Слайд 1
ERP системы
ERP-системы. Этапы развития ERP систем. Основные подсистемы ERP.
2. Эффект от
внедрения ERP систем.
3. Общие рекомендации и принципы по выбору ERP-системы.
4. Характеристика ERP-систем, представленных на российском рынке.
Слайд 2
Что такое ERP система?
ERP системы (enterprise resource planning) планирования ресурсов предприятий
или «планирование ресурсов в масштабах предприятия» (Enterprise-wide Resource Planning).
ERP-системы — набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий, предназначена для автоматизации учёта и управления предприятия.
Слайд 3
Этапы развития ERP систем
1965 MRP 0 Планирование потребностей в материалах.
1975 MRP
I Планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу, включая составление производственной программы и контроль ее исполнения на цеховом уровне..
1980 MRP II Планирование производственных ресурсов на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей, ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством.
1985 MRP II + Появление идеологии JIT (Just in Time - точно в срок. Добавление системы OPT – оптимизация «узких мест».
1990 ERP Планирование ресурсов предприятия. Добавление DRP (Distribution Resource Planning - планирование ресурсов для распределения) и FRP (Financial Resource Planning финансовое планирование).
1996 Extend ERP Supply Chain – управление цепочками поставок, позволяющей направлять и контролировать движение материальных и информационных потоков от поставщика к потребителю.
2001 ERP II Customers Relationship Management (CRM) – управление отношениями с покупателями
Слайд 4Типовая классификация информационных систем производственного назначения на современном языке :
MRP (Material
Requirements Planning) – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства; используется для описания компонента "производство";
MRPII (Manufacturing Resource Planning) – автоматизированное планирование всех производственных ресурсов предприятия (сырья, материалов, оборудования, его производительности, трудозатрат); используется для описания компонентов "производство", "логистика";
ERP (Enterprise Resource Planning) - автоматизация и как материальных, так оптимизация внутренних бизнес-процессов, планирование и финансовых ресурсов в масштабе предприятия; используется для описания компонентов "производство", "логистика", "финансы".
Слайд 5Иерархия и структура информационных систем
управления
Слайд 6Для осуществления мониторинга внешней среды ближнего окружения (front-office), к которой относят
конкурентов, поставщиков и потребителей, разработаны соответствующие системы учета и управления:
системы учета информации о конкурентах Бенчмаркинг (Benchmarking);
системы учета и управления взаимоотношениями с потребителями (СRМ - Customer Relations Management);
системы учета и управления взаимоотношениями с поставщиками или управления цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management).
Слайд 7
CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов в зависимости от
потребностей рынка (маркетинг), совмещают планирование, back- и front-office.
Интегрированный вариант получил наименование ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) - управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия (совмещает ERP, CRM, SCM).
Слайд 8ERP-системы предназначены для управления всей финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия.
Они
используются для оперативного предоставления руководству предприятия информации, необходимой для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями.
Слайд 9Функциональные элементы ERP системы
Слайд 10Управление производственным планированием
Слайд 16Интегрированные ERP-системы имеют в основе принцип создания единого хранилища данных, содержащего
всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения бизнеса. Единое хранилище данных обеспечивает одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями.
Наличие единого хранилища данных избавляет от необходимости передавать данные от подразделения к подразделению, информация вводится в систему только один раз в том подразделении, где она возникает, хранится в одном месте и многократно используется всеми заинтересованными подразделениями.
Скорость принятия решений возрастает, так как информация доступна для всех работников, имеющих необходимые полномочия.
Оперативное отражение данных и результатов деятельности дает возможность принимать обоснованные управленческие решения в режиме реального времени.
Слайд 17При внедрении ERP-решений необходимо провести мероприятия, которые принято называть "реинжинирингом бизнес-процессов»,реорганизацию
собственной деятельности в соответствии с бизнес-логикой, заложенной внутри ERP-системы.
Слайд 18Зачем компании ERP
1. Унификация всех процессов управления предприятием, интеграция данных
для разных приложений.
2. Снижение издержек и повышение конкурентоспособности за счет оптимизации бизнес-процессов и значительного снижения оперативных расходов.
3. Инвестиционная привлекательность. Автоматизация деятельности обеспечивает большую прозрачность деятельности компании, повышая доверие со стороны инвесторов.
4. Возможности интеграции в новую экономику. Выводя часть бизнеса в Интернет, традиционные компании преследуют несколько целей: от сокращения расходов до улучшения обслуживания клиентов и организации нового онлайнового канала сбыта для дилеров и конечных покупателей.
Слайд 19
По данным, полученным после изучения 13 отраслей американской промышленности и 800
компаний выяснилось какую долю своего бюджета тратят предприятия на ERP-системы: высокотехнологичные компании — 28%; фармацевтические компании — 20%, финансовые компании — 15%.
Основные причины внедрения ERP- систем:
Интеграция всех бизнес-процессов предприятия по единым правилам и обеспечение оперативного получения информации руководством о всех сторонах деятельности предприятия.
Повышение конкурентоспособности предприятия.
Слайд 20Эффект от внедрения
Существуют оценки аналитиков, что внедрение ERP-систем приводит к:
сокращению
складских запасов предприятия на 8%-35%,
росту производительности труда на 8%-27%,
увеличению числа своевременно выполненных заказов на 7%-20%.
уменьшение затрат за закупку сырья и материалов на 7 %,
повышение рентабельность производства в среднем на 30% и
качества выпускаемой продукции до 60%.
сокращение срока оборачиваемости оборотных средств на 12–25%;
улучшение качества сервисов и продаж - в среднем на 35-40% и более.
Слайд 21Новое поколение ERP- систем помогает управлять даже уникальными бизнес-процессами,
а в
ее использовании могут участвовать почти все сотрудники компании, в то время как, согласно общемировой статистике,
доступ к ERP в среднем имеют не более 15% работников.
Слайд 22Эффект от применения решений «Галактики»
Тюменский опытно-экспериментальный завод геофизического приборостроения:
Жесткий контроль цен
на готовую продукцию.
В 40 раз сокращение времени калькулирования заявок для клиентов.
В 4 раза увеличена скорость расчета потребностей производства в ресурсах.
В 960 раз сокращение времени расчета плана снабжения.
Туймазинский завод автобетоновозов (дочерняя структура ОАО «КАМАЗ»):
При вложениях около 1 млн. руб. в этап внедрения логистики получено высвобождение неликвидов на 5 млн. руб.
На 14% высвобождение оборотных средств.
На 37% относительное сокращение административного персонала.
Материальные запасы и дебиторская задолженность полностью под контролем.
«Опытный завод «Микрон»:
Жесткий контроль за производственным процессом.
В 2,5 раза увеличение объема реализации готовой продукции.
На 35% снижение остатков на складах готовой продукции.
Затраты на внедрение системы окупились менее чем за год.
Слайд 23Общие рекомендации по выбору ERP-системы
Наибольший эффект от внедрения ERP-системы достигается при
максимальной заинтересованности руководства предприятия в успехе всего проекта и основная нагрузка и ответственность за правильность выбора ERP-системы лежит на руководстве предприятия.
Главное при выборе ERP-системы - это то, какие новые преимущества даст предприятию ее внедрение, что может дать ERP-система для бизнеса, и какое влияние она способна оказать на прибыльность предприятия и себестоимость его продукции.
Слайд 24В первую очередь, руководство предприятия должно понять, зачем предприятию нужна ERP-система.
Обязательно должны быть сформулированы (и утверждены руководством предприятия) основные требования к ERP-системе: какие функциональные области и типы производства она должна охватывать; какие программно-технические платформы использовать; какие отчеты готовить и др.
Не менее важно правильно оценить существующую технологическую инфраструктуру предприятия. Внедряемая ERP-система должна соответствовать существующему финансовому и технологическому уровню предприятия.
Наибольший эффект достигается при комплексном внедрении ERP-системы. Бессмысленно тратить огромные средства на покупку системы, возможности которой будут использоваться не в полной мере.
Слайд 25Основные принципы выбора ERP-системы
Имидж фирмы-разработчика, время ее работы на рынке, репутация
самой системы и общее количество успешных внедрений.
Число успешных внедрений в России. Важно также знать, есть ли внедрения на родственных отраслевых предприятиях и потребовалась ли помощь внешних консультантов.
Гибкость и открытость. В соответствии с мировым опытом, срок полнофункционального внедрения ERP-системы обычно длится не менее 3 лет, а полноценно работать она должна не менее 10 лет. За это время предприятие значительно меняется (его продукция, оргструктура, организация управления, бизнес-процессы и др.). ПО управления предприятием должно меняться вместе с производством.
Терминология. При анализе западной системы необходимо внимательно проанализировать ее терминологию и качество русификации. Документация и НЕLРы должны быть полными, ясными и понятными, а терминология — привычной.
Приемлемость цены системы. Следует учитывать, что на весь цикл установки ERP-системы (покупку, внедрение, сопровождение, развитие) придется потратить в несколько раз больше средств, чем на приобретение самого ПО (с коэффициентом 3.0-10.0). При этом, чем сложнее и дороже внедряемая ERP-система, тем выше будет коэффициент.
Слайд 26Важным моментом является правильный выбор разработчика ERP-системы, который должен не просто
поставить свое ПО компании-клиенту, а стать ее долговременным партнером. Фактически покупается не просто набор программ с документацией, а работа и опыт сформировавшейся команды компании-разработчика ERP-системы, несущей различные виды ответственности (начиная от юридической и заканчивая моральной) за качество и эффективность работы установленного (и сопровождаемого) ПО.
Внедрением ERP-системы должна заниматься специальная внедренческая фирма (или, в ряде случаев, компания-разработчик ERP-системы) при тесном контакте с ИТ-отделом и соответствующими подразделениями предприятия.
Слайд 28Сегментация Российского рынка ERP-систем по отраслям
Слайд 30Накопленная TAdviser статистика позволяет говорить о частоте использования тех или иных
платформ в России Если говорить о количестве ERP-проектов, то здесь абсолютным лидером является компания 1C. На платформе 1С:Предприятие 8.0 в России реализовано более 11,6 тыс. комплексных проектов (полный функционал), не считая тех случаев, когда был внедрен только контур финансового и бухгалтерского учета или только кадровые и зарплатные блоки функций.
. По июль 2015 года за всю историю наблюдений Центра TAdviser наиболее часто внедряемыми платформами можно назвать помимо 1С:Предприятие 8.0 также и Галактика ERP, Microsoft Dynamics AX, Microsoft Dynamics NAV, SAP ERP.
.
Слайд 31
Стоимость ERP систем
ERP системы стоимостью от $100 тыс. до $1 млн.
и достаточно коротким сроком внедрения. Эта группа систем рассчитана на средний и часть крупного бизнеса.
ERP системы стоимостью свыше $1 млн. с большим сроком внедрения. Указанные системы рассчитаны на крупные компании.
Средняя отдача от ERP системы составляет $1,2 млн. в год. Так что ERP система - довольно дорогая, но и довольно эффективная система.
Слайд 32
Основные иностранные ERP-системы, представленные на российском рынке (1)
Слайд 33
Основные иностранные ERP-системы, представленные на российском рынке (2)
Слайд 34
Основные иностранные ERP-системы, представленные на российском рынке (3)
Слайд 35
Основные иностранные ERP-системы, представленные на российском рынке (4)
Слайд 36
ERP-системы российского производства
Слайд 38ERP-системы в крупнейших банках мира
Слайд 39В настоящее время на мировом рынке присутствует несколько сотен ERP-систем, получивших
определенную известность. Бесспорными лидерами рынка являются компании SAP AG, Oracle, PeopleSoft, J.D. Edwards. Лидирующее положение занимает компания SAP AG, доля которой составляет 34%.
Слайд 40Российский рынок ERP-систем, включая услуги по их внедрению, превышает в объеме
$1 млрд: этот рубеж был пройден еще в 2012 году, и будет возрастать в течение ближайших пяти лет на 3,4% ежегодно.
Компании SAP, «1C», Microsoft, Oracle и «Корпорация Галактика» продолжают контролировать большую часть рынка ERP-систем в РФ.
Прогноз для российского рынка ERP-систем на 2014-2015 годы – умеренно негативный. Спрос на ERP-системы начал снижаться еще в 2012-2013 году, большинство российских компаний автоматизировали управление ресурсами в том или ином объеме. В основном реализуются проекты по развитию уже внедренных платформ. С осени 2014 из-за серьезные потрясений компании на 2015 год заложил самые скромные ИТ-бюджеты, спад продлится не менее 18-24 месяцев.
Слайд 41Прогноз на 2015-2016 годы – негативный. Несмотря на ослабление национальной валюты,
TAdviser Report ожидает падения рынка ERP-решений примерно на 20% в рублях.
Влияние на данный сегмент окажет замедление роста экономики России. Инвестиционные бюджеты во многих компаниях на 2015 год были значительно урезаны. Ряд заключенных контрактов - расторгнуты.
Также скачок обменного курса иностранных валют привёл к удорожанию лицензий на зарубежные системы. В итоге масштабные проекты внедрений иностранных ERP для конечных клиентов стали дороже.
Снижение цен на нефть и экономические санкции, которые коснулись некоторых отраслей - активных потребителей ERP, в первую очередь, повлияют на сбыт иностранных решений, продажи которых, по оценкам TAdviser Report, в 2015 году могут упасть на 35%.
Слайд 42Ранее внедренные ERP-системы требуют поддержки, а каждые 10 лет – серьезной
модернизации или даже перевнедрения. Поэтому в ближайшее время спрос на подобные решения не исчезнет.
Для экономии средств и получения экономической выгоды предприятия отдают предпочтение небольшим проектам с короткими сроками реализации и быстрой отдачей. Т.е. рынок живет не столько комплексными проектами, сколько внедрением отдельных модулей, призванных автоматизировать узкие отраслевые задачи.
Наблюдается тенденция деления крупных проектов на самостоятельные функциональные части.
Слайд 43
На заседании Комиссии Государственной Думы РФ по развитию стратегических информационных систем
в апреле 2014 г обсуждался вопрос о технологических рисках и степени устойчивости к внешним влияниям ИС, используемых в стратегически важных сферах жизнедеятельности государства.
83% предприятий, относящихся к стратегически важным отраслям, используют ERP-системы на основе зарубежных технологических платформ и находятся в зоне повышенных рисков прямого или отложенного внешнего воздействия.
Слайд 44
2014 - данные IDC
В 2014 году российский рынок ПО ИСУП
сократил свой объем на 14,2% до 921,27 млн. долларов. Однако в рублевом эквиваленте из-за резкого снижения курса рубля к доллару рынок вырос на 3,4%. Крупнейшим поставщиком решений ИСУП осталась компания SAP, однако ведущие российские производители – «1С», «Галактика» и «Монолит» – заметно усилили свои позиции на рынке.
Наиболее востребованными по-прежнему являются приложения для управления ресурсами предприятия (ERM) – доля этого сегмента рынка составила 44%. Рост спроса был зафиксирован в категории приложений для управления взаимоотношениями с клиентами и бизнес-аналитики, которые в условиях ужесточающейся конкурентный борьбы приобрели особую значимость.
Слайд 45Доли крупнейших игроков российского рынка ERP-систем, 2003-2012 (по количеству реализованных проектов
внедрения)
SAP - 49,9%.
1С - 29,2%
Oracle - 8%
Microsoft Dynamics - 6,8%
«Галактика» - 2%
Другие - 4,2%.
Слайд 47SAP AG
SAP AG — это четвертая в мире по размерам компания-разработчик
ПО, основанная в 1972 г. Сейчас в ней работают более 22 тыс. сотрудников в более чем 50 странах мира. У SAP AG — более 900 партнеров, более 13000 компаний-клиентов и около 10 млн. лицензированных пользователей в 100 странах мира. Основной продукт компании — ERP-система SAP R/3, в которой реализовано более 1000 бизнес-процессов. В настоящее время разработано более 50 версий этой системы на 28 языках. SAP R/3 предназначена для крупных компаний с годовым оборотом от $200 млн., R/3 внедрена в различных отраслях: аэрокосмической и оборонной; автомобилестроении; банковском деле; химической промышленности; производстве потребительских товаров; проектировании и строительстве; здравоохранении; страховании; СМИ; фармацевтике; розничной торговле и др. Она проинсталлирована более 30000 раз и используется компаниями разных размеров, в том числе половиной из 500 ведущих фирм мира.
SAP AG уделяет большое внимание Интернет-ориентированности своих программных продуктов. Главный акцент SAP AG — Интернет-портал MySAP.com, с помощью которого по запросам клиентов предоставляется открытая среда персональных решений для совместного ведения электронного бизнеса и ПО для онлайновой деятельности. На mySAP.com можно как покупать, так и продавать, а представители групп по интересам могут находить друг друга, чтобы торговать продуктами и услугами.
Вторым по важности вопросом для SAP AG является развитие CRM-технологий (решение mySAP CRM) и SCM-технологий (SAP AG работает над переносом технологий управления логистическими цепочками в Интернет).
Слайд 48 Oracle
Компания Oracle является вторым в мире по величине
разработчиком ПО. Она основана в 1977 г., и в настоящее время в ней работают 43000 сотрудников (из них 21000 — в США). Главным ERP-продуктом Oracle является ПО Oracle Applications, представляющее собой пакет из 55 интегрированных модулей. В настоящее время более 6700 предприятий и организаций в 76 странах мира используют ПО Oracle Applications.
Как и прочие ведущие разработчики ПО, компания Oracle уделяет большое внимание разработке Интернет-ориентированных продуктов. В частности, она предлагает онлайновую платформу управления закупками Oracle Exchange. Кроме того, Oracle реализовала поддержку Web-клиентов в Oracle Applications и выпустила полностью Web-ориентированное ПО Oracle Applications Hi.
Комплект продуктов Oracle CRM охватывает различные стороны взаимодействия предприятия со своими клиентами — от маркетинга и продаж до сервиса — и обеспечивает интеграцию с клиентской частью (front-office) и с внутренней бизнес-логикой (back-end) ERP-системы. В состав Oracle Hi входят 3 основных модуля: Customer Intelligence (просмотр и анализ информации о заказчиках), iSupport (онлайновый информационный портал, с помощью которого клиенты могут просматривать всю информацию, а также задавать любые запросы к базе знаний) и eMail Center (внешняя и внутренняя электронная почта). Остальные 6 модулей: поддержка клиентов; полевое обслуживание; планировщик; управление запасами; склад и контракты. Модули исполняются на СУБД OracleSi и работают под управлением ОС HP UX, Solaris, Windows NT и Linux.