Слайд 1Криотерапия в логопедии
ВЫПОЛНИЛА: АФАНАСЬЕВА АНАСТАСИЯ
Слайд 2Нарушение речи и его влияние на ребенка
Своевременное и полноценное речевое развитие
дошкольников оказывает огромное влияние на формирование всех психических процессов и в частности на общее развитие личности ребенка в целом. Большое количество авторов указывают, что у детей с нарушениями речи помимо специфических нарушений речевой деятельности выявляется недостаточная устойчивость внимания, особенности его распределения и переключения с одного вида деятельности на другой, снижается объем и страдает продуктивность запоминания. Дошкольники с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Так же у детей с различными речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими и сверстниками.
Слайд 3Актуальность использования криотерапии
На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных
нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.
Слайд 4Эффект от криотерапии
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными
свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Слайд 5Приемы
игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах
и др.);
массаж рук кубиками льда;
наложение на руки холодных повязок.
Слайд 6Проведение
Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции
на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд – нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.
Слайд 7Этапы работы
1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола
и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т. д.
Слайд 8Противопоказания
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить
криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
Слайд 9Литература
Гвоздева изучения детской речи / – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
– Т.1. – 472с.
Руденков . Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2006.