Слайд 1Блаженный Иероним Стридонский
(ок. 339 – 420)
Слайд 2Жизненный путь
Отец науки о Священном Писании, образованнейший человек своего времени
Блаженный
Иероним родился около 339 года в городе Стридоне, в Далмации, в зажиточной христианской семье
Первоначальное воспитание он получил в своем доме, окруженный многочисленными рабами
Имел очень порывистый характер
После начального домашнего образования он обучался у знаменитого римского грамматика Доната
Затем он изучал риторику и философию
Слайд 3В 26 лет блаж. Иероним крестился, но после этого еще вел
распущенную жизнь
По окончании образования в Риме, он совершил путешествие в научные центры того времени, расположенные в Галлии
Очень любил Рим и впоследствии тяжело переживал его падение (410)
Там в нем произошёл душевный перелом и в 373 году он решил отправиться на Восток
Прибыв в Антиохию, блаж. Иероним посещал занятия по толкованию Священного Писания, проводимые учёным богословом Аполлинарием, впоследствии уклонившимся в ересь
Слайд 4Примерно через два года в душе блаж. Иеронима окончательно созрело решение
оставить мир и стать отшельником
С этой целью он ушёл в Халкидскую пустыню, где предался самому строгому аскетизму: ходил нагой, не умывался, и т. п
Время, свободное от молитв и духовного чтения, блаж. Иероним посвящал изучению еврейского и греческого языков
По своей юрисдикционной принадлежности блаж. Иероним в эти годы примыкал к крайним староникейцамъ, возглавляемым еп. Павлином Антиохийским, от которого и получил пресвитерское рукоположение
Слайд 5Еп. Павлин в то время не имел общения со свят. Мелетием
Антиохийскимъ и новоникейцами, но был в общении с Римской и Александрийской Церквами
В 379 году блаж. Иероним вышел из пустыни, уже стяжав, благодаря обширной переписке, известность христианского учёного
В 380 году блаж. Иероним посетил Константинополь, дабы воспользоваться уроками святителей Григория Богослова и Григория Нисского
Слайд 6В 381 году блаж. Иероним присутствовал на Втором Вселенском Соборе, где
полемизировал со свят. Григорием Богословом
Иероним обвинял свят. Григория в недостаточно строгой церковной позиции
В том же году блаж. Иероним отбыл в Рим
Там он сблизился с папой Дамасом, который поручил ему пересмотреть на основании греческих подлинников латинский текст Нового Завета и Псалтирь. Он создал знаменитый перевод «Вультага»
Духовенство стало завидовать близости блаж. Иеронима к папе, ополчились на него и враги монашества, которое он горячо проповедовал
Слайд 7После смерти папы в 384 году, блаж. Иероним покинул Рим и
отправился в Александрию, где слушал знаменитого учёного аскета Дидима
Последнее годы жизни, начиная с 386 года, блаж. Иероним провёл в Святой Земле, в Вифлеем, где по его указаниям были построены мужской и три женских монастыря, которые он и окормлял
Там же он продолжал свою кипучую церковно-литературную деятельность
Слайд 8
Скончался блаж. Иероним в 419/420 году, глубоким старцем. Память его, как
преподобного, чтится Православной Церковью 15/28 июня
Слайд 9Труды
Сочинения блаж. Иеронима делятся на:
Экзегетическая
Догматико-полемические
Нравоучительные
Исторические
Аскетические
Патрологические
Важна также и его
переводческая деятельность
Слайд 10К экзегетическим сочинениям относятся толкования на книгу Бытия, пророческие книги, Екклезиаст,
Евангелие от Матфея и четыре послания св. апостола Павла
Сюда же примыкает научная переводческо-библеистическая деятельность блаж. Иеронима, являющаяся его главной заслугой перед западной Церковью
Деятельность эта состояла в новом и полном переводе Священного Писания на латинский язык
Этот огромный труд не был оценён современниками
Даже блаж. Августин считал его «опасным для спокойствия Церкви»
Слайд 11Впоследствии этот перевод получил большую славу и был высоко оценён
С VII
века он вошёл во всеобщее употребление на Западе, а в XII веке получил название «Вульгаты
На Тридентском Собор 1545 года узаконили этот перевод, как «единственно церковный»
Необходимо отметить патриотические переводы блаж. Иеронима
Бедность западной церковной литературы конца IV века требовала переводов на латинский язык восточной церковной литературы. Единственный знаток ее на Западе — блаж. Иеронимъ — посвятил себя этому важному делу. Он перевёл сочинения Оригена, Дидима, «Правила Пахомия Великого» и др.
Слайд 12Догматические сочинения блаж. Иеронима носят полемический характер и направлены против еретиков
того времени
Сохранился ряд послании и писем блаж. Иеронима, носящих нравственно-назидательный характер
Прославился блаж. Иероним и как историк. Он перевел и переработал «Хронику» Евсеевия, добавив к ней новый отдел, охватывающей период времени с 325 по 378 годы
Особенно необходимо отметить сочинение блаж. Иеронима «О замечательных мужах» ("De viris illustrious"), являющееся первым специальным сочинением по патрологии
Слайд 13Аскетическое сочинение «Жития отцов» («Vitae patrum») примечательно тем, что в нём
блаж. Иероним развивает традицию, начало которое положил свят. Афанасий Великий в «Жизнеописании преп. Антония»
Блаж. Иероним идёт дальше. Он объединяет ряд подобных жизнеописаний, создавая таким образом традицию патерика
Благодаря классическому образованию, блаж. Иероним в своих сочинениях проявил себя, как тонкий стилист и диалектик
Слайд 14Учение
Необходимо указать на то, что личности блаж. Иеронима, а следовательно
и его писаниям присущ ярко выраженный нравственный радикализм
Некая устремленность назад, ко временам первохристианским — апостольским и затем мученическим, а главное — к высокому евангельскому идеалу
Это сближает блаж. Иеронима не только с Тертуллианомъ, но и со священномуч. Киприаном Карфагенским и свят. Иоанном Златоустом
Слайд 15Отношение блаж. Иеронима к острому в то время вопросу оригенизма делится
в своем развитии на два этапа: сначала он был большим поклонником Оригена, а потом стал относиться к его воззрениям с должной рассудительностью
Богословская полемика блаж. Іеронима была направлена противъ ересей монтанистов, эвионитов, пелагиан, валентиниан и др.
Нравственное учение блаж. Иеронима посвящено таким вопросам христианской жизни, как воспитание детей, терпение скорбей, непрестанное самосовершенствование и др.
Слайд 16Из монашеских жизнеописании блаж. Иеронима особенно ценна биография пустынника преп. Павла
Фивейскаго, которого блаж. Иероним считал родоначальником монашества (а не преп. Антония Великого)
В сочинении «О замечательных мужах» мы, кроме прочего, узнаем о малоизвестных церковных писателях, например, таких как Акакий и Галеон Кесарийские и других
Недостатком этой работы является краткость сведений о великих богословах, хорошо известных блаж. Иерониму, на примере, о святителях Григории Богослове, Григории Нисском, Амвросий Медиоланском, Иоанне Златоусте
Слайд 17Впрочем этот недостаток вполне естественен, так как для блаж. Иеронима они
были современниками, к тому же (кроме свят. Амвросия Медиоланского) принадлежали к чуждым ему церковным партиям: новоникейцами и антиохийским мелетианам
Экклизиологический и вообще мировоззренческий радикализм блаж. Иеронима проявлявшейся в практически-церковной жизни, неожиданно обнаружил себя в его суждениях об иерархи, правда, не систематических и случайных. В частности, он был убеждён, что «священник и епископ — одно и то же» («На послание к Титу», 1:1, 5. Ср. Послание 146. «К Евангелу»)
Такое принижение роли епископата, вероятно, подсознательно сформировалось у блаж. Иеронима в результате его наблюдений за современными епископами, многие из которых отступали от чистоты Православия