает в конечном итоге наибольшую внутреннюю норму доходности на вложенный капитал;
— минимизация инвестиционных рисков
— обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности организации в процессе осуществления инвестиционной деятельности
— ускорение реализации инвестиционных проектов
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ,
ЕГО ЗАДАЧИ
Слайд 18Финансовый менеджмент,
управляет:
созданием бюджета и финансового плана организации;
формированием и распределением
ресурсов организации;
оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния организации;
принятием мер по укреплению финансового положения организации.
Слайд 19Производственная система
включает пять основных ресурсов 5P от следующих слов:
персонал (People)
заводы
(Plants)
материалы и комплектующие (Parts)
процессы (Processes)
системы планирования и контроля (Planning and Control Sistem)
Слайд 20Производственный менеджмент определяет:
оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции;
используемые технологии;
рациональный
способ загрузки оборудования;
расстановку кадров;
управление персоналом;
способы разрешения конфликтов;
способы устранения сбоев и неполадок;
методы проведения текущего контроля.
Слайд 22Место процесса управления в организации
Слайд 23Функции миссии
- создание привлекательного имиджа и деловой репутации организации;
- определение основной
цели деятельности и развития организации;
- выявление общественно полезных сфер деятельности;
- определение философии и идеологии организации;
- выбор методики достижения стратегических целей, воспринимаемой коллективом организации и обществом;
- установление взаимопонимания и взаимодействия с государством и гражданским обществом.
Слайд 24Классификация целей организации
1) по периоду установления: Стратегические, Тактические, Оперативные;
2) по содержанию:
Экономические, Социальные, Организационные, Научные;
3) по сфере действия. Маркетинговые, Производственные, Инновационные, Кадровые, Административные;
4) по среде: Внутренние, Внешние;
5) по иерархии: Интегральные, Функциональные;
6) по стадии жизненного цикла: Проектирование и создание объёма, Рост, Зрелость, Завершение;
7) по повторяемости: Постоянные, Разовые;
8) по измеримости: Количественные, Качественные;
9) по приоритетности: Особо приоритетные; Приоритетные;
10) прочие
Слайд 25Общая характеристика организации
Слайд 27Контрольные вопросы
1. Чем термин «менеджмент» отличается от термина «управление»?
2. Дайте развернутую
характеристику организации
3. Дайте определение миссии и цели организации