Слайд 1тема № 15.
«Основные симптомы и синдромы психических и поведенческих расстройств.
Слайд 2
1 вопрос: Психическая деятельность человека в норме и патологии.
2 вопрос: Основные
психопатологические симптомы. Патология познавательных процессов
Слайд 3
Психическая деятельность – это функция мозга. Ее материальной основой являются протекающие
в мозгу нервные процессы
При психических заболеваниях происходит нарушение нервных процессов. Поэтому нам необходимо иметь хотя бы элементарные представления о строении и деятельности головного мозга.
Слайд 4
Нервная система делится на центральную и периферическую. В состав как центральной,
так и периферической входит вегетативная нервная система.
Центральная нервная система состоит из головного мозга, который находится в полости черепа и спинного мозга, заключенного в позвоночный канал. Головной и спинной мозг покрыты тремя оболочками.
Слайд 5
Центральную нервную систему составляют нервные клетки, имеющие отростки, с помощью которых
они соединены друг с другом. Все клетки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, причем расположенные выше регулируют нижележащие.
В состав головного мозга входят большие полушария с подкорковыми узлами, мозжечок и ствол мозга, включающий в себя средний и продолговатый мозг.
Слайд 6
Итак, головной мозг – это функциональный аппарат психической деятельности человека. Психическая
деятельность человека осуществляется более сложно, чем у животных. В процессе развития головного мозга у человека появилась речь, представляющая систему условных сигналов действительности, выражающихся в словах. То есть человек имеет возможность обозначить конкретные явления внешнего мира, предметы и действия людей определенными словами.
Слайд 7
Ощущения, представления, вызываемые лишь непосредственными раздражителями, исключая слова, И.П. Павлов назвал
первой сигнальной системой. Она общая у животных и человека.
Слова же составляют вторую (человеческую) сигнальную систему. Благодаря второй сигнальной системе стало возможным образование общих, отвлеченных понятий и представлений.
Слайд 8
Основными свойствами психики человека являются способность правильно отражать объективную реальность, т.е.
действительно имеющие место в жизни факты, явления, события внешнего мира; правильно ее осмысливать, т.е. установление собственного отношения к этим явлениям и обстоятельствам, с определением мотивов своих действий и прогнозированием их возможных последствий и на основе всего этого регулировать свое поведение.
Слайд 9
Эти три основные свойства психики –
процесс восприятия (отражения),
процесс переработки
воспринятого и
процесс формирования действия – существуют и действуют как единая функциональная система. Такое протекание этих свойств психики показывает, что человек находится в сознании.
Слайд 10
II. Основные психопатологические симптомы. Патология познавательных процессов.
Основные формы нарушений психической деятельности
и их характерные проявления.
При различных психических заболеваниях нарушается процесс отражения в сознании окружающей действительности.
Слайд 11
В психической деятельности человека можно условно выделить три ее стороны, неразрывно
связанные между собой:
познавательная деятельность;
эмоции – самочувствие и настроение человека. Отношение его к явлениям внешнего мира, складывающееся из чувства приятного или неприятного (удовольствие, радость, страх и др.);
волевые процессы, которые теснейшим образом связаны с деятельностью человека.
Слайд 12
Начало познавательной деятельности связано с возникновением ощущений, благодаря которым в мозгу
человека отражаются отдельные свойства окружающих предметов и явлений.
Слайд 13
Следующий этап познавательной деятельности – это восприятие. В этом случае отражаются
не только отдельные свойства предмета, но и предмет в целом. Следы от бывших ранее восприятий сохраняются в головном мозгу. Эти следы или мысленные образы предметов и явлений носят название представлений.
Слайд 14
Нарушение восприятия
Нарушения восприятия проявляются в основном в трех видах: иллюзиях, галлюцинациях
и психосенсорных расстройствах.
Иллюзии - это искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. Они подразделяются на физиологические, физические и психические.
Слайд 15
При физиологических иллюзиях искажение восприятия связано с особенностями функционирования органов чувств.
Например, при иллюзии Мюллера две одинаковые линии с разнонаправленными разветвленными концами кажутся человеку различными по длине.
Слайд 16
Физические иллюзии обусловливаются объективными свойствами окружающей среды. Так, чайная ложка в
стакане с водой кажется переломленной (это объясняется тем, что мы наблюдаем предмет в различных средах преломления, т.е. физическими законами.
Слайд 17
Психические иллюзии (или аффективные, эмоциональные) связаны с изменением чувственной сферы человека.
Так, на фоне ощущения страха обычные предметы воспринимаются как устрашающие образы.
Иллюзии классифицируются и по органам чувств.
В психиатрической практике часто встречаются слуховые иллюзии. В этом случае больные искаженно, чаще всего в негативном для себя смысле, воспринимают слова окружающих.
Слайд 18
При зрительных иллюзиях действительность кажется измененной по форме, величине, окраске, взаиморасположению
предметов.
Наблюдаются также вкусовые, тактильные, обонятельные иллюзии.
Слайд 19
В отличие от здоровых людей у психически больных иллюзорные расстройства множественные
и включаются в общую картину того или иного заболевания. Психически больной принимает кажущееся за действительное, не анализируя с достаточной критикой развившееся у него патологическое расстройство. Иллюзорные переживания у больных разнообразны и устойчивы.
Слайд 20
Галлюцинации – это восприятия, возникающие без реального объекта.
Галлюцинации – более серьезное
расстройство восприятия, чем иллюзия. При галлюцинациях видения, звуки, предметы, запахи – кажущиеся; их нет на самом деле.
Галлюцинации бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, т.е. подразделяются по органам чувств.
Кроме того, они могут быть простыми (элементарными) и сложными.
Слайд 21
Простые зрительные галлюцинации проявляются в виде вспышек света, искр различных цветовых
ощущений.
При сложных зрительных галлюцинациях больные видят предметы различной величины и формы, животных, насекомых.
Простые слуховые галлюцинации выражаются в виде кажущегося шума, треска, различных неясных звуков.
При сложных слуховых галлюцинациях больные слышат музыку, песни, голоса, крики, монологи, чаще всего осуждающие их поведение.
Слайд 22
При обонятельных и слуховых галлюцинациях больные ощущают неприятные запахи керосина, тухлых
яиц, крови, ядовитых газов, а пища им кажется безвкусной, отравленной, с каким-то привкусом.
Галлюцинации общего чувства (тактильные) сопровождаются ощущением ползания мурашек по телу, ударов электрического тока, подергиванием мышц.
Слайд 23
При императивных (повелительных) галлюцинациях больной слышит слова, заставляющие его совершать какие-либо
действия, поступки. Они сопровождаются беспокойством, страхом, агрессивностью больного. Достаточная критическая оценка своего состояния у него обычно отсутствует.
Слайд 24
Рефлекторные галлюцинации возникают под влиянием какого-либо реально существующего раздражителя. Например, шум
мотора автомобиля больной воспринимает вместе с несуществующей мелодией, а в звуке падающих капель воды, в стучании маятника часов слышит голоса. С исчезновением реальных сигналов пропадают и галлюцинации.
Слайд 25
Истинные галлюцинации – это такие расстройства восприятия, при которых галлюцинаторные явления
воспринимаются больным извне, из окружающей его среды, и сопровождаются чувством объективной реальности кажущихся образов. При этом больной уверен, что его галлюцинаторные переживания испытывают находящиеся рядом с ним люди, что они также слышат голоса, видят устрашающие сцены, ощущают неприятные запахи.
Слайд 26
В отличие от истинных, псевдогаллюцинации, возникая непроизвольно, сопровождаются ощущением насильственности, навязанности
галлюцинаторных явлений какой-то посторонней, часто необъяснимой силой. При этом больной слышит голоса в голове, в груди, в различных органах. Критическое отношение больных к ним отсутствует, они убеждены в реальности этих обманов восприятия.
Слайд 27
При многих психических заболеваниях наблюдаются психосенсорные расстройства, вызывающие нарушения восприятия схемы
собственного тела (деперсонализация) и расстройства восприятия окружающего мира (дереализация).
При деперсонализации больной заявляет, что части его тела стали необычной формы, величины, изменилось их месторасположение, вес, например голова сжалась до небольшого шарика, ухо оказалось на локтевом сгибе.
Слайд 28
Дереализация – нарушение восприятия окружающего пространства, формы предметов, расстояния и времени.
Деперсонализация
и дереализация наблюдаются при шизофрении, эпилепсии, депрессиях.
Слайд 29
Рассройства процесса мышления могут выражаться в изменениях его темпа и продуктивности.
Нарушения
течения мыслительного процесса проявляются в замедленности мышления, в его заторможенности, скудности, затрудненности. Больной утрачивает способность быстро отвечать на вопросы. Речь его медленна, однообразна.
Слайд 30
В ряде случаев можно наблюдать ускоренное мышление, которое характеризуется частой сменой
представлений, идей, многословием в сочетании с повышенной отвлекаемостью внимания.
При обстоятельном мышлении обнаруживается вязкость, застревание на мелочах, Ведущий признак данного нарушения мышления – обстоятельность, сопровождающаяся повышенной детализацией фактов, употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Слайд 31
При нарушении логичности мышления наблюдается разорванное мышление. Больной грамматически правильно строит
фразы, но логическая связь между ними отсутствует.
Когда речь представляет собой набор случайных слов, обрывков фраз, произносимых совершенно беспорядочно, без всякой логической связи, эту крайнюю степень разорванности мышления называют «словесной окрошкой».
Слайд 32
Один из видов нарушения мышления – это резонерское мышление (резонерство), при
котором наблюдается пустословие.
При резонерствующем мышлении часто наблюдается симптом «монолога» – больной длительное время рассуждает на второстепенные темы, не пытаясь установить контакт с собеседником.
Слайд 33
Бред – идеи, суждения, не соответствующие действительности, полностью овладевающие сознанием больного
и не поддающиеся разубеждению (возникшие на болезненной основе).
Бредовые идеи – болезненно искаженная оценка фактов действительности, неправильные суждения и умозаключения, не поддающиеся коррекции.
Слайд 34
Содержание бредовых идей отражает жизненный опыт, желания, опасения больных, а также
основные общечеловеческие отношения. Бред всегда индивидуален.
В начале развития того или иного бредового состояния проявляется так называемый бред отношения. Больному кажется, что окружающие его люди с подозрением, неприязненно относятся к нему.
Слайд 35
По мере прогрессирования заболевания возникают другие бредовые идеи, в частности, бред
преследования. Больной убежден, что его постоянно преследуют врачи, они не оставляют его в покое, контролируют каждый его шаг, хотят уничтожить, отравить (бред отравления); что кто-то портит его имущество, ворует его вещи (бред ущерба); что ему изменяет его супруга (бред ревности).
Слайд 36
При бреде физического воздействия больной убежден, что находится под постоянным действием
«атомной энергии, космических лучей, магнитного поля, радиоаппаратуры и т.д.», считает, что к этому причастны люди, пытающиеся «уничтожить» его или «обречь на вечные муки».
Слайд 37
Развивается и так называемый ипохондрический бред. Больной считает, что страдает неизлечимой
болезнью, обращается к различным врачам с просьбой всесторонне обследовать его и лечить. В более тяжелых случаях больной убежден, что его «внутренние органы не работают, сердце сгнило и упало в желудок; в жилах течет не кровь, а гной, все вокруг уничтожено, все погибло» (нигилистический бред).
Слайд 38
Различают также бред величия. Больной патологически переоценивает собственные достоинства, считает себя
великим поэтом, художником, полководцем.
Наряду с бредовыми идеями приходится встречаться с навязчивыми идеями, которые характеризуются появлением в сознании больного представлений, мыслей, от которых он не может избавиться, хотя и относится к ним критически, в отличие от бредового больного, убежденного в правильности своих болезненных суждений.
Слайд 39
Кроме навязчивых идей, различают навязчивые влечения (мании) и навязчивые страхи (фобии).
Сверхценные
идеи проявляются в виде эмоционально ярко окрашенных мыслей, которым больной придает особенно важное значение. Больной со сверхценными идеями глубоко убежден в своей правоте и стремится ее доказать. В отличие от бреда сверхценные идеи имеют реальную основу.
Слайд 40
Бредоподобные фантазии обнаруживаются у людей с аномалиями формирования характера. При этом
наблюдаются фантастические, иногда правдоподобные высказывания, похожие на бредовые идеи, но в отличие от последних, они крайне нестойки и легко устраняются убеждением.
Слайд 41
Нарушение памяти.
Память – это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она
представляет собой вид деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 42
У человека различают моторную, или механическую, а также зрительную, слуховую, эмоциональную
и смысловую память, причем какая-то из них обычно превалирует над другими.
Одним из самых частых расстройств памяти является амнезия – частичная или полная ее потеря.
Слайд 43
Частичная амнезия – пробелы памяти на определенные промежутки времени, на отдельные
события.
прогрессирующая амнезия. При ней из памяти в первую очередь исчезают текущие события.
Из памяти могут выпадать события, предшествующие заболеванию – это признак ретроградной амнезии (травматические поражения головного мозга, органические поражения центральной нервной системы).
Слайд 44
Отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания, носит название
антероградной амнезии.
Фиксационная амнезия проявляется в невозможности запоминания текущих событий, вновь поступающей информации. Различают также расстройства памяти, как псевдореминесценция – воспоминания о событиях, бывших в действительности, но перенесенных в другие периоды времени.
Конфабуляции – ложные воспоминания о событиях, которых на самом деле не было.
Слайд 45
Расстройство эмоциональной сферы:
Депрессия;
Эйфория;
Дисфория;
Слабодушие;
Эмоциональная тупость;
Аффект (при чрезвычайно сильном чувственном потрясении) физиологический и
патологический при котором кратковременно нарушиется сознание
Слайд 46
Расстройство воли.
Воля это психическая деятеность человека, направленная на достижение определенной цели.
Волевая
активность может быть ослаблена (гипобулия), отсутствовать (абулия) или увеличена (гипербулия).
Слайд 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся психопатологические симптомы, которые характерны для психических
заболеваний и расстройств. В судебно-психиатрической практике эти вопросы рассматриваются применительно к медицинскому критерию невменяемости.