Грузы, грузооборот и грузовые перевозки презентация

Содержание

Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч) С точки зрения экономических отношений AT делится на три группы. Транспорт общего пользования – выполняет коммерческие перевозки

Слайд 1Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.1.

ЗНАЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОКДЛЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА
 
Автомобильным транспортом (AT) в России перевозится около 80 % общего объема грузов. Но в общем грузообороте доля AT составляет лишь несколько процентов.
Таким образом, основная сфера деятельности AT – это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта.
Транспорт является частью производительных сил общества и представляет собой самостоятельную отрасль материального производства. Его продукция выражается в перемещении продукции других отраслей.
Она имеет следующие особенности:
∙ материальный характер транспортной продукции заключается в изменении пространственного положения перевозимых товаров;
∙ продукция транспорта потребляется как полезный эффект, а не вещь;
∙ транспортную продукцию нельзя накопить впрок, повышение спроса на перевозки потребует использования дополнительных провозных возможностей;
∙ в процессе работы транспорта не создается новой продукции, а наоборот, этот процесс сопровождается потерей физических объемов грузов;
∙ транспортная продукция вызывает дополнительные затраты в производящих отраслях.


Слайд 2Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

С

точки зрения экономических отношений AT делится на три группы.

Транспорт общего пользования – выполняет коммерческие перевозки грузов сторонних организаций и физических лиц на договорной основе.
Транспорт предприятий и организаций – перевозит свои грузы за собственный счет для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или аренды. Следует отметить, что в РФ транспортом этой группы выполняется около 90 % общих грузоперевозок.
Личный транспорт служит для удовлетворения потребностей исключительно владельца транспортного средства. Основное значение этот транспорт имеет для пассажирских перевозок.

Повышению эффективности работы грузового автотранспорта и его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг будет способствовать:
– пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом на рынке транспортных услуг как по конструкции кузова (самосвалы, фургоны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 3 т и свы-ше 15 т);
– развитие транспортно-экспедиторских фирм и транспортных бирж, облегчающих поиск клиентуры, предоставление дополнительных услуг, связанных с терминальной обработкой грузов;
– создание условий, стимулирующих перевозчика к обеспечению безопасного функционирования грузового автотранспорта (безопасность дорожного движения, требования экологии и т.п.).


Слайд 3Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

ТРАНСПОРТНЫЙ

ПРОЦЕСС Е ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Специфика транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что, с одной стороны, транспорт имеет свой производственный процесс, с другой, транспорт не перерабатывает сырья и не создает продуктов. На транспорте производственный процесс и продукция этого процесса совпадают во времени и пространстве. Поэтому перемещение грузов является одновременно и производственным процессом и продукцией транспорта.
Во всех отраслях материального производства конечный продукт – это результат определённого производственного цикла, то есть совокупности последовательных процессов и операций. Транспортное производство не является исключением.
Транспортный процесс – это совокупность операций с грузами и транспортными средствами, в результате выполнения которых грузы изменяют своё положение в пространстве. Сущность транспортной работы заключается в изменении места нахождения грузов.
Продукция грузового автомобильного транспорта – это перемещение грузов в пространстве, являющееся необходимым элементом производственного процесса продукции и условием, определяющим возможность ее потребления.
Транспортный процесс является многоэлементным, так как включает операции с подвижным составом (процесс перевозки) и операции с грузами (погрузка и разгрузка).

Слайд 4Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

ТРАНСПОРТНЫЙ

ПРОЦЕСС Е ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Структура транспортного процесса включает три элемента (подпроцесса):
– процесс погрузки;
– процесс перевозки;
– процесс разгрузки.

Основной элемент транспортного процесса – перевозка грузов, все другие элементы подчинены ему. Перевозочный процесс включает работу подвижного состава с момента подачи под погрузку, его движение с грузом до постановки под разгрузку.
Процессы погрузки и разгрузки состоят из возможного ожидания погрузки (разгрузки) и обслуживания. Ожидание погрузки (разгрузки) грузов может быть связано с опозданием транспортных средств, занятостью погрузочно-разгрузочных средств и др. Обслуживание включает собственно погрузку (разгрузку), а также оформление документов, если эта операция полностью не осуществляется во время ожидания погрузки (разгрузки) и обслуживания.

Слайд 5Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.2.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

 
Производственный процесс AT состоит в перемещении грузов и пассажиров и называется АВТОМОБИЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ.

В связи с многообразием условий выполнения перевозок и видов грузов грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

1) по отраслям (виды перевозимых грузов):
∙ промышленные грузы, занимающие около 30 % от общего объема перевозок. Это грузы промышленных предприятий, включая сырье, готовую продукцию, топливо, перевозимые между промышленными объектами;
∙ строительные – 35 %. Это грузы промышленного и гражданского капитального строительства, включающие грузы строительной индустрии, сырьевые строительные материалы, строительное оборудование, грунт и пр.;
∙ сельскохозяйственные – 10 %. Это сельскохозяйственная продукция, семена, удобрения и т.п.;
∙ потребительские – 20 %. Это грузы продовольственного, промтоварного снабжения и бытового обслуживания населения. К этой группе относятся также грузы очистки города от твердых бытовых отходов, снега и мусора;
∙ прочие – 5 %;
2) по размеру партий груза: массовые, для которых характерны перевозки большого объема однородного груза; мелкопартионные, при которых масса партии груза не превышает половины грузоподъемности подвижного состава (ПС);
3) по территориальному признаку: технологические, выполняемые внутри предприятий; городские – осуществляются по территории города; пригородные – на расстоянии не далее 50 км от границ города; междугородные, выполняемые далее 50 км от границ города; международные – между различными государствами;
4) по способу выполнения: прямого сообщения, осуществляются от пункта отправления до пункта назначения одним автомобилем; терминальные, выполняемые через систему грузовых автостанций (складов, терминалов); смешанного сообщения, которые осуществляются несколькими видами транспорта. Разновидностью этих перевозок являются комбинированные перевозки, производимые несколькими видами транспорта без перегрузки;
5) по времени освоения: постоянные, характерные для промышленных и торговых грузов; сезонные, наиболее характерные для сельскохозяйственных грузов; временные, наиболее характерные для строительных грузов;
6) по типу организации: централизованные, когда перевозчик или специализированная фирма являются организаторами перевозок; децентрализованные, когда каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает перевозку груза.


Слайд 6Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

КЛАССИФИКАЦИЯ

ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ – это производственный процесс, осуществляемый с непосредственным участием автомобильного транспорта, включающий операции погрузки, перевозки и выгрузки материальных веществ (грузов), в результате выполнения которых происходит изменение их пространственного положения.
Классификация перевозок является основой учета, государственного регулирования транспортной деятельности, а также стандартизации и сертификации перевозок грузов.
В связи с многообразием видов грузов и условий их транспортировки грузовые автоперевозки классифицируются по нескольким признакам, основными из которых являются следующие:
1. По отраслям, которые обслуживает транспорт, перевозки подразделяются на
– промышленные перевозки различного рода сырья и готовой продукции: металлов, нефтепродуктов, оборудования и т.п. (около 20% от общего объема перевозок). Перевозки этих грузов характеризуются, как правило, сравнительно небольшими партиями и значительными расстояниями;
– строительные перевозки грузов промышленного и гражданского строительства: щебня, гравия, цемента, железобетонных изделий и т.п. (около 35%). Перевозки этих грузов характеризуются большими объемами и, как правило, небольшими расстояниями доставки;
– сельскохозяйственные перевозки семян, удобрений и готовой продукции (около 10%). Перевозки этих грузов характеризуются сезонностью и значительными расстояниями в период их доставки в места производства в города и промышленные центры;
– торговые перевозки различных продовольственных и непродовольственных товаров: хлебобулочных и кондитерских изделий, муки, молока, мебели, одежды и других. Для перевозки этих грузов характерны малые партии и небольшие расстояния (около 25%);
– коммунальные перевозки в населенных пунктах: вывоз бытовых отходов, снега, обслуживание в населения в период чрезвычайных ситуаций и т.п. (около 5%);
– прочие перевозки включают выполнение нерегулярных заказов (около 5%)


Слайд 7Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

КЛАССИФИКАЦИЯ

ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

2. ПО ХАРАКТЕРУ ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ РАЗЛИЧАЮТ
– перевозки транспортом общего пользования (коммерческий характер). Коммерческие услуги по перевозке предоставляются неограниченному кругу лиц на одинаковых для всех условиях. Требуется лицензия, нельзя отказать в перевозке при наличии технической возможности, действует единый для всех тариф;
– перевозки ведомственным транспортом, принадлежащим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляемые для собственных нужд (некоммерческий характер). Перевозки выполняются для обеспечения производственной деятельности предприятия: внутритехнологические и внутрипроизводственные перевозки.

3. ПО РАЗМЕРУ ПАРТИЙ ГРУЗА ВЫДЕЛЯЮТ
– партионные перевозки. Большинство грузов предъявляется к перевозке партиями, под которыми понимается определенное количество (масса) грузов, принятых к перевозке от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя по одному транспортному документу (товарно-транспортной накладной). Партионные перевозки в зависимости от размера отправок разделяются на крупнопартионные и мелкопартионные. Под отправкой понимается определенная величина или количество мест груза, размещаемого в кузове отдельного транспортного средства. Размер отправки может определяться в договоре на перевозку груза, заявке или разовом заказе и указывается в товарно-транспортной накладной. При перевозке крупных партий грузов, объем которых превышает грузоподъемность транспортного средства, груз необходимо делить на несколько отправок. Соответственно для перевозки мелких партий грузов не требуется выделение отдельного транспортного средства. Поэтому мелкие отправки объединяются в крупные с учетом направления перевозок, что позволяет максимально использовать грузоподъемность подвижного состава, а также привлекать для перевозок укрупненных отправок транспортные средства особо большой грузоподъемности.
– массовые перевозки. Под массовостью понимается организационно связанная перевозка больших количеств однородных грузов (вывоз руды из карьера). При согласовании условий перевозки массовых грузов конкретные размеры отправок, как правило, не оговаривается.


Слайд 8Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

КЛАССИФИКАЦИЯ

ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

4. ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ ПЕРЕВОЗКИ РАЗДЕЛЯЮТ НА:

– технологические перевозки, выполняемые внутри предприятий в пределах технологического цикла выпуска продукции;
– городские перевозки, выполняемые по территории города;
– пригородные (местные) перевозки, выполняемые на расстояние не далее 50 км от границ города. Для выполнения пригородных перевозок в основном используются автотранспортные средства средней и большой грузоподъемности;
– междугородные (магистральные) перевозки, выполняемые далее 50 км от границ города. Междугородные перевозки выполняются на автотранспортных средствах особо большой грузоподъемности. Междугородные перевозки, в свою очередь, подразделяются на внутриобластные и межобластные;
– международные перевозки, выполняемые между различными государствами.
 
5. ПО ТИПУ СООБЩЕНИЯ БЫВАЮТ:
– перевозки прямого сообщения, которые осуществляются от пункта отправления до пункта назначения на одном автомобиле;
– перевозки смешанного (комбинированного) сообщения, которые осуществляются автомобильным транспортом совместно с другими видами транспорта, причем при смене средства транспортировки производится перегрузка либо груза (мультимодальные перевозки), либо грузового модуля (интермодальные перевозки);
– перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения, которые выполняются при доставке груза несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования.


Слайд 9Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

КЛАССИФИКАЦИЯ

ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

6. ПО ВРЕМЕНИ ОСВОЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ РАЗДЕЛЯЮТ НА:

– постоянные перевозки (промышленные, торговые, коммунальные);
– сезонные перевозки, характеризуются цикличностью выполнения по периодам года (сельскохозяйственные);
– временные перевозки (строительные).
 
7. ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА

– децентрализованные перевозки, когда отправители (получатели) самостоятельно обеспечивают организацию доставки груза.
В этом случае, как правило, не обеспечивается эффективное использование подвижного состава, отсутствует возможность укрупнения мелких отправок при их перевозке на большие расстояния;
– централизованные, когда перевозчик является организатором доставки грузов для многих отправителей (получателей).
Он определяет тип подвижного состава, способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ, определяет графики перевозок и т.д. Наибольшая эффективность перевозочного процесса может быть обеспечена как раз при централизации перевозок. Эта форма организации перевозок лежит в основе деятельности крупных экспедиционных компаний.

Слайд 10Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
Вид перевозимого груза служит основой для выбора рационального типа кузова транспортного средства.
Грузами являются любые предметы и материалы с момента их принятия к транспортировке и до сдачи получателю. Все грузы обладают различными физическими, химическими, биологическими и другими свойствами, в зависимости от которых выбирается тип используемого для перевозок АТС, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и технология перевозок. Данного рода свойства называются транспортными характеристиками грузов.
Транспортные характеристики грузов – это совокупность свойств перевозимых предметов и материалов, определяющих условия и технические средства для их перевозки, перегрузки и хранения: физико-химические свойства, тара и упаковка, объемно-массовые характеристики, режимы хранения, перегрузки и перевозки, а также свойства, определяющие степень опасности перевозки.

С учетом отмеченных выше транспортных характеристик грузы могут быть классифицированы по следующим основным признакам.

1. По физическому состоянию грузы делятся на пять основных классов: твердые, пластичные, газообразные, сыпучие, жидкие (рис. 1).
2. По делимости грузы подразделяются на два вида: неделимые (штучные) и делимые.
К неделимым относятся грузы, которые нельзя разделить на части без ущерба для их целостности (труба, ящик, мешок и др.).


Слайд 11Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
Разновидностью штучных грузов являются мелкоштучные грузы, которые представляют собой совокупность предметов, легко отделяющихся друг от друга, но не допускающих погрузку навалом. Некоторые мелкоштучные грузы (кирпич, пакеты молока и соков и др.) для повышения эффективности их перевозок укрупняются в неделимые партии (крупные отправки). Большинство штучных грузов: металлопродукция, подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном ходу), железобетонные изделия и конструкции, контейнеры, тарно-штучные грузы, грузы в транспортных пакетах, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, лесные грузы, в соответствии с ГОСТ 26653 – 90 относятся к генеральным грузам.








Рис. 1. Классификация грузов по физическим свойствам

К делимым относятся грузы, которые могут быть разделены на части без причинения ущерба их свойствам и назначению (песок, вода и др.).



Слайд 12Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
3. По наличию тары грузы делятся на два вида: тарные и бестарные.
К тарным грузам относятся такие, которые помещаются в тару с целью их защиты от воздействия внешней среды либо, наоборот – с целью защиты внешней среды от вредного воздействия грузов, а также повышения их сохранности и удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР).
К основной транспортной таре относятся: ящик, бочка, барабан, мешок и фляга.
4. По способу погрузки – разгрузки грузы делятся на пять видов: переносные, катные, навалочные, насыпные, наливные (рис. 2).










Рис. 2. Классификация грузов по способу погрузки – разгрузки



Слайд 13Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
5. По массе одного грузового места грузы различаются на обычные (легковесные), большой массы, тяжеловесные.

К легковесным относятся грузы, у которых масса одного места составляет до 250 кг, для катно-бочковых грузов (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) – до 500 кг;

Грузами большой массы являются переносные грузы массой свыше 250 кг, катно-бочковые – более 500 кг. Погрузка и разгрузка грузов большой массы должны осуществляться с применением машин или механизмов. К грузам большой массы также относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т;

Тяжеловесным является груз в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.), размещение которого в транспортном средстве приводит к превышению установленной для него допустимой полной массы или нагрузки на ось [6]. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям.


Слайд 14Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
6. По размерам грузы делятся на три вида: малогабаритные, габаритные, крупногабаритные, негабаритные.
Малогабаритными называются тарные грузы, размеры которых не превышают 1200 × 1000 × 1200 мм.
Габаритными являются грузы, перевозка которых не приводит к превышению Правилами дорожного движения Российской Федерации габаритных параметров для транспортных средств ;
Крупногабаритные – это неделимые грузы, выступающие за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям. К крупногабаритным относятся также грузы c размером одного места свыше 2,5 м по высоте, 2 м по ширине и 3 м по длине.
7. По условиям хранения и перевозки грузы делятся на пять групп: обычные, скоропортящиеся, с резким запахом, антисанитарные, живность (рис. 3).








Рис. 3. Классификация грузов по условиям хранения и перевозки



Слайд 15Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
8. По условиям защиты от внешних воздействий грузы делятся на четыре вида: обычные; требующие защиты от атмосферных осадков, пыли; требующие защиты от температурного воздействия; требующие защиты от ударов и сотрясений.

9. По степени опасности грузы делятся на четыре группы: малоопасные (стройматериалы, промышленные товары), пылящие (цемент, известь), горячие (асфальт, битум), опасные.

Опасными считаются грузы (вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности), которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.



Слайд 16Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
Опасные грузы в соответствии с международными стандартами разделяются на девять классов:
1. Взрывчатые вещества (например, черный порох);
2. Газы сжатые и сжиженные (хлорный газ, бутан, пропан);
3. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, топливный мазут, битумные соединения);
4. Легковоспламеняющиеся вещества и металлы (спички, фосфор, карбид кальция);
5. Окисляющие вещества и перекиси (перекись водорода, дибензолпероксид);
6. Токсичные вещества (синильная кислота, средства дезинфекции);
7. Радиоактивные и инфекционные вещества (нитрат урана, медицинские препараты);
8. Едкие и коррозионные вещества (серная кислота, ртуть, щелочь натрия);
9. Прочие опасные грузы (асбест, литиевые батареи, подушки безопасности для автомобилей).



Слайд 17Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
10. По использованию грузоподъемности автомобиля грузы делятся на четыре класса (табл. 1.1).







Класс груза определяет эффективность использования подвижного состава и уровень тарифов на перевозку единицы груза. При перевозке грузов первого класса обеспечивается максимальное использование грузоподъемности подвижного состава, четвертого класса – меньше чем на половину. Поэтому при одинаковых условиях транспортировки и затратах на их выполнение грузов первого класса будет перевезено в два раза больше, чем грузов четвертого класса. В этом случае тариф на перевозку единицы груза первого класса должен быть ниже, чем для грузов других классов.
 
Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами.



Слайд 18Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
От вида груза зависит тип используемого для перевозок подвижного состава (ПС), погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.
Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.
 
По степени опасности грузы делятся на следующие группы:
-малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);
-опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);
-пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, и т.п.);
-опасные грузы (сжиженные газы, кислоты и т.п.).
 
Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).
 
Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.
Крупногабаритным называется груз, погруженный в транспортное средство, вызывающий превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах.
Длинномерным называется груз, погруженный в транспортное средство, выступающий за задний борт более чем на 2 м.




Слайд 19Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
  По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса (табл. 1.1).
 Класс груза определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.
  Т а б л и ц а 1.1
Классы грузов






Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению


где
- qф – фактическая грузоподъемность ПС;
- qн – номинальная грузоподъемность ПС.








Слайд 20Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.3.

ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
 
В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы делятся на:

- обычные,
- скоропортящиеся,
- антисанитарные
- живность.
 
Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется.

Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.




Слайд 21Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.4.

ОБЪЕМ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК, ГРУЗООБОРОТ, ГРУЗОПОТОКИ
 
Объем грузоперевозок Q – это количество груза, перевезенного или планируемого к перевозке за определенный период времени.

Грузооборот Р определяет транспортную работу по перемещению грузов за определенный период времени, измеряемую в тонно-километрах.

Грузопоток – объем грузов, следующих в данном направлении за определенное время между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами (ГОП и ГПП).

Объем грузоперевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной, структурой грузов, временем освоения и коэффициентами неравномерности.

Структура грузов определяется их видами; время освоения включает дату начала, окончания перевозки и темпы перевозки.

Коэффициенты неравномерности объема перевозок Kно и грузооборота Kнг определяются на основании таблицы грузопотоков (табл. 1.2).





Слайд 22Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.4.

ОБЪЕМ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК, ГРУЗООБОРОТ, ГРУЗОПОТОКИ
 
Т а б л и ц а 1.2
 Грузопотоки между пунктами транспортной сети












Эпюры грузопотоков, наложенные на схему транспортной сети автомобильных дорог, принято называть картограммой (рис. 1.1).

Таблицы грузопотоков и картограммы могут составляться отдельно по видам грузов и суммарно, а картограмма – суммарно с выделением отдельных их видов.
Грузопотоки и грузооборот участка транспортной сети характеризуются количеством грузов, проходящих по нему в обоих направлениях, и объемом транспортной работы. Для определения интенсивности движения грузов по отдельным участкам транспортной сети, кроме эпюры грузопотоков, применяют эпюру грузонапряженности.
Грузонапряженность – объем груза (т), приходящийся на 1 км пути за единицу времени.



Слайд 23Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.5.

ВИДЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
 
Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений, а также процесс обращения – транспортирование, хранение и реализацию продукции (ГОСТ 17527-86).

Основным элементом упаковки является тара, представляющая собой изделие для размещения продукции. Кроме того, используются вспомогательные упаковочные средства, которые в комплексе с тарой или без нее выполняют функцию упаковки.
Масса упаковки – это масса тары и вспомогательных упаковочных средств единицы упаковки.
Нетто – масса продукции в единице упаковки, брутто – масса упаковки и продукции в ней.
 
Различают транспортную и потребительскую тару. Первая образует самостоятельную транспортную единицу, а вторая поступает к потребителю с продукцией и не выполняет функции транспортной тары.
Размеры тары строятся на базе модуля – наименьшей общей кратной величины, применяемой для унификации размеров тары.





Слайд 24Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.5.

ВИДЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
 
ТАРА БЫВАЕТ:
- крупногабаритная (1200 × 1000 × 1200 мм);
- малогабаритная – с размерами меньше указанных;
- индивидуальная – для единицы продукции;
- групповая – для определенного числа продукции;
- разовая – для однократного использования;
- возвратная – используемая повторно;
- многооборотная – для многократного применения;
- инвентарная – многооборотная, принадлежащая конкретному предприятию;
- разборная – тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и собрать;
- неразборная;
- складная – многооборотная тара, складывается без нарушения сочленения элементов;
- разборно-складная;
- закрытая – конструкция предусматривает применение крышки или другого вида затвора;
- открытая;
- штабелируемая – позволяет укладывать ее в устойчивый штабель;
- жесткая и мягкая изотермическая – сохраняет заданную температуру в течение установленного времени;
- герметичная – обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.





Слайд 25Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.5.

ВИДЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
 
Основными видами транспортной тары являются:
- ящик – тара с корпусом, который имеет форму прямоугольника в сечении, параллельном дну, с крышкой или без нее;
- бочка – тара с корпусом параболической или цилиндрической формы, с обручами или зигами катания, с доньями;
- фляга – с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором;
- канистра – тара с корпусом, который имеет в сечении, параллельном дну, форму, близкую к прямоугольнику с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором;
- баллон – тара с корпусом каплеобразной, шарообразной или цилиндрической формы со сферическим дном, с узкой горловиной (стеклянный баллон называется бутылью);
- мешок – мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной.






Слайд 26Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)
1.6.

ПРАВИЛА МАРКИРОВКИ ГРУЗОВ
 
Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова.
Правила маркировки определяет ГОСТ 14192-96, являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
Расположение надписей на маркировке приведено на рис. 1.2. Пунктирные блоки на рис. 1.2 обозначают необязательные надписи (или) обозначения.
Пример транспортной маркировки представлен на рис. 1.3.






Рис. 1.2. Расположение надписей на маркировке: 1, 2 – манипуляционные надписи; 3 – порядковыйномер места в партии и общее число мест в партии груза; 4 – наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 – наименование пункта перегрузки; 6 – надписи транспортных организаций; 7 – объем грузового места (для экспортных грузов); 8 – габаритные размеры; 9 – масса брутто; 10 масса нетто;11 – страна-изготовитель и (или) поставщик; 12 – наименование пункта отправления; 13 – наименование грузоотправителя


Слайд 27Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)
1.6.

ПРАВИЛА МАРКИРОВКИ ГРУЗОВ










Рис. 1.3. Пример транспортной маркировки

Манипуляционные знаки – это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р51474-99. Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100, 150 или 200 мм.
Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками. Например: «За обвязку не поднимать».
Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.








Слайд 28Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.5.

ВИДЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
 
Основные надписи содержат:
- наименование грузополучателя;
- наименование пункта назначения, а при необходимости – и станции или порта перегрузки;
- число грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии,
например 12 / 25, где 25 – число мест; 12 – номер места.
Дополнительные надписи:
- наименование грузоотправителя;
- наименование пункта отправления и сокращенно наименование дороги отправления;
- надписи транспортных организаций,
например 1520 – 30, где 1520 – порядковый номер записи в книге приема; 30 – число мест в партии.
Информационные надписи:
- масса брутто и нетто грузового места;
- габаритные размеры грузового места;
- объем грузового места. Две последние надписи наносятся, если хотя бы один габарит больше 1 м.
Маркировка должна быть произведена одним из следующих способов:
а) непосредственно нанесением знаков на грузовые места;
б) с помощью ярлыков.
Маркировка наносится:
- на ящиках – на одной из боковых сторон;
- на мешках и тюках – на одной из широких сторон.

Специальная маркировка должна наноситься в верхнем углу от основной маркировки, за исключением знаков «Стропить здесь» и «Центр тяжести», которые следует наносить в обозначаемых ими местах.

Слайд 29Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.6

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ
 
Приспособленность автотранспортных средств к перевозке грузов оценивается показателями:
- грузовместимость;
- удельная объемная грузоподъемность;
- удельная грузоподъемность пола.

Грузовместимость показывает наибольшее количество груза, которое может быть единовременно перевезено автомобилем (на прицепе, полуприцепе).
Грузовместимость подвижного состава определяется по формуле



где
G – грузовместимость, т;
a, b, h – внутренние габаритные размеры кузова, соответственно длина,
ширина, высота, м;
h 1 – расстояние от верхнего края борта платформы до уровня погруз-
ки груза, м;
ρ – плотность груза, т / м 3.



Слайд 30Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.6

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ

Для штучных и пакетированных грузов, перевозимых в один ярус, высота загрузки (h ± h 1) соответствует высоте грузового места. При укладке тарно-штучных грузов в несколько ярусов превышение уровня бортов определяется условием обеспечения устойчивого положения груза во время перевозки.
При перевозке ценных навалочных и насыпных грузов загрузка их в кузов производится ниже верхнего края бортов. Для некоторых навалочных грузов допускается погрузка в автотранспорт с превышением уровня бортов, но с учетом того, что в движении такой груз может высыпаться через борт. Объем навалочного груза, который можно перевозить в кузове, определяют по формуле




где
V гр – объем груза, который может быть загружен в кузов, м3;
V к – объем кузова, м3;
b – внутренний габарит кузова по ширине, м;
α – угол естественного откоса груза в движении, град.

Грузы могут быть разной плотности, поэтому при перевозках часто встречаются случаи, когда при полном использовании вместимости кузова не полностью используется грузоподъемность автомобиля или, наоборот, полное использование грузоподъемности достигается при частичном использовании вместимости.



Слайд 31Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.6

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ

Подбор подвижного состава для перевозки грузов производят с учетом соотношения удельной объемной грузоподъемности и удельной грузовместимости.

Характеристики некоторых навалочных грузов (плотность, угол естественного откоса) приведены в табл. 4.1.
Удельная объемная грузоподъемность qv регламентируется при проектировании автомобилей. Она показывает отношение номинальной грузоподъемности автомобиля к полному объему кузова




Для автомобилей грузоподъемностью до 2 т ее принимают в пределах до 0,5 т / м3, 2–3 т – 0,6, 3–5 т – 0,83, 6 т – 0,9, 7–12 т – 1,0 т / м3.

Удельная грузовместимость q увм определяет количество груза, которое может быть загружено в один кубический метр емкости кузова:

Если значение удельной объемной грузоподъемности q v соответствует удельной грузовместимости q увм, то будет обеспечено полное использование как грузоподъемности данной модели автомобиля, так и объема кузова.
При перевозке грузов, удельная грузовместимость автомобилей для которых меньше удельной объемной грузоподъемности (q увм < q v), вместимость автомобиля может быть использована полностью, но грузоподъемность полностью использована быть не может; при перевозке грузов, обеспечивающих грузовместимость больше, чем удельная объемная грузоподъемность (q увм > q v), используется полностью грузоподъемность автомобиля при неполном использовании вместимости кузова.







Слайд 32Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)
1.6

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ












Удельная грузоподъемность пола кузова f уд показывает нагрузку на один квадратный метр полезной площади кузова, при которой достигается полное использование грузоподъемности автомобиля:


где Fк – площадь пола кузова, м2.




Слайд 33Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.6

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ
 
Фактическая удельная нагрузка на пол кузова f ф определяется соотношением грузовместимости автомобиля и площади пола кузова






В зависимости от соотношения фактической удельной нагрузки на пол кузова f ф и удельной грузоподъемности пола кузова f уд возможны ситуации:
f ф < f уд – площадь пола используется полностью, но грузоподъемность автомобиля полностью не используется;
f ф > f уд – полное использование грузоподъемности достигается при неполном использовании полезной площади кузова.



Слайд 34Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.7.

СРЕДСТВА ПАКЕТИРОВАНИЯ, КОНТЕЙНЕРЫ

1.7.1. СРЕДСТВА ПАКЕТИРОВАНИЯ
 Известно, что погрузочно-разгрузочные работы тарно-штучных грузов отдельными предметами (грузовыми местами) трудно поддаются механизации. На перегрузке таких грузов в народном хозяйстве страны занято большое количество рабочей силы. С одной стороны это неэкономично, а с другой – создает социальные проблемы – 15–20 % трудоспособного населения занято непроизводительным трудом.
Помимо прямых затрат, связанных с необходимостью содержания большого количества грузчиков, грузовые работы с тарно-штучными грузами приводят к излишним простоям вагонов, судов, автомобилей, снижению пропускной способности грузовых фронтов железнодорожных станций, причалов и портов. Очень велики потери грузов при их многократной перегрузке и хранении в тарно-штучной упаковке.
В связи с этим одно из направлений совершенствования транспортного процесса – укрупнение грузовых единиц путем пакетирования грузов и применения контейнеров. Сложность решения этой проблемы заключается в том, что она затрагивает интересы всех участников транспортного процесса: производителей, транспортников, системы материально-технического снабжения, потребителей продукции, а эффект может быть достигнут только при комплексном ее решении на всем пути движения груза от производителя к потребителю.

Слайд 35Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.7.

СРЕДСТВА ПАКЕТИРОВАНИЯ, КОНТЕЙНЕРЫ

1.7.1. Средства пакетирования
  Пакет – укрупненная грузовая единица, сформированная на поддонах, подкладках или без них, размеры и масса которой соответствуют установленным требованиям, приспособленная для перегрузки механизированным способом.
Средствами пакетирования являются:
- поддоны, подкладки;
- увязочные материалы, приспособления;
- пакетоформирующие машины.
Классификация поддонов приведена в табл.

Помимо поддонов для пакетирования всевозможных хрупких грузов, предохранения их от повреждения используются кассеты, которые можно считать разновидностью поддонов.
Широкое распространение получила тара-оборудование – контейнер на колесах для перевозки продовольственных грузов в магазинах.



Слайд 36Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.7.

СРЕДСТВА ПАКЕТИРОВАНИЯ, КОНТЕЙНЕРЫ

1.7.1. Средства пакетирования
 
Увязочные материалы, приспособления:
- клейкая лента;
- упаковочная лента;
- термоусадочная пленка;
- уголковые бандажи с натяжным механизмом;
- стропы для увязки пакетов из мешков и др.

Пакетоформирующие установки (машины) применяются обычно на конечной стадии изготовления продукции перед отправкой ее на склад готовой продукции. Они могут быть автоматические и полуавтоматические.
Грузовой контейнер является элементом транспортного оборудования, обладающим, по определению Международной организации по стандартизации (ИСО), постоянной технической характеристикой и достаточной прочностью для многократного использования; специальной конструкцией, обеспечивающей перевозку одним или несколькими видами транспорта без промежуточных перегрузочных операций; приспособлениями, обеспечивающими быструю погрузку, разгрузку и перегрузку с одного вида транспорта на другой; такой конструкцией, которая позволяет легко загружать и разгружать его; внутренним объемом, равным 1 м3 и более.
Техническим комитетом (ТК-104) ИСО приняты следующие определения типов контейнеров:
- грузовой контейнер общего назначения (универсальный);
- контейнеры специального назначения (специализированные).


Слайд 37Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.7.

СРЕДСТВА ПАКЕТИРОВАНИЯ, КОНТЕЙНЕРЫ

1.7.1. Средства пакетирования
 
Универсальный контейнер пригоден для перевозок грузов в любых погодных условиях, имеет прямоугольную конфигурацию, служит для транспортировки и хранения штучных грузов или сыпучих материалов, защищает содержащийся в нем груз от потерь и повреждений. Он может быть отделен от подвижного состава и транспортироваться как отдельная отправка, которую можно перегружать без выгрузки груза из контейнера.

Классификация универсальных контейнеров в соответствии с ГОСТ 18477–79 приведена в табл. 4.3.
Контейнеры, характеристики которых определены Международной организацией по стандартизации, применяются в любых международных перевозках.
Кроме них, в России применяются контейнеры массой брутто 3,0 и 5,0 т (контейнеры УУК-2,5 (3,0) и УУК-5,0).
Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625 предназначены для перевозок автотранспортом.
Специализированные контейнеры (табл. 4.4) предназначены для перевозки определенного вида грузов, они подразделяются на групповые и индивидуальные.
Групповые контейнеры применяют для перевозки группы грузов с однородными свойствами. Типы, основные параметры и размеры специализированных контейнеров определены ГОСТ 19417–74.
Типоразмерный ряд предусматривает пять типов специализированных групповых контейнеров.


Слайд 38Т е м а 1  ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)

1.7.

СРЕДСТВА ПАКЕТИРОВАНИЯ, КОНТЕЙНЕРЫ

К первому типу (СК-1) относятся контейнеры, предназначенные для транспортирования сыпучих грузов в виде порошков, гранул или зерен, требующих защиты от атмосферных осадков.

Ко второму типу (СК-2) – контейнеры для перевозки слеживающихся и смерзающихся навалочных грузов (цемент, гипс, сухая штукатурка, концентраты руд цветных металлов и др.); они имеют форму усеченного конуса, однолюковые, открытые и закрытые.

К третьему типу (СК-3) – контейнеры, предназначенные для транспортировки индустриальных штучных и сыпучих грузов в таре, требующих защиты от механических повреждений и атмосферных осадков.

К четвертому типу (СК-4) – контейнеры для перевозки жидких и вязких химических продуктов.

К пятому типу (СК-5) – контейнеры для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. Они оборудуются рефрижераторами и холодильными установками.

Самостоятельную группу специализированных контейнеров составляют контейнеры эластичного типа, изготавливаемые из многослойной прорезиненной ткани.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика