Презентация на тему Бережливое производство

Содержание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Бережливое производство

Бережливое производство

Слайд 2Это расположение всех инструментов, деталей, производственных стадий и информации о результативности

работы производственной системы так, чтобы они были хорошо видимы, и чтобы любой участник процесса с первого взгляда мог оценить состояние системы.

1. Визуализация (визуальный менеджмент)

Это расположение всех инструментов, деталей, производственных стадий и информации о результативности работы

Слайд 3Визуально понятное пространство
В «визуально понятном» пространстве все обстоит совершенно по-иному. Информация

представлена для того, чтобы ее можно было легче воспринимать.
Стандарты выполнения операций.
Планы работ.
Схемы размещения оборудования.
Схемы размещения офисного оборудования.
Таблица перекрестного обучения.
Визуально понятное пространствоВ «визуально понятном» пространстве все обстоит совершенно по-иному. Информация представлена

Слайд 4КС-3 Комсомольское ЛПУМГ

КС-3 Комсомольское ЛПУМГ

Слайд 5 Примеры визуализации

Примеры визуализации

Слайд 6 2. Картирование потока создания ценностей или управление материальными потоками (VSM)


Определение оптимального расположения оборудования и пути транспортировки ресурсов в процессе производства

2. Картирование потока создания ценностей или управление материальными потоками (VSM) Определение

Слайд 7Картирование потока создания ценностей - важный инструмент Бережливого производства, благодаря которому

можно объективно оценить производственные процессы, проанализировать потери и разработать план по улучшению работы предприятия.

Поток представляет собой совокупность действий, которые нужно выполнить для создания продукции или услуги, пользующейся спросом потребителей.

Картирование потока ценностей отображает в письменном виде информационные и материальные потоки в процессе возникновения ценностей. Благодаря этим потокам можно проследить путь создания любой продукции или услуги.
Картирование потока создания ценностей - важный инструмент Бережливого производства, благодаря которому можно

Слайд 11 3. Всеобщее обслуживание оборудования (ТРМ)
Система обслуживания оборудования, направленная на повышение эффективности

его использования за счет предупреждения и устранения потерь на протяжении всего жизненного цикла оборудования
3. Всеобщее обслуживание оборудования (ТРМ)Система обслуживания оборудования, направленная на повышение эффективности

Слайд 12Применение метода ТРМ (Total Productive Maintenance) – всеобщего обслуживания оборудования
Особо

актуально в организациях, применяющих достаточно сложное, ответственное, а также устаревшее (морально и физически) оборудование.
Операторы, ремонтный персонал, мастера должны участвовать в ежедневной работе по ТРМ на своем оборудовании.
В команде они должны разработать контрольный список работ по ТРМ, которые нужно выполнять и контролировать.
Они должны совместно выявлять проблемы и обсуждать возможные решения проблем с оборудованием.



Применение метода ТРМ (Total Productive Maintenance) – всеобщего обслуживания оборудования Особо актуально

Слайд 13 Восемь принципов TPM
Непрерывное улучшение: нацеленное на практику предотвращение 7 видов потерь.
Автономное

содержание в исправности: оператор оборудования должен самостоятельно проводить осмотр, работы по чистке, смазочные работы, а также незначительные работы по технического обслуживанию.
Планирование технического обслуживания: обеспечение 100%-й готовности оборудования, а также проведение мероприятий Кайдзен в области технического обслуживания.
Тренировка и образование: сотрудники должны быть обучены в соответствии с требованиями по улучшению квалификации для эксплуатации и технического ухода за оборудованием.
Восемь принципов TPMНепрерывное улучшение: нацеленное на практику предотвращение 7 видов потерь.Автономное содержание

Слайд 14Схема расчистки оборудования от снега КЦ-5

Схема расчистки оборудования от снега КЦ-5

Слайд 15 Восемь принципов TPM
Контроль запуска:

запуск нового оборудования без новых потерь.
Менеджмент качества: реализация цели "ноль дефектов" в процессах и оборудовании.
TPM в административных областях: потери и расточительство устраняются в непрямых производственных подразделениях.
Безопасность труда, окружающая среда и здравоохранение: требование преобразование количества аварий на предприятии в ноль.
Восемь принципов TPMКонтроль запуска: запуск

Слайд 17Перепроизводство
Производство большего количества, чем требовалось или до того, как потребителю они

понадобятся









Не добавляющие
ценность процессы
“потери”

Ненужные передвижение
Любые лишние передвижения персонала, включая ходьбу

Ненужные перевозки

Транспортировка частей материала свыше необходимого минимума

Дефекты

Проверка и починка вещей для соответствия требованиям потребителя

Избыток инвентаря

Любые ненужные запасы материалов или поставщики для выполнения задания

Ожидание

Ожидания чего угодно:
Людей, материалов. времени

Лишние процессы (шаги)

Выполнение ненужных шагов в рамках процесса

Неиспользуемый потенциал

Отсутствие реализации всех талантов персонала или организации времени

Виды потерь

ПерепроизводствоПроизводство большего количества, чем требовалось или до того, как потребителю они понадобятсяНе

Слайд 194. Быстрая переналадка (SMED)
Процесс переналадки производственного оборудования для перехода от

производства одного вида детали к другому за максимально короткое время
Быстрая переналадка - один из инструментов Бережливого производства, используемый для сокращения времени переналадки машины или оборудования, с целью производства широкой номенклатуры продукции.

4. Быстрая переналадка (SMED) Процесс переналадки производственного оборудования для перехода от производства

Слайд 20ПРИНЦИП БЫСТРОЙ ПЕРЕНАЛАДКИ:  выполнять все внешние операции до остановки станка или

после его запуска;  превратить внутренние операции во внешние;  сократить время всех операций
ПРИНЦИП БЫСТРОЙ ПЕРЕНАЛАДКИ:  выполнять все внешние операции до остановки станка или

Слайд 215. Система организации производства и снабжения (Канбан)
Система организации производства и

снабжения, позволяющая реализовать принцип «Точно вовремя».
Средство информирования, с помощью которого дается разрешение или указание на производство или передачу изделий в производстве, организованном по принципу вытягивания.
5. Система организации производства и снабжения (Канбан) Система организации производства и снабжения,

Слайд 22Визуализация и канбан: в каждой ячейке нарисовано, что там должно лежать

и беря последний предмет, снимаем резинку с запаса и отдаем карточку.
Визуализация и канбан: в каждой ячейке нарисовано, что там должно лежать и

Слайд 236. Система постоянных улучшений (Кайдзен)
Непрерывное совершенствование всего потока создания ценности в

целом или отдельного процесса с целью увеличения качества и уменьшения потерь посредством цикла P-D-C-A (5 компонентов: взаимодействие, личная дисциплина, улучшенное моральное состояние, круги качества, предложения по совершенствованию)
6. Система постоянных улучшений (Кайдзен)Непрерывное совершенствование всего потока создания ценности в целом

Слайд 24 3 главных действия Кайдзен
Поддержание порядка и

чистоты - 5S. Обязательный элемент хорошего менеджмента. Благодаря образцовому порядку сотрудники приобретают и развивают навыки самодисциплины, без которой они не в состоянии создать продукцию или оказать потребителю услугу высокого качества.
Устранение потерь. Устранение потерь в производственной среде скорее, чем рост инвестиций, дает надежду добавить ценность.
Поддержанием чистоты и устранением потерь часто занимаются одновременно.
Стандартизация. Стандарты можно определить как наилучший способ сделать работу. Для продукции или услуг, созданных в результате ряда процессов, определенный стандарт надо использовать для каждого из них, чтобы гарантировать качество. Придерживаться стандартов — это способ гарантировать качество каждого процесса и не повторять ошибок.

3 главных действия КайдзенПоддержание порядка и чистоты

Слайд 25Передача данных по калькуляциям в отделы
Расчет калькуляции
Предварительный расчет стоимости
Расчет калькуляции
Предварительный расчет

стоимости



Пример: передача данных по калькуляциям в отделы

Передача данных по калькуляциям в отделыРасчет калькуляцииПредварительный расчет стоимостиРасчет калькуляцииПредварительный расчет стоимости

Слайд 26Описание процесса
Формирование группы участников
Контроль за прохождением тренинга до конца
Координирование действий участников
Объектом

исследования является процесс передачи данных по калькуляциям в производственный и технический отделы, а также директору комплекса . Планово-экономический отдел осуществляет расчет калькуляций на изготовление деталей. Стоимость деталей, услуг необходима производственному отделу для предварительного расчета стоимости ремонта двигателя.
Экономист собирает информацию и считает калькуляцию на изделие. Полученные материалы складываются по папкам.
По запросу работников производственного отдела (по телефону или приходят лично на мое рабочее место) начинаю поиск нужной калькуляции в папках. В течении рабочего дня таких запросов может быть от 5 до 25 раз.
Описание процессаФормирование группы участниковКонтроль за прохождением тренинга до концаКоординирование действий участниковОбъектом исследования

Слайд 27Бланк регистрации потерь
Формирование группы участников
Контроль за прохождением тренинга до конца
Координирование действий

участников

В следующие 30 минут я исправлю: создам единую поисковую базу – Реестр калькуляций

Бланк регистрации потерьФормирование группы участниковКонтроль за прохождением тренинга до концаКоординирование действий участниковВ

Слайд 28Kaizen-лист мероприятий
Формирование группы участников
Контроль за прохождением тренинга до конца
Координирование действий участников

Kaizen-лист мероприятийФормирование группы участниковКонтроль за прохождением тренинга до концаКоординирование действий участников

Слайд 29Передача данных по калькуляциям в отделы
Принятые меры: Создать на сетевом диске

поисковую базу Реестр калькуляций

Экономия: 1час сотрудника стоит в среднем 132,27 руб., общая экономия 132,27*0.2 часа*5 раз=132,25 руб.

Стандартизация: Постоянное обновление поисковой базы. Сотрудники производственного отдела оповещены.

Сидорина Светлана,
экономист

Снижение времени на поиск 1 калькуляции

0,2час

0 час

100

28 08 2012

Проблема: Потеря времени на поиск стоимости изделия, работ и передачи информации

Потери: движения людей
ожидание

Результаты

Показатель

До После %

До После

Передача данных по калькуляциям в отделыПринятые меры: Создать на сетевом диске поисковую

Слайд 307. Модель вытягивающей системы производства (Вытягивающее производство)
Метод организации производства, при котором

обработка продукции производится на основе сигналов о потребностях последующих операций.
Схема организации производства, при которой объемы продукции на каждом производственном этапе определяются исключительно потребностями последующих этапов (в конечном итоге – потребностями заказчика).
7. Модель вытягивающей системы производства (Вытягивающее производство)Метод организации производства, при котором обработка

Слайд 31Вытягивающая система производства - это метод управления производством, при котором последующие

операции сигнализируют о своих потребностях предыдущим операциям.
Вытягивающее производство можно поделить на три типа – система супермаркета, вытягивающая система последовательного типа, вытягивающая система смешанного типа.

Вытягивающая система производства - это метод управления производством, при котором последующие операции

Слайд 32Вытягивающая система супермаркета
Это самая часто используемая система вытягивания, также ее еще

называют системой восполнения. В такой системе на каждом этапе производства есть супермаркет (склад), где хранится определенное количество каждого продукта, который производится на данном этапе. На каждом этапе производства изготавливают ровно столько продукции, сколько было взято из супермаркета. В данном случае каждый этап (процесс) является ответственным за пополнение своего супермаркета.

Единственным недостатком этого вида вытягивающей системы является то, что на каждом этапе производства нужно иметь запас всех видов деталей, которые там производятся. Стоит заметить, что при больших объемах деталей требующихся для запаса. Такая система будет не пригодной.
Вытягивающая система супермаркетаЭто самая часто используемая система вытягивания, также ее еще называют

Слайд 338. Точно вовремя (Just-in-time)
Система, обеспечивающая организацию непрерывного материального потока при отсутствии

запасов: производственные запасы подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу отгружается
8. Точно вовремя (Just-in-time)Система, обеспечивающая организацию непрерывного материального потока при отсутствии запасов:

Слайд 34Области применения «Точно вовремя»:
В производственной области: охватывает управляемый производственный процесс;

«Точно вовремя» в области поставок;
«Точно вовремя» в области сбыта - обеспечивает снабжению множества потребителей, которые выставляют свои запросы в онлайн-информационные системы.

Основные характеристики:
иметь только необходимые запасы, когда это необходимо;
улучшать качество до состояния «ноль дефектов»;
уменьшать длительность цикла путем снижения времени оснащения, размер очереди и величину производственной партии;
постепенно модифицировать сами операции;
выполнять все операции с минимальными издержками.

Области применения «Точно вовремя»:  В производственной области: охватывает управляемый производственный процесс;

Слайд 35Примеры применения «Точно вовремя»:

Некоторые принципы «Точно вовремя» применяются

при найме персонала. Данный метод эффективен для предприятий, которые нанимают временных работников именно в тот период времени, когда они необходимы, вместо того, чтобы содержать большой штат постоянных работников. Примером такой ситуации может служить сезонное увеличение объемов работ. Применение в таких ситуациях концепции «Точно вовремя» серьезно позволяет экономить ресурсы предприятия.

Примеры применения «Точно вовремя»:   Некоторые принципы «Точно вовремя» применяются при

Слайд 369. Организация рабочего пространства (5S)
Пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства

(сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте (уборка), стандартизация, совершенствование), направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения продукции, процессов, системы менеджмента организации, снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе
9. Организация рабочего пространства (5S) Пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства (сортировка,

Слайд 37 Методология 5S

Методология 5S

Слайд 38 Методология 5S

Методология 5S

Слайд 39Применение 5S
Инструмент 5S применяется к определённым участкам, физическим рабочим местам.
Наведение

порядка на рабочих местах – это ликвидация основных видимых потерь, без которых дальнейшие улучшения не имеют смысла, т.к. ценность создаётся именно здесь.
5S - это не разовая акция по улучшению рабочих мест, это постоянный процесс их улучшения.
Результаты проверки выполнения 5S вывешиваются в рабочих зонах или ячейках.
Для проведения регламентных работ по 5S разрабатываются чек-листы.


Применение 5SИнструмент 5S применяется к определённым участкам, физическим рабочим местам. Наведение порядка

Слайд 40















 






До внедрения технологий

бережливого производства

Отчет о внедрении системы 5S «Порядок и чистота на рабочем месте» на КЦ-9,10 ГКС Ново-Комсомольской промплощадки

После внедрения системы организации рабочих мест 5S:

Результаты внедрения 5S – Комсомольского ЛПУМГ

 До внедрения технологий бережливого

Слайд 41КС-3 Комсомольское ЛПУМГ

КС-3 Комсомольское ЛПУМГ

Слайд 42















 






Отчет о внедрении

системы 5S «Порядок и чистота на рабочем месте»
ГКС Ново-Комсомольской промплощадки

Результаты внедрения 5S – Комсомольского ЛПУМГ

 Отчет о внедрении системы

Слайд 44Плакат организации рабочего места в слесарной мастерской КС-3

Плакат организации рабочего места в слесарной мастерской КС-3

Слайд 45





После внедрения системы организации рабочих мест складских помещений 5S:
До внедрения системы

организации рабочих мест складских помещений 5S:

Отчет о внедрении системы 5S «Порядок и чистота на рабочем месте» ГКС Ново-Комсомольской промплощадки

Результаты внедрения 5S –
КС-11 Комсомольского ЛПУМГ

После внедрения системы организации рабочих мест складских помещений 5S:До внедрения системы организации

Слайд 4610. Защита от непреднамеренных ошибок (Poka-Yoke)
Организационные и инженерные приемы, позволяющие исполнителю

при работе избежать ошибок

Анализ и  исследование ошибок (несоответствий) проводится как активная часть производственного процесса с целью более раннего выявления причин этих ошибок (несоответствий) до того, как они становятся дефектами.

10. Защита от непреднамеренных ошибок (Poka-Yoke) Организационные и инженерные приемы, позволяющие исполнителю

Слайд 47Управляемые условия производства продукции и оказания услуг включают в себя методы

предотвращения человеческих ошибок. Под этими методами понимают создание таких условий, при которых человек не может непредумышленно совершить ошибку или допустить несоответствие, например:
Штекер от телефона сконструирован таким образом, что его не удастся случайно воткнуть ни в электрическую розетку, ни в разъем локальной компьютерной сети, ни в другое нежелательное место.
Управляемые условия производства продукции и оказания услуг включают в себя методы предотвращения

Слайд 48Современное металлообрабатывающее оборудование снабжается лазерными датчиками, которые контролируют опасные зоны при

работе оборудования. При попытке работника засунуть какую-либо часть тела в опасную зону, датчик срабатывает, останавливая вращение опасных частей механизма и включая тревожную сигнализацию.
Современное металлообрабатывающее оборудование снабжается лазерными датчиками, которые контролируют опасные зоны при работе

Слайд 49Как можно применить защиту от непреднамеренных ошибок:
Установление процедур, которые могут быть

выполнены только единым, правильным образом. Например, проектирование или изменение частей или компонентов, так что их сборка не может быть ошибочной.
Разработка систем, в которых сотрудники несут ответственность за проверку их собственной и чужой работы, для предотвращения скрытия дефектов.
Внедрить применение устройств, например, ограничительные переключатели, автоматические счетчики или фиксированной калибры.
Как можно применить защиту от непреднамеренных ошибок:Установление процедур, которые могут быть выполнены

Слайд 50Чек-листы
Указатели положения (датчики)
Детекторы ошибок и неисправностей
Концевые выключатели
Считыватели, измерители, счетчики

Предотвращаем дефекты, внедряем

устройства «Poka-Yoke», защищающие от появления брака, ошибок
Чек-листыУказатели положения (датчики)Детекторы ошибок и неисправностейКонцевые выключателиСчитыватели, измерители, счетчикиПредотвращаем дефекты, внедряем устройства

Слайд 5111. Анализ видов и последствий потенциальных несоответствий, анализ рисков (АПН), (FMEA)
FMEA

– это подход, позволяющий:
выявить, каким образом может произойти отказ конструкции или процесса;
оценить риск, связанный с различными причинами;
установить очередность действий по снижению комплексного риска;
оценить план утверждения проекта (для конструкции) или план контроля (для процессов).
11. Анализ видов и последствий потенциальных несоответствий, анализ рисков (АПН), (FMEA)FMEA –

Слайд 52АПН применяется в соответствии с СТО 00154223-60-2015 «ИСМ. Анализ видов и

последствий потенциальных несоответствий при проектировании процессов»
АПН применяется в соответствии с СТО 00154223-60-2015 «ИСМ. Анализ видов и последствий

Слайд 53Основная задача: Выявить все возможные риски связанные с продукцией или процессом

и разработать мероприятия по их уменьшению

Суть методики FMEA состоит в идентификации всех потенциально возможных ошибок или отказов системы (процесса или продукта).
Процесс основан на составлении списка всех возможных отказов с последующим его анализом и числовой оценкой.

Анализ видов и последствий потенциальных дефектов

FMEA

Основная задача: Выявить все возможные риски связанные с продукцией или процессом и

Слайд 5412. Стандартизация работы
Точное описание каждого действия, включающее время цикла, время

такта, последовательность выполнения определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы
12. Стандартизация работы Точное описание каждого действия, включающее время цикла, время такта,

Слайд 55Стандартизация - это создание унифицированного подхода к выполнению заданий и процедур
Стандартизация

способствует интеграции сортировки, самоорганизации и систематической уборки в единое целое
Стандартизация предотвращает отход от постоянной реализации первых трёх этапов и стимулирует их ежедневное и полномасштабное применение
Стандартизация позволяет избежать возвращение в первоначальное состояние
Стандартизация - это создание унифицированного подхода к выполнению заданий и процедурСтандартизация способствует

Слайд 56Шаг 1. Предложить наилучшие способы выполнения первых 3 шагов
Шаг 2. Зафиксировать

наилучшие способы в инструкциях и стандартах.
Стандарты составляют 5S-команды с участием персонала подразделения

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ВКЛЮЧАЮТ:
Фиксацию в письменном виде правил: удаления ненужного, рационального размещения предметов, уборки, проверки
Максимальную визуализацию представленных правил (рисунки, схемы, пиктограммы, указатели, цветовое кодирование и т.д.)
Визуализацию контроля нормального состояния и отклонений (в работе оборудования, уровне запасов и т.п.)
Стандартизацию и унификацию всех обозначений (размер, цвет, изображение символов и т.п.)
Рационализацию носителей информации (материал, способ нанесения надписей, защитные покрытия), мест их размещения и крепления
Шаг 1. Предложить наилучшие способы выполнения первых 3 шаговШаг 2. Зафиксировать наилучшие

Слайд 5713. Методика восьми дисциплин (8D)
Методика, созданная для разрешения проблем, связанных с

недостаточным уровнем качества в производственном процессе, методологическим и аналитическим путем. Средство для определения коренных причин несоответствий и внедрения корректирующих действий.
Распознать проблему, образовать группу, описать проблему, принять срочные меры, установить причины и отфильтровать наиболее вероятные причины, перепроверить, действительно ли причина в этом, разработать корректирующие мероприятия, перепроверить корректирующие мероприятия, обеспечить отсутствие повторяющихся дефектов, признать успех процесса
13. Методика восьми дисциплин (8D)Методика, созданная для разрешения проблем, связанных с недостаточным

Слайд 58ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 8D
D0 - Подготовка. Раздел посвященный подготовке к выполнению 8D.
D1

- Команда. Раздел посвященный созданию команды людей, которые будут выполнять 8D.
D2 - Описание проблемы. Самый обширный и трудоемкий раздел.
D3 - Определение временных мероприятий
D4 - Диагноз проблемы. Определение коренной причины.
D5 - Выбор и верификация корректирующих действий для коренной причины
D6 - Внедрение и валидация корректирующих действий.
D7 - Выбор предупреждающих действий.
D8 - Закрытие 8D.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 8DD0 - Подготовка. Раздел посвященный подготовке к выполнению 8D.D1 -

Слайд 59Высокорезультативное средство для определения коренных причин несоответствий и внедрения корректирующих действий.
Процесс

8Д – это «методика восьми дисциплин», созданная для разрешения проблем, связанных с недостаточным уровнем качества в производственном процессе, методологическим и аналитическим путем.
Это высокорезультативное средство для определения коренных причин несоответствий, разработки и внедрения корректирующих действий.
В рамках 8Д проводится доскональное изучение системы, в которой возникло несоответствие, и предотвращение возникновения подобного явления в будущем - повторяемости.



Высокорезультативное средство для определения коренных причин несоответствий и внедрения корректирующих действий.Процесс 8Д

Слайд 60Результаты внедрения бережливого производства в Комсомольском ЛПУМГ

Результаты внедрения бережливого производства в Комсомольском ЛПУМГ

Слайд 61Приказ о создании рабочей группы

Приказ о создании рабочей группы

Слайд 62Программа мероприятий по реализации элементов
бережливого производства

Программа мероприятий по реализации элементов бережливого производства

Слайд 63LEAN – модель Комсомольского ЛПУМГ

LEAN – модель Комсомольского ЛПУМГ

Слайд 67Стенд «бережливое производство»

Стенд «бережливое производство»

Слайд 68Анализ потенциальных несоответствий

Анализ потенциальных несоответствий

Слайд 71Перечень критических потерь

Перечень критических потерь

Слайд 72План мероприятий по снижению потенциальных потерь

План мероприятий по снижению потенциальных потерь

Слайд 73В рамках организации обслуживания оборудования ТРМ

В рамках организации обслуживания оборудования ТРМ

Слайд 74ТПМ технологическая карта подготовки АП ГПА

ТПМ технологическая карта подготовки АП ГПА

Слайд 76Разработаны и утверждены схемы уборки и контроля оборудования ГПА
декабрь 2013
ООО "БК

Групп"
Разработаны и утверждены схемы уборки и контроля оборудования ГПА декабрь 2013ООО

Слайд 78КС-3 Комсомольское ЛПУМГ

КС-3 Комсомольское ЛПУМГ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика