Слайд 1История и особенности формирования профессиональной и деловой этики
Работа по дисциплине
«Профессиональная Этика
и этикет»
Выполнил студент:
Проверил преподаватель:
Слайд 2Содержание:
1. История становления профессиональной этики:
1.1 Понятие «профессиональная этика» ;
1.2 Первый этап становления профессиональной этики;
1.3 Второй этап
развития профессиональной морали;
1.4 Третий период в развитии;
2. История возникновение деловой этики:
2.1 Принципы делового этикета.
Слайд 3История становления профессиональной этики
1.1. Понятие «профессиональная этика»
Этика (от греч. ethos -
обычай) - философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе. Большой толковый словарь русского языка.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.
Слайд 4История становления профессиональной этики
1.1. Понятие «профессиональная этика»
Элементы, присущие всем видам
профессиональной этики:
- отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса;
- моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Слайд 5История становления профессиональной этики
1.1. Понятие «профессиональная этика»
К некоторым видам профессиональной деятельности
общество проявляет повышенные моральные требования. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей – это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания.
Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности.
Слайд 6История становления профессиональной этики
1.2. Первый этап становления профессиональной этики
Становление норм профессиональной
этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии.
Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п.
Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер.
Слайд 7История становления профессиональной этики
1.3. Второй этап развития профессиональной морали
Второй этап в
развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, чему было несколько причин:
1. укрепление государственности и формирование норм абсолютистской власти, становление и укрепление таких социальных институтов, как армия, церковь, государственная служба;
2. бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессии, обслуживающих население, поставил людей в зависимость от труда друг друга;
Слайд 8История становления профессиональной этики
1.3. Второй этап развития профессиональной морали
Новый этап в
развитии профессиональной морали ознаменовался формированием некоторых тенденций:
1. значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования. Например, кодексы ремесленных цехов, которые включали в себя требования к выполнению определенных нравственных обязательств;
2. нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярков выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношение внутри профессии, и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.
Слайд 9История становления профессиональной этики
1.3. Второй этап развития профессиональной морали
3. стали складываться
моральные нормы, впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединялись нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия.
По мере укрепления государств, значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причем мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения.
Слайд 10История становления профессиональной этики
1.4. Третий период в развитии
Третий период в развитии
профессиональной этики наступает во второй половине 20 века.
Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса:
углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а от ее отдельных специализаций;
идет процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий, объединенных работой на конечный результат.
Слайд 11История становления профессиональной этики
1.4. Третий период в развитии
Требования профессиональной этики становятся
все более принципиальными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического воспитания входит:
1. создание этических ассоциаций;
2.широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих.
Слайд 12История
возникновение деловой этики
Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе
с человеческим обществом. Их главная задача состояла в создании наиболее благоприятные условия для выживания. Впоследствии стали появляться инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов.
Слайд 13История
возникновение деловой этики
В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося
к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля.
Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
Слайд 14История
возникновение деловой этики
Деловой этикет (дворцовый, государственный или придворный) – это строго регламентированный
порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (с учетом национальных особенностей). Впоследствии дипломатический.
Воинский этикет – это свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
Дипломатический этикет – это правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах.
Слайд 15История
возникновение деловой этики
Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами
при общении друг с другом:
присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.);
брачный этикет;
семейный этикет;
спортивный этикет;
этикет путешествий;
корпоративный этикет;
деловой этикет.
Слайд 16История
возникновение деловой этики
Историю развитию делового этикета и его трансформацию с течением
времени можно проследить по памятникам литературы и культуры. Знание истории делового этикета важно и для нашего времени, поскольку многие современные правила поведения берут свое начало в далеком прошлом.
Традиции являются основой формирования внешних проявлений поведения и поступков человека и отражаются на взаимоотношениях людей в процессе осуществления ими деловых отношений:
в поведении во время деловых встречи переговоров;
в одежде, ее опрятности, чистоте, безупречности;
в деловых беседах;
в организации и оборудовании служебного помещения и
рабочего места;
в поведении во время деловых приемов и т. д.
Слайд 17История
возникновение деловой этики
Профессиональная этика является особым проявлением деловой этики. Выяснить происхождение
профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Слайд 18История
возникновение деловой этики
Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики
играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Слайд 19История
возникновение деловой этики
В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание.
Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности в отдельности.
Народы каждой страны вносят в деловой этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Слайд 20История
возникновение деловой этики
2.1. Принципы делового этикета
Деловой этикет базируется на следующих принципах:
Здравый смысл:
нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;
2. Свобода: правила и нормы делового этикета не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами;
Слайд 21История
возникновение деловой этики
2.1. Принципы делового этикета
Такой принцип делового этикета, как свобода, ограничен:
здравым
смыслом;
климатическими условиями;
традициями;
национальными особенностями;
политическим режимом и др.
3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро;
Слайд 22История
возникновение деловой этики
2.1. Принципы делового этикета
4. Удобство: нормы делового этикета - не
путы, не оковы, не кандалы на руках и ногах партнеров по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики;
5. Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать;
Слайд 23История
возникновение деловой этики
2.1. Принципы делового этикета
6. Экономичность: этика деловых отношений не должна
обходиться слишком дорого; высокая "стоимость" моральности в делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника;
7. Консерватизм: этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими.
Слайд 24История
возникновение деловой этики
2.1. Принципы делового этикета
8. Непринужденность: нормы делового этикета должны быть
таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения;
9. Универсализм: это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений;
10. Эффективность: суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе.
Слайд 25История
возникновение деловой этики
2.1. Принципы делового этикета
На современном этапе развития делового этикета разрабатываются
различные пути, которые этические нормы внедряют в практику. В мировой экономике выделяют 7 таких механизмов:
1) этические кодексы;
2) комитеты по этике;
3) тренинг;
4) социальные аудиты;
5) юридические комитеты;
6) службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам;
7) изменения в корпоративной структуре.
Слайд 26История
возникновение деловой этики
2.1. Принципы делового этикета
Наиболее часто применяемым механизмом является этический кодекс.
Около 90 % зарубежных компаний внедряли этические принципы посредством таких кодексов. Они могут быть разработаны для компании в целом и содержать общие для всех этические правила.
Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным комитетом. Чтобы сделать его более эффективным, обычно принимаются дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса и поощрение поступков, совершаемых в соответствии с правилами этического кодекса.