Функциональная система дыхания презентация

Содержание

Дыхание – сложный непрерывный процесс, в результате которого постоянно обновляется газовый состав крови.

Слайд 1«Функциональная система дыхания»
Кафедра симуляционных технологий и неотложной медицины
Асс.Котикова М.Н.


Слайд 2Дыхание – сложный непрерывный процесс, в результате которого постоянно обновляется газовый состав

крови.

Слайд 3Дыхательные пути и движение в них воздуха.


Слайд 4Главным механизмом вентиляции в дыхательной зоне является диффузия газов. Скорость диффузии

молекул газов воздухоносных путях так велика, а преодолеваемые расстояния так малы, что разница концентраций в пределах ацинуса практически полностью устраняется за секунду

Слайд 5ЛЕГОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ. ЛЕГОЧНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ.
Дыхательный объем
Резервный объем вдоха
Резервный объем выдоха
Остаточный объем 
Жизненная емкость

легких
Общая емкость легких
Легочная вентиляция 
Минутный объем дыхания


Слайд 6ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ.
Движение газов из окружающей среды в жидкость и из

жидкости в окружающую среду осуществляется благодаря разности их парциального давления. Газ всегда диффундирует из среды, где имеется высокое давление, в среду с меньшим давлением.


Слайд 7Парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе 21,1 кПа (158 мм рт.

ст.), в альвеолярном воздухе — 14,4—14,7 кПа (108—110 мм рт. ст.) и в венозной крови, притекающей к легким,—5,33 кПа (40 мм рт. ст.).
В артериальной крови капилляров большого круга кровообращения напряжение кислорода составляет 13,6—13,9 кПа (102—104 мм рт. ст.), в межтканевой жидкости — 5,33 кПа (40 мм рт. ст.), в тканях — 2,67 кПа (20 мм рт. ст.). Таким образом, на всех этапах движения кислорода имеется разность его парциального давления, что способствует диффузии газа.


Слайд 8Движение углекислого газа происходит в противоположном направлении. Напряжение углекислого газа в

тканях — 8,0 кПа и более (60 и более мм рт. ст.), в венозной крови — 6,13 кПа (46 мм рт. ст.), в альвеолярном воздухе — 0,04 кПа (0,3 мм рт. ст.). Следовательно, разность напряжения углекислого газа по пути его следования является причиной диффузии газа от тканей в окружающую среду.


Слайд 9Дыхательный центр
Ритмическая последовательность вдоха и выдоха, а также изменение характера дыхательных движений в

зависимости от состояния организма регулируются дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге.


Слайд 10Регуляция деятельности дыхательного центра
Гуморальные механизмы,
Рефлекторные механизмы:
- Постоянные рефлекторные влияния:

рефлекс Геринга — Брейера,
пульмоторакальный рефлекс,
рефлекс Гейманса,
проприорецепторы дыхательных мышц.
- Непостоянные рефлекторные влияния на активность дыхательных нейронов связаны с возбуждением разнообразных экстеро- и интерорецепторов.


Слайд 11Влияние клеток коры большого мозга на активность дыхательного центра.
По М. В.

Сергиевскому, регуляция активности дыхательного центра представлена тремя уровнями:
Первый уровень регуляции — спинной мозг. Здесь располагаются центры диафрагмальных и межреберных нервов, обусловливающие сокращение дыхательных мышц.
Второй уровень регуляции — продолговатый мозг. Здесь находится дыхательный центр. Этот уровень регуляции обеспечивает ритмичную смену фаз дыхания и активность спинномозговых мотонейронов, аксоны которых иннервируют дыхательную мускулатуру.
Третий уровень регуляции — верхние отделы головного мозга, включающие и корковые нейроны. Только при участии коры большого мозга возможно адекватное приспособление реакций системы дыхания к изменяющимся условиям окружающей среды.


Слайд 12Восстановление проходимости дыхательных путей
• введение воздуховода;
• интубация трахеи:

- оротрахеальная,
- назотрахеальная,
• коникотомия;
• трахеостомия.

Слайд 13i-gel
i-gel  представляет собой надгортанный воздуховод,  изготовленный из медицинского термопластического эластомера, представляющего

собой мягкий гелеподобный прозрачный материал. По своей форме этот воздуховод представляет собой точный слепок гортаноглотки, ее как бы зеркальное отражение, что позволяет ему анатомично располагаться в полости рта пациента, не вызывая смещения или сдавливания этих структур.

Слайд 14Вот так выглядит i-gel в сравнении со структурами гортаноглотки:
На рисунке:

1. Язык  2. Корень языка  3. Надгортанник  4. Черпалонадгортанные складки  5. Грушевидная ямка  6. Задняя группа хрящей гортани  7. Щитовидный хрящ  8. Перстневидный хрящ  9. Вход в пищевод.


Слайд 15Таким образом, при введении i-gel располагается так:


Слайд 16Техника установки
Пациент должен иметь достаточную степень релаксации для атравматичного введения i-gel.
Проведите

преоксигенацию. Голова пациента должна быть разогнута в атлантозатылочном сочленении (поза «человека, вдыхающего утренний воздух»). Разумеется, это неприменимо при травме шейного отдела позвоночника. Перед введением i-gel нужно слегка надавить на подбородок. Дистальный кончик воздуховода вводят в рот больного по направлению к твердому небу. Оказывая давление – непрерывное, но не чрезмерное – i-gel направляют вниз и назад вдоль твердого неба, пока не возникнет ощущение значительного сопротивления. Нельзя прикладывать при установке значительные усилия. Ощущение значительного сопротивления свидетельствует о том, что кончик i-gel упирается во входное отверстие пищевода, а манжета находится в контакте со структурами гортаноглотки. Резцы больного должны находиться на уровне встроенного защитного усиления. Все. Как видите, установка очень проста.
Несмотря на то, что этот воздуховод хорошо удерживается самостоятельно, его необходимо зафиксировать пластырем или тесемкой.

Слайд 17Интубация трахеи
– обеспечение нормальной проходимости воздухоносных путей посредством введения специальной трубки

в трахею.
Применяется для вентилирования легких во время проведения реанимационных процедур, эндотрахеального наркоза или обструкции дыхательных путей. 

Слайд 18Абсолютные показания к интубации
аспирационный синдром;
непроходимость воздухоносных путей;
черепно-мозговые травмы;
легочно-сердечные реанимации (ЛСР);
глубокая кома

различного генеза.

Слайд 19Относительные показания к интубации трахеи
эклампсия;
термоингаляционные травмы;
отек легких;
шок различного генеза;
странгуляционная асфиксия;
воспаление легких;
легочная

недостаточность;
эпилептический статус.


Слайд 21Оротрахеальная интубация
Ларингоскопию обычно выполняют недоминирующей рукой (для большинства людей это левая

рука). Рот больного широко открывают, клинок вводят по правой стороне ротоглотки, избегая повреждения зубов. Язык смещают влево и поднимают клинком вверх, к своду глотки. Кончик изогнутого клинка вводят в валлекулу (ямку, располагающуюся на передней поверхности надгортанника), тогда как кончиком прямого следует приподнимать непосредственно надгортанник. Рукоятку ларингоскопа продвигают вверх и вперед перпендикулярно к нижней челюсти, пока в поле зрения не появятся голосовые связки. Следует избегать опоры на зубы. Эндотрахеальную трубку берут в правую руку и проводят через раскрытую голосовую щель. Манжетка должна располагаться в верхних отделах трахеи, но ниже гортани. Ларингоскоп выводят изо рта, вновь избегая повреждения зубов.

Слайд 23Назотрахеальная интубация
Назотрахеальная интубация аналогична оротрахеальной, за исключением того, что перед ларингоскопией

эндотрахеальную трубку вводят через нос в ротоглотку. Для интубации используется более проходимый носовой ход (через которую лучше поступает воздух). В него закапывают раствор фенилэфрина (0,25-0,5 %), что вызывает вазоконстрикцию и анемизирует слизистую оболочку. Эндотрахеальную трубку увлажняют гидрофильным гелем и вводят параллельно дну полости носа, в нижний носовой ход, перпендикулярно плоскости лица. Скос трубки должен быть направлен латерально, в противоположную сторону от нижней носовой раковины. Чтобы облегчить правильную ориентацию эндотрахеальной трубки параллельно дну полости носа, ее слегка подтягивают в краниальном направлении. Затем трубку осторожно продвигают, пока ее конец не окажется в поле зрения в ротоглотке.

Слайд 25Коникотомия
Коникотомия (крикотиреотомия) заключается в вскрытии (проколе) перстнещитовидной мембраны при невозможности интубации

трахеи или наличии обструкции в области гортани. Основные достоинства этого метода заключается в простоте технического выполнения и скорости выполнения (по сравнению с трахеостомией).


Слайд 26Трахеостомия
Производство ее практически возможно только в условиях стационара (реанимационный зал, операционная)


Слайд 27Осложнения ларингоскопии и интубации
Во время ларингоскопии и интубации
Неправильное положение эндотрахеальной трубки
Интубация

пищевода
Интубация бронха
Расположение манжетки в гортани
Травма дыхательных путей
Повреждение зубов
Повреждение губ, языка или слизистых оболочек
Боли в горле
Вывих нижней челюсти
Повреждение заглоточного пространства


Слайд 28Осложнения ларингоскопии и интубации
Физиологические реакции на манипуляции в дыхательных путях
Артериальная гипертензия,

тахикардия
Повышение внутричерепного давления
Повышение внутриглазного давления
Ларингоспазм
Повреждение эндотрахеальной трубки
Перфорация манжетки


Слайд 29Осложнения ларингоскопии и интубации
Во время пребывания трубки в трахее
Неправильное положение эндотрахеальной

трубки
Непреднамеренная экстубация
Интубация бронха
Расположение манжетки в гортани
Травма дыхательных путей
Воспаление и изъязвление слизистой оболочки
Отслаивание слизистой оболочки носа
Нарушение функции эндотрахеальной трубки
Воспламенение
Обструкция


Слайд 30Осложнения ларингоскопии и интубации
После экстубации
Травма дыхательных путей
Отек и стеноз (голосовых связок,

подсвязочный,
трахеи)
Охриплость (гранулема или паралич голосовых
связок)
Нарушение функции гортани и аспирация
Физиологические реакции на манипуляции в дыха-
тельных путях
Ларингоспазм


Слайд 31Трудный дыхательный путь (ТДП)
– внезапно возникающая, угрожающая жизни ситуация,

обусловленная анатомическими и/или клиническими причинами, характеризующаяся неадекватным или невозможным поддержанием проходимости верхних дыхательных путей традиционным способом и риском возникновения критической гипоксии.


Слайд 32 По определению Американской ассоциации анестезиологов (ASA) в понятие «трудный

дыхательный путь» входят следующие ситуации:
трудная вентиляция через лицевую маску;
трудная ларингоскопия
трудная и неудачная интубация трахеи;
трудная трахеостомия.


Слайд 33Причины ТДП. Прогнозирование.
Врожденные аномалии
расщелина верхней губы и (или) твердого и мягкого

неба
синдром Пьера Робена
хромосомные заболевания (синдром Патау, синдром Эдвардса, синдром Дауна)
гипоплазия нижней челюсти
атрезия хоан
эмбриофетопатия
микростома


Слайд 34Причины ТДП. Прогнозирование.
Воспалительные процессы
флегмона дна полости рта
стеноз подсвязочного пространства
эпиглоттит
заглоточный абсцесс
дифтерия
инфекционный

мононуклеоз


Слайд 35Причины ТДП. Прогнозирование.
Травматические изменения
травмы нижней и верхней челюстей
укушенные раны челюстно-лицевой области
травмы

гортани и трахеи
ожоги лицевой области, верхних дыхательных путей

Слайд 36Причины ТДП. Прогнозирование.
Другие причины
ожирение
папилломатоз гортани
анкилоз ВНЧС
опухоли челюстно-лицевой области
инородное тело дыхательных

путей
келоидные рубцы лица и шеи.


Слайд 37Клинические тесты
Открывание рта
Открывание рта считается нормальным, когда расстояние между верхними и

нижними резцами равно ширине трех и более пальцев пациента. Это расстояние должно быть не менее 4,6 сантиметров (три ширины пальцев) и является показателем подвижности в челюстно-лицевом суставе. У больных с ожирением подвижность в челюстно-лицевом суставе часто оказывается нарушенной.


Слайд 38Клинические тесты
Осмотр глотки
Пациент сидит, спина выпрямлена, шея разогнута, рот максимально открыт.

Оценка проводится во время фонации. Получаемый вид оценивается от первой до четвёртой степени. І-ІІІ класс были введёны Маллампати, ІV класс позже добавили Самсун и Янг (Samsoon and Young).


Слайд 39Класс І – видны дужки миндалин, язычок, задняя стенка глотки, твердое

и мягкое небо.
Класс ІІ – ограничена видимость язычка, дужек миндалин, задней стенки глотки.
Класс ІІІ – визуализируются только мягкое и твердое небо.
Класс ІV – видно только твердое небо.

Доказано, что класс І-ІІ ассоциируется с легкой ларингоскопией, класс ІІІ- ІV – с трудными дыхательными путями, причиной которых является затруднённое разгибание головы, ограниченное открытие рта или большого язык.


Слайд 40Клинические тесты
Выдвижение нижней челюсти
Степень выдвижения нижней челюсти

классифицируется на три класса - А, В, С:
Класс А: пациент может поставить зубы нижней челюсти впереди резцов верхней челюсти.
Класс В: пациент может только сопоставить зубы нижней и верхней челюсти.
Класс С: пациент вовсе не может выдвинуть нижнюю челюсть (или случай с торчащими резцами верхней челюсти).

Класс В и С ассоциируются с трудной ларингоскопией. Причина данных клинических вариантов - невозможностью выдвижения нижней челюсти кпереди или невозможность переместить язык вперед и вниз. Данная ситуация часто наблюдается у детей с синдром Дауна. Кроме того, есть мнение, что трудная масочная вентиляция также ассоциируется с трудностями в выдвижении нижней челюсти.


Слайд 41
Исследование подвижности шейного отдела позвоночника
Определяется возможность, а также степень сгибания и

разгибания в шейном отделе позвоночника. Возможно, что способность полного сгибания и разгибания шеи имеет весомое значение, однако наиболее важным представляется объём сгибания в атланто-затылочном сочленении.
Наилучший тест для оценки движения в атланто-затылочном сочленении был разработан Деликаном. Пациента просят смотреть прямо вперед, голова при этом находится в нейтральном положении. Анестезиолог указательным пальцем левой руки дотрагивается до подбородка пациента, а указательным пальцем правой руки – до затылочного выступа. После этого пациента просят посмотреть на потолок. Если левый палец врача оказывается расположенным выше правого, то движение в атланто-затылочном сочленении считается нормальным. Движения в атланто-затылочном сочленении считается ограниченным, когда левой палец анестезиолога остаётся на одном уровне (или ниже) с правым.


Слайд 42Клинические тесты
Измерения
Существуют два главных измеряемых расстояния - Патил (Patil) и Савва

(Savva):


Слайд 43Патил – это щито-подбородочное расстояние (тиреоментальная дистанция), Савва - грудинно-подбородочное расстояние

(стерно-ментальная дистанция). Считается критическим, если расстояние Патила менее 6 сантиметров, а расстояние Савва - менее 12 см. Измерение этих расстояний проводится при максимальном разгибании головы пациентом, обычно использую ширину пальцев исследователя.
Существует мнение, что также важно проводить измерения расстояния от подъязычной кости до дна ротовой полости (в норме не менее ширины 2 пальцев), а также подъязычно-подбородочной дистанции (в норме не менее ширины 3 пальцев).


Слайд 44Клинические тесты
Шкала LEMON
Большинство описанных выше клинических тестов являются составляющими мнемонической шкалы

LEMON, не менее широко известной, чем тест Маллампати. Аббревиатура LEMON хорошо запоминается и легко расшифровывается. Рассмотрим её подробнее.
L - Look externally («осмотрите внешне») – Проведение внешнего осмотра.
E - Evaluate the 3-3-2-1 rule («оцените правило 3-3-2-1») – Оценка правила 3-3-2-1.
M – Mallampati («Маллампати») - Определение теста Маллампати.
O – Obstruction («обструкция») – Выявление признаков обструкции.
N - Neck mobility («подвижность шеи») – Оценка подвижность в шейном отделе позвоночника


Слайд 45 Большинство пунктов шкалы LEMON уже были рассмотрены выше, поэтому

рассмотрим лишь интерпретацию правила 3-3-2-1. Это правило означает, что в норме открывания рта должна быть не менее ширины трёх пальцев, расстояние от подъязычной кости до подбородка также не менее ширины трёх пальцев, расстояние между верхней щитовидной вырезкой и дном ротовой полости не менее ширины двух пальцев, а выдвижение нижней челюсти (нижних резцов относительно верхних) не менее одного пальца.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика