Слайд 2Человеческий капитал: психологический подход.
Функционирование ЧК зависит от волеизъявления человека, т.е. от
его желания что-то делать и достигать.
Цель!
- полагание новой действительности;
- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Слайд 3Целеобразование: что влияет на процесс?
Уровень развития общества
История развития личности в обществе
Жизненная
сила человека
Ценности человека
Смысл жизни
Цель – это аппарат перевода смысла из статического состояния в динамическое посредством ценностей.
Слайд 4Целеобразование: описание
Целеполагание предполагает переосмысление человеком места, которое он занимает в структуре
мира
Целенаправленность предполагает выбор направления развития в сторону теоретического и реального образа
Целеустремленность предполагает способность человека преодолевать препятствия
Целесообразность предполагает возможность человека израсходовать для достижения своей цели имеющиеся ресурсы
Слайд 5Целеобразование: исследование
Целеполагание.
Необходимо изучить картину мира
Вопросы:
1).Каково Ваше настоящее положение
в обществе (значимый круг общения)?
2).Все ли Вас устраивает в настоящее время?
3).Опишите Ваши возможные перспективы развития?
Слайд 6Целеобразование: исследование
Целенаправленность.
Необходимо изучить мировоззрение человека
Вопросы:
1).Опишите образ желаемого будущего?
2). Назовите своих кумиров,
примеров для подражания
Слайд 7Целеобразование: исследование
Целеустремленность.
Необходимо изучить способности человека преодолевать препятствия.
Вопросы:
1). Вы всегда достигаете поставленных
целей?
2). Готовы ли Вы трудиться день и ночь для достижения Вашей цели?
3). Что Вы испытываете, если на Вашем пути возникают непреодолимые препятствия?
Слайд 8Целеобразование: исследование
Целесообразность.
Необходимо изучить способность человека использовать имеющиеся ресурсы .
Вопросы:
1). Что
Вам может помешать в достижении цели?
2). Всегда ли Вам хватает времени на то, что Вы запланировали?
Слайд 9Целеобразование: резюме
Зрелое целеобразование предполагает баланс четырех компонентов.
Если у человека «западает»:
Целеполагание, то
он скучает
целенаправленность, то он
растерян, не знает куда идти дальше
Слайд 10Целеобразование: резюме
Если у человека «западает»:
целеустремленность, то у него нет сил добиваться
цели
Целесообразность, то у человека не хватает времени,
чтобы достичь цели
Слайд 13Типология профессионально-управленческих ролей
Управленец
Организатор
Администратор
Руководитель
Слайд 14Модель профессионально- управленческих ролей :
Слайд 15Управленец
Цели Определение стратегических направлений развития организации. Важно понимание, к какому результату
приведет процесс.
Результат – стратегия.
Основной инструмент – программирование (многовариантность)
Ключевые компетентности
Нестандартность мышления
Гибкость мышления
Стратегичность мышления
Слайд 16АНАЛИТИК
Его место в цепочке решения управленческой проблемы: 1-ое
Его принцип: стратегичность и
комплексный подход
Его ключевой вопрос: ЧТО?
Его лозунг: «Главное - понять, в чем именно суть проблемы, остальное - дело техники», «Быть или не быть – вот в чем вопрос», «Кто владеет информацией, тот правит миром»
Его цель:
описание ключевых моментов ситуации
формулировка основных проблем
постановка целей по решению обозначенных проблем
Его результат: аналитический обзор ситуации с обозначением «поля целей»
Слайд 17Внутренние средства Аналитика
Умения и навыки:
стратегический взгляд на события,
системное видение проблемы,
нестандартное видение,
целеполагание
Качества:
аналитичность,
стратегичность,
системность,
целеориентированность,
креативность
Слайд 18Иллюстрация
Рассказывают историю, что путешественники, возвращаясь из джунглей в Европу, наблюдали маленького
зверька – мангуста. Они описывали его странное поведение - мангуст по многу часов в день проводил на лужайке, выделывая различные пируэты и кувырки. Никто не мог понять, чем же этот зверек занимается.
Норберт Виннер, основатель кибернетики, впоследствии дал свою интерпретацию тому, что называлось «танцем мангуста». Он предположил, что зверек таким образом ведет бой с воображаемой коброй. Причем ведет его так, что всегда побеждает. Встреча с настоящей коброй для него лишь один из частных случаев того, что им было проиграно раньше. Поэтому мангуст всегда выигрывает.
Слайд 19Организатор
Цели Разработка мероприятий по достижению целей организации.
Ведущая деятельность- организация, организационное проектирование
Ключевые
компетентности
Ориентация на конкретный результат
Гибкость в общении
Слайд 20Проектировщик
Его место в цепочке решения управленческой проблемы: 2-ое
Его принцип: технологичность и
декомпозиция
Его ключевой вопрос: КАК?
Его лозунг: «Главное для успешного решения проблемы – это наличие разнообразных вариантов решения, выстроенных в технологию» или «Делай раз, делай два»
Его задача:
Перевести поставленные перед ним цели на язык результатов
Сформулировать все возможные пути достижения этих результатов
Выбрать из них оптимальный и описать его
Его результат: проект решения проблемы;
программа как комплекс мероприятий, взаимосвязанных между собой
Слайд 21Внутренние средства Проектировщика
Умения и навыки:
умение видеть цели в терминах результата,
способность увидеть
и выстроить варианты путей достижения результата, а также выбрать оптимальный путь с учетом заданных ограничений,
умение передать другим технологию реализации цели
Качества:
ориентация на результат,
гибкость мышления,
организационное лидерство
Слайд 22Иллюстрация
Если вы хотите узнать, есть ли у человека способности проектировщика, попросите
его по телефону рассказать, как его найти. Или написать инструкцию для пользования ситечком для чая для того, кто не знает, что это такое (особенно, хорошо дать это задание инопланетянину). Человек, который объяснит вам так, что вы сразу найдете то место, где он находится, или поймете, как пользоваться ситечком для чая, уже владеет определенными способностями.
Слайд 23Администратор
Цели: оперативное управление, поддержание бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования
Ведущая
деятельность – контроль, администрирование
Ключевые компетентности
Системность мышления
Способность планировать
Ориентация на конкретный результат
Способность к ведению переговоров
Ответственность
Слайд 24Планировщик
Его место в цепочке решения управленческой проблемы: 3-е
Его принцип: четкость, пунктуальность
и экономичность
Его ключевой вопрос: ЗА СЧЕТ ЧЕГО?
Его лозунг: «Главное – это правильно рассчитать ресурсы», «Снимите розовые очки – у нас нет денег на это», «Не плюй в колодец – пригодится…», «Время- деньги», «Не думай о секундах свысока»
Его задача:
Положить проект на имеющиеся ресурсы,
Оценить проект с точки зрения выполнимости в имеющихся условиях,
Составить план реализации проекта (время, необходимые ресурсы, ответственные за выполнение)
Его результат: план-график с описанием ответственных лиц, сроков исполнения и имеющихся ресурсов
Слайд 25Внутренние средства Планировщика
Умения и навыки:
умение видеть путь достижения результата в терминах
ресурсов – временных, материальных, людских,
способность планировать достижение результата с учетом всех известных возможностей и ограничений,
умение создавать четкий, оптимальный, непротиворечивый план действий
Качества:
способность планировать,
ресурсное видение,
пунктуальность,
структурированность мышления,
уверенности в себе,
убедительность
Слайд 26Иллюстрация
Деятельность планировщика по функции чем-то напоминает посадочные огни для самолета. Представьте,
самолет садится в темное время, а пилот видит только эти огни. Если их не будет, то вряд ли самолет вовремя и в нужном месте безопасно приземлится.
Слайд 27Руководитель
Цели Направление потенциала сотрудников, урегулирование вопросов, связанных с людьми (человеческим фактором)
Ведущая
деятельность – мотивация
Ключевые компетентности
Динамичность мышления
Руководство группой
Эффективность взаимодействия с людьми
Гибкость в общении
Слайд 28Лидер
Его место в цепочке решения управленческой проблемы: 4-е
Его принцип: понимание и
влияние
Его ключевой вопрос: КТО?
Его лозунг: «Люди – это наше всё!», «Кто тут у нас главный по тарелочкам?», «Не место красит человека, а человек место», «Вперед, товарищи, на бой с врагами, под наше знамя!..»
Его задача:
принять итоговое решение по реализации предложенного плана,
назначить самых подходящих реализаторов проекта,
замотивировать людей на выполнение и поддерживать эту мотивацию по ходу проекта
Его результат: позиционно-ролевое распределение сотрудников в проекте и, в конечном счете, – реализованный проект.
Слайд 29Внутренние средства Лидера
Умения и навыки:
умение чувствовать людей, понимать их мотивы и
потребности,
способность видеть «слабые сигналы» в поведении людей,
умение эмоционально влиять и мотивировать людей,
умение принимать решения
Качества:
проницательность,
рефлексивность,
эмпатия,
эмоциональная компетентность,
влиятельность и эмоциональное лидерство,
воля
Слайд 30Иллюстрация
Пример Мишеля Идальго как руководителя, тренера французской сборной по футболу, является
показательным. В начале восьмидесятых годов его команда потрясла всех. Никогда французы не отличались в этом виде спорта за последние сто лет, но вдруг игра стала великолепной и эстетически красивой. Мишель Идальго являлся создателем команды. Это была его затея, его замысел, как проектировщика. В одном из многочисленных интервью ему был задан вопрос, за счет чего получилась такая команда. Ответ был потрясающ – Мишель Идальго сказал: «Вы знаете, последние два с половиной года я занимался только одним делом с командой. Я каждый день, как мы встречались, делал только одно - я их приучал к мысли, что у кого мяч, тот и лидер».