Слайд 1МАРКЕТИНГ
Преподаватель: Шалабаев Павел Сергеевич
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Нижний Новгород, 2014
Слайд 2План занятий
Лекции – 4 часа
Практика – 4 часа
Форма контроля - экзамен
Слайд 3Тематический план
Тема 1. Понятие и сущность маркетинга. Основные принципы, функции и
виды маркетинга
Тема 2. Рынок как объект комплексного и системного исследования
Тема 3. Сегментация и конъюнктура рынка
Тема 4. Товарная политика
Тема 5. Инновационная политика и позиционирование товара
Тема 6. Ассортиментная и ценовая политика
Тема 7. Каналы распределения в маркетинге
Тема 8. Система маркетинговых коммуникаций
Тема 9. Планирование в системе управления маркетингом
Тема 10. Информационное обеспечение управления маркетингом
Тема 11. Контроль и контроллинг в системе маркетинга
Тема 12. Организация маркетинговой службы на предприятии
Тема 13. Сущность международного маркетинга
Тема 14. Технология маркетинговой деятельности на внешних рынках
Слайд 4Основная и дополнительная литература
Основная литература:
Годин А. М. Маркетинг. Учебник. -
9-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012 Дополнительная литература:
2. Романов А. А. Маркетинг. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2012
3. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер с анг.-М.,2008;
4. Васильев Г.А. Поведение потребителей: Учебное пособие.-М.,2004;
5. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я/ пер. с англ. Под ред. Т.Р. Тэор.- СПб.,2003;
6. Маркетинг: Учебник для вузов/Под ред. Н.Д. Эриашвили.-3-еизд.,перераб. И доп.-М:ЮНИТИ-ДАНА,2005.-631С.;
7. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д, Вонг В. Основы маркетинга: Пер.с анг.-2-е Европ. Изд.-М.;СПб.,2006-944С.;
8. Шалабаев П. С. Маркетинг: курс лекций. – Н. Новгород: МГЭИ, 2009. – 163 с.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс: пер. с англ. – М., 2007. – 656 с (э).
10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс: пер. с англ. – СПб., 2006. – 464 с (э).
11. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие/ под ред. Н. А. Нагапетьянца. – М., 2007. – 272 с (э).
12. Багиев Г. Л. Маркетинг: учебник. – М., 2001. – 718 с (э).
13. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник. – М., 2005. – 656 с (э).
Электронная библиотека НФ МГЭИ
Интернет-библиотека www.koob.ru
Слайд 5Тема 1. Понятие и сущность маркетинга. Основные принципы, функции и виды
маркетинга
Термин МАРКЕТИНГ
МАРКЕТ – рынок (англ.)
-ИНГ - действовать
- работать
- создавать
- владеть.
Можно встретить перевод – рынковедение.
Слайд 6Маркетинг – это деятельность по обеспечению наличия нужных товаров для нужной
аудитории в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер стимулирования (И. К. Беляевский).
Маркетинг – это вся деятельность фирмы, направленная на достижение видимого результата, предлагаемого потребителю в виде эквивалента его деньгам (П. Друкер).
Слайд 7Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и
потребностей посредством обмена (Ф. Котлер).
Филип Котлер (р. 1931) — профессор международного маркетинга Высшей школы менеджмента Дж. Л.Келлога при Северо-Западном университете США.
Слайд 8Девизы маркетинга
"Любите клиента, а не товар";
"Отыщите потребности и удовлетворите их";
«Потребитель
всегда прав»;
«Потребителя нельзя обманывать»;
"Производите то, что можете сбыть вместо того, чтобы пытаться сбыть то, что можете произвести".
Слайд 9Цели маркетинговой деятельности
Четыре альтернативные стратегические цели системы маркетинга:
Достижение максимально возможного потребления
Достижение максимальной потребительской удовлетворенности
Предоставление максимально широкого выбора
Максимальное повышение качества жизни
Слайд 10Функции маркетинга
это определенный вид деятельности в системе маркетинга, связанный с процессом
управления обменом произведенными предприятием товарами и услугами, с покупателем, оплачивающим последние по оговоренной цене.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
СБЫТОВАЯ
ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Слайд 11Тема 2. Рынок как объект комплексного и системного исследования
Понятие рынок может
быть определено различными способами:
Рынок – место встречи продавца и покупателя
Рынок – институт для согласования спроса и предложения (это автоматический регулятор спроса и предложения)
Рынок – сфера потенциальных обменов, совершаемых в соответствии с объективно обусловленными законами развития общества
Слайд 12С точки зрения маркетинга для понимания рынка, выработки механизма воздействия на
него необходимо определить структуру рынка (состав элементов и способы их взаимодействия).
Слайд 13Рынок в минимальном и главном смысле – это потребители товаров существующие
или потенциальные.
Слайд 14
Понятие и объекты маркетинговых исследований
Сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные
расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием.
Маркетинговое исследование включает сбор, обработку, а также хранение информации о явлениях и процессах, представляющих интерес для маркетинга, анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов и, наконец, прогнозирование.
Слайд 15Объекты исследования
Рынок
Потребители
Конкуренты
Фирменная структура рынка
Товар
Цена
Сбыт
Продвижение
Внутренняя среда предприятия
Слайд 16Информационное обеспечение исследований
Маркетинговую информацию подразделяют на первичную и вторичную.
Первичная информация -
это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований.
Методы:
метод опроса,
метод наблюдения,
экспериментальный метод.
Слайд 17Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от
целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние.
Основными источниками внешней вторичной информации являются:
публикации национальных и международных официальных организаций;
публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;
публикации торгово-промышленных палат и объединений;
сборники статистической информации;
отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;
книги, сообщения в журналах и газетах;
публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;
прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации;
материалы консалтинговых организаций.
Слайд 18Тема3. Сегментация рынка. Конъюнктура рынка
Слайд 19Закон Паретто или закон «20/80»
Покупатели
Объем продаж
Слайд 20Сегментирование - процесс разделения рынка на группы потребителей по заранее определенным
признакам и в соответствии с выбранными критериями.
Сегмент – это группа однородных потребителей с приблизительно одинаковыми характеристиками и однородными потребностями, а также сходными особенностями потребительского поведения.
Слайд 21Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах,
а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.
Слайд 22Сегментация рынка может производиться с использованием различных признаков.
Признак сегментирования - это
способ выделения данного сегмента на рынке.
Основными признаками сегментирования потребительского рынка являются:
географический признак
демографический признак
поведенческий признак
психографический признак.
Слайд 24В выбранном сегменте (-ах) предприятие должно разработать комплекс маркетинга (комплекс «4Р»):
Product
– Товар (услуга)
Price - Цена
Place – Место сбыта
Promotion - Продвижение
Слайд 25Понятие «Конъюнктура рынка»
Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в
данный момент протекает деятельность на рынке.
Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Слайд 27Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается
рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).
Товар – предполагает материальное воплощение и передачу покупателю объекта, удовлетворяющего его потребности.
Услуга – не предполагает передачу некоего объекта, основана на изменении внутреннего и внешнего физического и психологического состояния покупателя.
Слайд 29Этапы жизненного цикла товара
Типичный жизненный цикл товара (ЖЦТ) состоит из 5
этапов:
Разработка товаров
Выход на рынок
Рост спроса
Зрелость
Спад спроса
Слайд 31Тема 5. Инновационная политика и позиционирование товара
Слайд 32Понятие «Новый товар»
Три основных подхода к определению новый товар:
исходит из временного
критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие.
основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности.
базируется на следующем утверждении: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара.
Слайд 33Новый товар — это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся
от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств.
Слайд 34Схема процесса разработки и вывода товара
Слайд 35Позиционирование товара
Позиция товара — это мнение целевых рыночных сегментов относительно важнейших
характеристик товара.
Позиционирование товара на рынке – это определение места предложения товара на рынке, создание такого представления товара, который позволит ему занять в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров-конкурентов.
Слайд 37Матрица предпочтений покупателей
Слайд 38Матрица позиционирования
Выводы:
позиционирование себя рядом с одним из конкурентов и начать борьбу
за долю рынка;
разработать модель, которой нет на рынке.
Слайд 39
Тема 6. Ассортиментная и ценовая политика
Слайд 40Ассортиментная политика
Товарный ассортимент ⎯ группа товаров, тесно связанных между собой либо
в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Слайд 41Характеристики товарного ассортимента
ширина - общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых фирмой;
насыщенность
- общее число составляющих его отдельных товаров;
глубина – количество вариантов предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной;
гармоничность - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей.
Слайд 42Расширение товарного ассортимента
Расширить свой товарный ассортимент фирма может двумя способами: наращивая
его или насыщая.
Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит в настоящее время. Наращивание это может идти
либо вниз,
либо вверх,
либо в обоих направлениях одновременно.
Насыщение - добавления новых изделий в его существующих рамках.
Слайд 43Ценовая политика
Цена товара – это количество денег соответствующей валютной системы, которое
может получить продавец от покупателя за весь товар или единицу товара при определенных устраивающих обе стороны условиях.
Основное свойство цены – способность постоянно меняться, т.к. цена связывает спрос и предложение, которые постоянно меняются.
Слайд 44Процесс формирования рыночных цен
определение целей и задач ценообразования
определение спроса
оценка издержек производства
анализ
цен и отличительных характеристик продукции конкурентов
выбор метода установления цен - фирмы формируют цены, используя разные методики: затратные, рыночные и экономические методы ценообразования
определение окончательной цены и правил ее будущих изменений
Слайд 45Тема 7. Каналы распределения в маркетинге
Слайд 46
Сбыт (товародвижение, распределение) – деятельность по планированию, претворению в жизнь и
контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.
Слайд 47Кроме непосредственного распределения товаров или услуг он включает:
решения по каналам распределения;
логистику
сбыта;
управление каналами;
розничную торговлю;
непосредственно акт продажи (покупки);
поддержку потребителя.
Слайд 48
Канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на
себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Слайд 49Канал второго уровня
Канал первого уровня
Канал нулевого уровня
Канал третьего уровня
Слайд 50Тема 8. Система маркетинговых коммуникаций
Слайд 51Мероприятия по информированию потребителей о товаре, фирме, марке с целью получить
желаемый отклик называются продвижением товара или маркетинговыми коммуникациями.
Главными в этой системе целей являются:
обеспечение устойчивого положения на рынке,
осуществление стратегии ее роста,
а также увеличение объема продаж и прибыли.
Слайд 52К основным маркетинговым коммуникациям относятся:
Реклама (всякая платная форма неличного представления и
продвижения товаров, услуг и идей до целевых аудиторий);
Стимулирование сбыта (кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара);
Личная продажа (предполагает непосредственный контакт между продавцом и одним или несколькими покупателями с целью совершения покупки);
Связь с общественностью (установление и поддержание коммуникаций между фирмой и общественностью в целях создания благоприятного мнения о самом товаре и (или) его изготовителе).
Слайд 53Дополнительные коммуникации включают в себя:
выставки и ярмарки (мероприятие, проводимое в
целях привлечения значительного числа фирм в одной или нескольких отраслях, представляющих образцы своих товаров);
спонсорство (участие компании в затратах на проведение массового мероприятия);
разработка фирменного стиля (совокупность художественно-текстовых и технических составляющих, которые обеспечивают единство продукции и деятельности фирмы, исходящей от нее информации, оформления - товарный знак, логотип, деловая документация, фирменная цветовая гамма, фирменная одежда, дизайн офиса и т.п.);
создание упаковки (помимо разработки новых продуктов компании борются за потребителя и с помощью яркой упаковки, которая также обращается не к безликой потребительской массе, а индивидуально к каждому);
прямой маркетинг (воздействие на конкретную аудиторию в соответствии с базой данных. Основными инструментами являются: почтовые рассылки, телемаркетинг, телевизионный маркетинг, смс – рассылка, интернет - маркетинг).
Слайд 54Тема 9. Планирование в системе управления маркетингом
Слайд 55Планирование маркетинга - логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по
постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана
В общем случае можно говорить о разработке стратегических, как правило, долгосрочных планов и тактических (текущих), как правило, годовых и более детальных планов маркетинга.
Слайд 56Стратегический план маркетинга, как правило, разрабатываемый на 3-5 и более лет,
описывает главные факторы и силы, которые на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию, а также содержит долгосрочные цели и главные маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации.
Структурно стратегический план состоит из следующих четырех разделов:
Миссия фирмы
Цели и задачи фирмы
Хозяйственный портфель
Стратегия роста
Слайд 57Годовой (тактический) план маркетинга описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели маркетинговой деятельности,
маркетинговые стратегии на текущий год.
Годовой план маркетинга охватывает планы для отдельных продуктовых линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков.
Слайд 58С точки зрения формальной структуры план маркетинг может состоять из следующих
разделов:
Аннотация для руководства
Текущая маркетинговая ситуация
Опасности и возможности
Маркетинговые цели
Маркетинговые стратегии
Программа действий
Бюджет маркетинга
Контроль