Пропедевтическая педиатрия, новорожденный ребенок презентация

Содержание

Слайд 1План лекции «Пропедевтическая педиатрия, новорожденный ребенок»
1. Педиатрии – как науки о

здоровом и больном ребенке

2. Периоды детского возраста.

3. Оценка общего состояния. Оценка состояния новорожденного по В.Апгар

4. Особенности клинического обследования новорожденного
- Рефлексы новорожденных
- Транзиторные состояния новорожденных

5 Уход за новорожденным






Слайд 2 Пропедевтическая педиатрия. Новорожденный ребенок.


Слайд 3 Я вас приветствую!
Добро пожаловать!


Слайд 4

Место педиатрии –

как науки о здоровом и больном ребенке

Слайд 5Область изучения пропедевтики детских болезней
Оценка физического, психического и социального развития.
Анатомо-физиологические особенности

органов и систем у ребенка. Методика клинического исследования. Семиотика важнейших симптомов в педиатрии.
Вскармливание детей.
Организация ухода и воспитания детей.
Оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.

Слайд 6Ребенок – не уменьшенная копия взрослого!


Слайд 7Практическому врачу, наряду с изучением индивидуальных особенностей ребенка, важно выработать дифференцированный

подход к детям в зависимости от их возраста. Хотя рост и развитие детей представляют собой непрерывный процесс, каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех детей этапы или периоды развития.

Слайд 8Периоды детского возраста


Слайд 9
От момента зарождения и до взрослого состояния можно выделить два важнейших

этапа индивидуальной жизни человека: внутриутробный и внеутробный.

Слайд 10Период эмбриогенеза – начинается с 1-го дня от зачатия и продолжается

9 недель беременности. В это время совершается основной органогенез и образуются амнион и хорион.
Период фетогенеза – начинается с 9 недели и заканчивается примерно на 40-й неделе беременности. В этот период идет дифференцировка и созревание тканей плода, созревание и последующее старение плаценты.

Внутриутробный период развития


Слайд 11Рождение ребенка в сроке беременности 22 - 38 недель расценивается как

преждевременные роды и, если ребенок проявляет признаки жизни, недоношенность.

Дети родившиеся на 42 неделе беременности и позже классифицируются как переношенные.

Слайд 12В первые 16 недель беременности рост и развитие плода идет исключительно

за счет увеличения числа клеток (фаза клеточной гиперплазии).
В последующие 16 недель, т. е. с 17 по 32 неделю беременности количество образующихся новых клеток начинает постепенно уменьшаться. Постепенно набирает силу процесс увеличения размеров клеток (клеточная гипертрофия). Эту фазу в развитии и росте плода называют фазой сочетания гиперплазии и гипертрофии клеток.
С 33 по 40 неделю беременности в развитии плода доминируют процессы гипертрофии клеток, а интенсивность роста числа клеток резко снижается. Эта фаза в развитии плода называется фазой клеточной гипертрофии.

Слайд 13В настоящее время принято выделять критические периоды беременности, когда эмбрион и

плод особенно чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов.

Первый критический период – время имплантации оплодотворенного яйца в слизистую оболочку матки. Неблагоприятное течение этого периода ведет к спонтанному аборту.
Второй критический период – время плацентации. Начинается на 3 неделе беременности, когда происходит васкуляризация ворсин хориона, затем образуется сосудистая сеть, устанавливается плацентарное кровообращение плода, идет рост плаценты. Заканчивается период плацентации на 11-12 неделе беременности.
Третий критический период – время системогенеза, когда идет формирование внутренних органов эмбриона и плода, значительно различающиеся по срокам.

Слайд 14 Перинатальный период развития – с 22 недели беременности, роды и первые

7 дней жизни ребенка

Показатель смертности новорожденных (соотношение детей родившихся живыми с массой тела более 500 г) к числу умерших в течение 1-го месяца жизни) тесно связан с течением этого периода.


Слайд 15Роды – педиатрическая точка зрения


Слайд 16Как и многие тысячелетия назад роды происходят весьма агрессивным способом, что

обусловливает травматическую пандемию у новорожденных

Слайд 17Летальное внутричерепное кровоизлияние в родах


Слайд 18Абдоминальные (операционные) роды


Слайд 19Постнеонатальный период -детство
Внеутробный период развития детей охватывает время от момента рождения

ребенка до состояния взрослости. Он делится на следующие периоды:
1) период новорожденности (неонатальный) 28 дней, который в свою очередь подразделяется на:
- ранний неонатальный – 7 дней,
- поздний неонатальный – с 7- го по 28 - й.
2) период вскармливания грудью - грудной – до 1 года;
3) преддошкольный период (ясельный) – от 1 до 3 лет;
4) дошкольный период – 4 – 6 (7) лет.
Примечание: Преддошкольный и дошкольный периоды иногда объединяют в период молочных зубов.
5) период младшего школьного возраста (отрочества) – 7 – 11 лет;
6) период старшего школьного возраста (полового созревания) – 12 – 18(21) лет.

Слайд 20
Оценка общего состояния ребенка


Слайд 21 При оценке общего состояния ребенка используют показатели состояния 4-х

витальных функций организма:


Состояние ЦНС (сознания)
Температура тела
Частота дыхания
Частота сердечных сокращений и артериальное давление

 


Слайд 22Традиционные клинические оценки общего состояния :
Удовлетворительное
(Нарушения) средней тяжести
Тяжелое
Угрожаемое для жизни


Слайд 23 Новорожденный ребенок


Слайд 24

Оценка по шкале Apgar – 1-я и 5-я минуты жизни


Слайд 25 Проф. V. Apgar (1903 – 1967)


Слайд 26

Оценка по шкале Apgar – 1-я и 5-я минуты жизни


Слайд 27Асфиксия новорожденного
Экспресс - оценка по шкале Апгар позволяет диагностировать наиболее опасное

патофизиологическое состояние новорожденного –
а с ф и к с и ю (сумма баллов менее 8).
Под а с ф и к с и е й понимают отсутствие или нарушение дыхания при сохранности сердечных сокращений при рождении. Возникает асфиксия как следствие перенесенной внутриутробной гипоксии и гипоксии в родах в результате преждевременной отслойки плаценты, сдавления пуповины, при ее истинных тугих узлах и др. состояниях.

Слайд 31Многоплодная беременность


Слайд 32Понятие о незрелости плода.

Если ребенок, родившийся доношенным по сроку гестации

или с легкой степенью недоношенности, а также с соответствующей сроку внутриутробного развития массой тела, но имеет морфофункциональные черты недоношенного ребенка (перечислены выше) говорят о незрелости ребенка. Незрелость детей характерна для врожденных эндокринных заболеваний плода, а также определяется патологией матери (юные матери, страдающие заболеваниями почек, сердца).

Слайд 34 Боковая расщелина губы и неба у

новорожденного

Слайд 35Двойня XX,47(21+) и ХХ,46


Слайд 36 Врожденная цитомегалия у новорожденного


Слайд 39Рефлексы новорожденных


Слайд 40Оральные рефлексы новорожденного. Сосательный рефлекс. Это один из основных жизненно важных

рефлексов ребенка. При поднесении к губам ребенка женской груди, соски, пальца, он начинает активно и ритмично сосать. Этот рефлекс начинает постепенно угасать после 1 года. Для недоношенных детей он является своеобразным показателем развития, ведь не имея его, ребенок не сможет сосать ни грудь, ни бутылочку.

Слайд 41Спинальные рефлексы новорожденного
Угасает рефлекс к 4-5 месяцам жизни


Слайд 42Рефлекс подвешивания (Робинсона). Схватывание ладонями ребенка настолько сильно, что его можно

поднять. Рефлекс вызывается до 9 месяцев жизни.

Слайд 43Хватательный рефлекс стопы


Слайд 44Рефлекс Бабинского. При проведении по наружной стороне стопы от пятки к

пальцам, ребенок разгибает большой палец, а 2-5-й пальцы распрямляются веером. Рефлекс угасает к 2 году жизни.

Слайд 45Рефлекс ползания Бауэра. При укладывании новорожденного на живот он ползет, если

подставить ладонь к его подошве. Угасает к 3-4 месяцам. Именно по причине этого рефлекса даже новорожденных нельзя оставлять без присмотра на пеленальном столе.

Слайд 46Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Поднимите ребенка, держа его подмышки, так

чтобы его ноги коснулись ровной твердой поверхности. Он выпрямит ноги и обопрется на стопы. При подаче тела вперед, он будет производить шагающие движения. Рефлекс угасает к 3 месяцу жизни.

Слайд 47 Позотонические рефлексы
Несимметричный шейный тонический рефлекс. При повороте головы в

сторону плеча, ребенок выпрямляет руку и ногу со стороны плеча, к которому повернута голова, а с противоположной стороны руку и ногу он согнет. Угасает рефлекс к 3 месяцам жизни.

Слайд 48
Транзиторные состояния новорожденных


Слайд 49Синдром "только что родившегося ребенка"
Характеризуется кратковременной обездвиженностью ребенка. За ней

следует глубокий вдох, крик. В течение следующих 5-6 мин. ребенок активен, зрачки его расширены, несмотря на яркий свет. Состояние обусловлено избыточным выбросом в кровь ребенка катехоламинов, возникновением первичной реакции коры на обилие тактильных, гравитационных, температурных раздражителей.

Слайд 50Транзиторная гипервентиляция легких, гаспс, апноэ.

Ребенок после родов должен отдышаться и расправить

участки легких еще находящихся в спавшемся состоянии. Громкий крик ребенку в этой ситуации полезен. Возможно формирование так называемого гаспс-дыхания. Выдох удлинен. Во время такого дыхания вымывается СО2, поэтому возможны кратковременные, до 5 сек. периоды отсутствие дыхания - апноэ. В случаях , когда апноэ продолжаются до 20 сек. сопровождаются цианозом, диагностируют патологические апноэ, чреватые вторичной (то есть не связанной с родами) асфиксией. Приступы вторичной асфиксии свойственны детям с кровоизлияниями в мозг, с пороками легких и внутриутробными пневмониями.

Слайд 51Частые транзиторные состояния
Физиологическая потеря массы тела новорожденными (3-4 сутки 4-10% от

первоначальной, восстановление примерно к 7 – 10 дню жизни).
Физиологический катар кожи
Физиологический катар кишечника
«Мочекислый инфаркт» почек и др.

Слайд 52Физиологическая желтуха.

Возникает не ранее 3 дня жизни и является почти обязательным

состоянием в периоде новорожеднности. Почти, потому что иногда ее маскирует физиологический катар (или физиологическая эритема) новорожденных.
Физиологическая желтуха обусловлена нарастанием содержания непрямого билирубина, от 25-35 ммоль/л при рождении до 100 - 140 ммоль/л в период максимума - на 3-4 сутки. Именно поэтому сейчас ее называют конъюгационной физиологической, Исчезает желтуха самопроизвольно к 10 - 14 дню.

Слайд 53Половой криз характеризуется:
а) нагрубанием молочных желез (транзиторная мастопатия новорожденных независимо от

пола ребенка). Ее характеризуют симметричность. Появляется на 3-4 сутки и сохраняется до 1-1,5 месяцев. На высоте мастопатии возможно истечение молочного секрета.
б)У девочек нередко возникает десквамативный вульвовагинит. Его характеризуют появление выделений из влагалища (белей)
в) На 5-8 сутки возможно кровотечение из влагалища, сходное с менструальным (меноррагия). Всего может выделиться 1-2 мл крови. .

Слайд 54




Мастит новорожденного

Не следует выдавливать секрет, так как существует опасность инфицирования и возникновения флегмоны.


Слайд 55 Токсическая эритема у новорожденного


Слайд 56Уход за новорожденным
Наказ № 152 від 04.04.2005 “Про затвердження Протоколу медичного

догляду за здоровою новонародженою дитиною”, МОЗ України.

Слайд 57Отсасывание содержимого полости рта и глотки.
Проводится для предупреждения глотания или аспирации

содержимого и попадания его в легкие. Это мероприятие служит средством профилактики удлинения периода транзиторной гипервентиляции и пневмонии. Потом проводится отсасывание из носовых ходов. После рождения ребенка туалет дыхательных путей повторяют по мере надобности.

Слайд 58Пересечение пуповины.
Производится между двумя зажимами. Таким образом ребенок отделяется от матери.


Сроки пересечения пуповины могут быть:
а) о б ы ч н и м и примерно через 1 мин. у здоровых доношенных детей, обычно сразу же после первого вдоха. При позднем пережатии пуповины, особенно в случаях, когда новорожденный ребенок располагается ниже полости матки, возникает опасность дополнительной плацентарно-фетальной гемотрансфузии. Клинически это может проявиться сгущением крови, появлением цианоза ввиду повышенной нагрузки на сердца. У детей значительно дольше продолжается желтуха.
б) пересекают пуповину после прекращения ее пульсации у детей, рожденных при операции кесарева сечения.
в) в р а н н и е (сразу же после рождения) сроки пересекают пуповину при очень низкой массе плода, при лихорадочных заболеваниях роженицы, при вероятности гемолитической болезни.


Слайд 59
Отделенного от матери младенца кладут в стерильную, подогретую под лучистым источником

тепла, пеленку. Промакивают остатки околоплодных вод. Меняют пеленку, ребенка показывают матери, сообщают его пол и кладут на грудь матери. Фиксируется точное время родов (час с минутами). Надевают идентифицирующие ребенка браслеты. Через 30 мин. после родов измеряют температуру тела ребенка в аксиллярной области.

Соблюдение правила «тепловой цепочки». Влажный новорожденный очень сильно и быстро охлаждается!


Слайд 60Профилактика гонобленнореи
После проведения контакта «глаза-в-глаза» и не позже, чем

через 1 час после родов производят закладывание глазной 0,5% эритромициновой или 1% тетрациклиновой мази однократно.

Слайд 61Невыполненная профилактика гонобленнореи

Новорожденный ребенок родился дома без оказания медицинской помощи. На

5 сутки после рождения при осмотре у ребенка припухшие веки, ярко красная конъюнктива, обильное гнойное отделяемое из глаз.

Слайд 62Контакт «кожа-к-коже» продолжают 2 часа с момента родов. Клемма. Вит.К
После

завершения контакта новорожденного перекладывают на подогретый пеленальный стол и клеммируют пуповину. Затем производятся измерения массы, длины тела и окружности головы ребенка.
Внутримышечно производится инъекция 1 мг витамина К (викасола) для профилактики геморрагической болезни новорожденных.

Слайд 63Первичный патронаж новорожденного
Производится врачом на дому ребенка в первые сутки после

его выписки из роддома.

Слайд 64Поздравляем: закончилась ваша первая лекция по педиатрии! Кстати…
отработки лекций и индивидуальные

консультации производятся на второй академической неделе с 15 до 17.30 по понедельникам в кабинете зав. кафедрой д.м.н., проф. Иванько Олега Григорьевича.

Слайд 65Периоды детского возраста.
Контрольные вопросы.


Слайд 66 Укажите продолжительность периода эмбрионального развития человека:

1 неделя.

2 недели
8-9 недель.
12 недель.
4 месяца.
 


Слайд 67 Укажите продолжительность периода эмбрионального развития человека:

1 неделя.

2 недели
8-9 недель
12 недель.
4 месяца.
 


Слайд 68 Укажите сроки перинатального периода:

22 неделя беременности - 7 сутки

жизни включительно.
1-9 недели беременности.
1 - 22 недели беременности.
1-40 недели беременности и начало родов.
40 неделя беременности - 6 сутки жизни включительно.


Слайд 69 Укажите сроки перинатального периода:

22 неделя беременности - 7 сутки

жизни включительно*.
1-9 недели беременности.
1 - 22 недели беременности.
1-40 недели беременности и начало родов.
40 неделя беременности - 6 сутки жизни включительно.


Слайд 70 У женщины в сроке 24 недель беременности произошли преждевременные

роды. У плода наблюдались микроцефалия, множественные пороки внутренних органов, не совместимые с жизнью.В каком периоде внутриутробного развития началось заболевание?
Эмбриональном
Раннем фетальном
Позднем фетальном
Перинатальном.
Неонатальном.
 


Слайд 71 У женщины в сроке 24 недель беременности произошли преждевременные

роды. У плода наблюдались микроцефалия, множественные пороки внутренних органов, не совместимые с жизнью.В каком периоде внутриутробного развития началось заболевание?
Эмбриональном*
Раннем фетальном
Позднем фетальном
Перинатальном.
Неонатальном.
 


Слайд 72Оценка состояния ребенка.
Контрольные вопросы.


Слайд 73 У ребенка 15 лет отмечается учащение дыхания до 35

в минуту, пульс 110 ударов в минуту, температура тела 39°С. На вопросы отвечает медленно, односложно. Состояние ребенка оценивается как:

Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное



Слайд 74 У ребенка 15 лет отмечается учащение дыхания до 35

в минуту, пульс 110 ударов в минуту, температура тела 39°С. На вопросы отвечает медленно, односложно. Состояние ребенка оценивается как:

Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое*
Крайне тяжелое
Агональное



Слайд 75

Ребенку 1 год. Плачет при осмотре. Температура тела 36,8°С,

частота дыханий в минуту – 35, пульс-120, АД 90/60 мм.рт.ст. Состояние ребенка вероятней всего можно оценить как:

Удовлетворительное
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное
 


Слайд 76

Ребенку 1 год. Плачет при осмотре. Температура тела 36,8°С,

частота дыханий в минуту – 35, пульс-120, АД 90/60 мм.рт.ст. Состояние ребенка вероятней всего можно оценить как:

Удовлетворительное*
Средней тяжести
Тяжелое
Крайне тяжелое
Агональное
 


Слайд 77Новорожденный ребенок.
Контрольные вопросы.


Слайд 78 Когда оценивается состояние новорожденного ребенка по шкале Апгар:

На 1

и 5 мин. после рождения
На 5 и 10 мин. после рождения
В первые сутки – каждый час
Поминутно на протяжении первого часа
При наличии жалоб у матери


Слайд 79 Когда оценивается состояние новорожденного ребенка по шкале Апгар:

На 1

и 5 мин. после рождения*
На 5 и 10 мин. после рождения
В первые сутки – каждый час
Поминутно на протяжении первого часа
При наличии жалоб у матери

Пример: Апгар 8/10


Слайд 80 О тяжелой («синей или белой асфиксии») свидетельствует оценка по

шкале Апгар:

10-8 баллов
7-6 баллов
5-4 баллов
3-1 баллов
0 баллов


Слайд 81 О тяжелой («синей или белой асфиксии») свидетельствует оценка по

шкале Апгар:

10-8 баллов
7-6 баллов
5-4 баллов
3-1 баллов*
0 баллов


Слайд 82Физиологическая желтуха новорожденных развивается:

На 2-3 сутки после рождения
На 39-40 неделе внутриутробного

периода
На 2 месяце жизни
Все верно
Все не верно


Слайд 83Физиологическая желтуха новорожденных развивается:

На 2-3 сутки после рождения*
На 39-40 неделе внутриутробного

периода
На 2 месяце жизни
Все верно
Все не верно


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика