Слайд 1
Потребности и мотивы двигательной активности
Слайд 2
Актуальность проблемы потребностей и мотивов двигательной активности:
Потребности и мотивы выступают не
только в роли факторов определяющих деятельность, но и в роли резервных возможностей (усиливая или ослабляя деятельность);
Широкое толкование понятия мотив (мотивы – интересы, влечения…);
Психодиагностика и коррекция в спорте, требуют изучения и осмысления мотивов деятельности.
Учитывая важность и неоднозначность понимания человеческой активности, мы рассмотрим следующие вопросы:
Потребности: природа и место в психической организации человека;
Мотивы: природа и место в структуре личности;
Отношение мотива к деятельности в целом и отношение мотива к двигательному действию- в частности.
Слайд 3Потребность - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что
необходимо для его нормального функционирования.
Понятие «потребность» многозначно.
Можно выделить три аспекта использования проблемы потребностей:
-общекультурный,
- биологический ( натуралистический)
-психологический.
Потребности: природа и место в психической организации человека
Слайд 4
В первом случае потребность рассматривается как фактор развития любой общественной
организации.
Этот термин используется в экономике, социологии, истории и других общественно- гуманитарных науках, в которых рассматривается прежде всего проблема потребностей общества, проблема общественного потребления.
В рамках биологических наук потребности являются генетически обусловленной причиной активности всех живых организмов.
Потребности – определенные и неопределенные;
Вторая важнейшая черта потребностей заключается в том, что всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
Слайд 5 Третья особенность потребностей состоит в том, что потребностные состояния заявляют о
себе субъективными сигналами, т.е. сами приобретают сигнальное значение. При этом напряжение, возникающее в действующей системе организма, обладает разной степенью интенсивности.
Четвертая черта состоит в том, что потребности обладают способностью возникать вновь;
Пятая черта потребностей заключается в том, что их развитие происходит путем изменения круга предметов.
Слайд 6МОТИВЫ: ПРИРОДА И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
Слайд 71.Физиологические: низшие, управляемые органами тела, потребности в дыхании, пищевая, сексуальная.
2.Потребность в
надежности : стремление к материальной надежности, потребность в самозащите.
3.Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4.Потребности в уважении: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5.Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Слайд 8принципы мотивации человека А.Маслоу
мотивы имеют иерархическую структуру;
чем выше уровень мотива, тем
менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задерживать их реализацию;
пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными.
с повышением потребностей повышается готовность к большой активности.
Слайд 9
«САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ» ПРИСУЩЕ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:
-
ПОЛНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ И КОМФОРТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ;
-ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ И СЕБЯ;
- УВЛЕЧЕННОСТЬ ДЕЛОМ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ;
- АВТОНОМНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ;
- СПОСОБНОСТЬ К ПОНИМАНИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВНИМАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ К ЛЮДЯМ;
- ПОСТОЯННАЯ НОВИЗНА, ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ; РАЗЛИЧЕНИЕ ЦЕЛИ И СРЕДСТВ, ЗЛА И ДОБРА;
- СПОНТАННОСТЬ, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ, ЮМОР;
- САМОРАЗВИТИЕ, ПРОЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ;
- ГОТОВНОСТЬ К РЕШЕНИЮ НОВЫХ ПРОБЛЕМ, К ИХ ОСОЗНАНИЮ, К ПОВЫШЕНИЮ КОНГРУЭНТНОСТИ.
Слайд 10МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
-это совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение
всей жизни.
МС - характеризуется разнообразием форм проявления – процессов и состояний, к которым относят установки, интересы, желания, стремления и т.д.
Параметры мотивационной сферы:
- Развитость (разнообразие мотивов);
- Гибкость (выбор способов реализации);
- Иерархичность (строение уровней).
Слайд 11РАЗВИТИЕ МОТИВОВ
Источник развития – это безграничный процесс общественного производства материальных и
духовных предметов ценностей, т.е. переработка природного материала и создание предметов, обладающих определенным значением для жизни общества в целом и для отдельного индивида.
Слайд 12МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
механизм развития мотивации – переключение эмоций
с объекта (ситуации) «Y» на объект (ситуацию)«Х»
Слайд 13ПОТРЕБНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ
В ОПРЕДЕЛЁННЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ:
3 – 6
лет дошкольники – ориентация на родителей, «для родителей», общение с родителями, идентификация с родителем своего пола;
7 – 9 лет младшие школьники – приобретение инструментальных навыков («успешно научиться какой-либо деятельности»);
10 – 12 лет – младшие подростки – общение со сверстниками, соответствие нормам подростковой группы;
13 – 15 лет – старшие подростки – выбор собственных ценностей, принятие решений о том, кем и каким я хочу быть, самораскрытие;
16 – 18 лет юношеский возраст – осознание себя в масштабе общества. («Какую роль я могу играть в обществе?»).
Слайд 14ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ТИПИЧНЫЕ СХЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
Слайд 15
Старший подростковый возраст: типичные схемы мотивации
Слайд 16СТАДИИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ (ОВЛАДЕНИИ НАВЫКОМ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ)
ребёнок и взрослый вместе
реально и включенно эмоционально;
взрослый вместе с ребёнком эмоционально;
взрослый подключается эмоционально и рационально на этапе контроля результатов выполнения упражнения;
участие взрослого ограничивается контролем итога тренировки;
совместное (тренер и спортсмен) планирование тренировки и тренировочного цикла.
Последовательное уменьшение степени участия взрослого, обеспечивает развитие личности ребёнка.