Слайд 2
Индуизм – религиозная система, связанная с историей, культурой, и специфической социальной
структурой народов Южной Азии, прежде всего Индии
Количество приверженцев – ок. 800 млн. человек
Слайд 3Периоды развития индуизма
Ведический (II тыс. до н.э. - VIII век до
н.э). Веды - авторитетные священные тексты
Брахманизм (VIII век до н.э. - II век до н.э.) - первостепенная роль в индуистском обществе стала отводиться брахманам - жрецам, знатокам вед и ритуалов. В качестве верховного бога почитается Брахма
Период упанишад. Упанишады (букв. "подсаживание ученика к учителю", т.е. сокровенное знание, передаваемое от учителя к ученику) представляют собой тексты-поучения, построенные в диалогической форме и адресованные ученикам
Слайд 4БОГИ
Политеизм (многобожие) – отличительная черта индуизма
Концепция индуистской триады (тримурти): боги Брахма,
Вишну и Шива выполняли функции сотворения мира, его сохранения и разрушения и мыслились как единое целое, воплощая триединство божественных сил
Слайд 5Брахма
Брахма— наиболее абстрактное божество триады и меньше, чем Вишну и Шива, вовлечен
в сюжеты мифов
Создатель Вселенной и её олицетворение и «душа» («брахман»)
Слайд 6Вишну
Всевышнее предназначение Вишну — сохранение, поддержание, защита. Его воплощения (avataras) выполняли
божественную работу по защите мира людей. Всякий раз, когда силы Зла начинали властвовать над человечеством, Вишну, Великий Защитник, покинув Небеса, нисходил в человеческий мир и избавлял людей от Зла. Иногда он принимал различные формы для достижения особых целей.
Слайд 7Шива
Олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение)
Обитал на полях сражений
и у погребальных костров
Считалось, что в качестве "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос
Слайд 8Вера в переселение душ
Сансара — колесо перевоплощений... Бесконечно вращающееся колесо...
САНСАРА
(др.индийск. samsara, "блуждание", "переход через различные состояния", "круговорот")
Обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое.
Вся Сансара представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах
Слайд 9Атман
АТМАН, одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное
(субъективное) духовное начало. Отождествляется с носителем самосознания
Слайд 10Карма
Ка́рма («причина-следствие, воздаяние») — причинно-следственный вселенский закон, согласно которому праведные или греховные
действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения
Через посредство закона кармы, последствия действий создают прошлый, настоящий и будущий опыт, таким образом делая человека ответственным за свою собственную жизнь, за страдания и наслаждения, которые карма приносит как самому человеку, так и окружающим.
Слайд 11Дхарма
Дха́рма ( «закон», «правило») —используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или,
в более общем значении — пути благочестия. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия».
Охватывает круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души
Слайд 12Ведические варны
Брахманы – жрецы и священнослужители
Кшатрии – военная аристократия
Вайшьи – городское
население (ремесленники и торговцы)
Шудры – крестьяне
С ходом истории варны делились на джатти – профессиональные, этнические и локальные сообщества
Слайд 13Нирвана
НИРВАНА (“угасание”), одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное
сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарного существования к другой.
Нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя все эти слова неадекватны для ее описания)
Слайд 14Брахман
Жизненная сущность Брахмы, его «душа»
В Упанишадах слово Брахман обозначает Абсолют, первосубстанцию
и основу как мира, так и человеческого существа.
В индуистской философии Брахман – это космическое духовное начало.
Слайд 15Брахманы жрецы
Периоды жизни брахмана
Возраст ученичества
Возраст домохозяина
Возраст отшельничества
Возраст аскетизма