Слайд 1«Здоровый ребенок – успех в обучении»
Подготовила Жигалова Е.В., зам.директора по УР
МАОУ
«Гимназия им. А.С. Пушкина», г. Сыктывкар
Слайд 2В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и
Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников.
Слайд 3 Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна
из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и как индикатор правильности выбора пути.
Слайд 4Анализ показателей здоровья обучающихся, проводимый в течение ряда лет, показал, что
около 90% школьников имеют нарушения физического и психического здоровья, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.
Слайд 5Парадоксальный факт: наряду с социально-экономическими причинами роста заболеваемости детей, учебно-воспитательный процесс
в школе является одним из составляющих снижения здоровья обучающихся.
Слайд 6По данным Института возрастной физиологии РАО, первоклассники находятся в школе от
3,0 до 5,2 астрономического часа в день. Общая статическая нагрузка, учитывающая уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия на средней и старшей ступени, составляет в среднем 9 часов 45 минут. Если к этому времени добавить среднее время просмотра телепередач -1 час 36 минут, то без движения десятиклассники проводят в среднем 11 с половиной часов.
Слайд 7Время подготовки домашних заданий в соответствии с СанПином.
1 класс- 1 час
2
класс – до 1,5 часов
3-4 класс – до 2 часов
5-6 класс – до 2,5 часов
7-8 класс – 3 часа
9-11 класс – 3,5-4 часа.
Слайд 8У ребенка есть целая «квота движения» - пробежать 7 километров
-
напрячь диафрагму и голосовые связки (попросту кричать) – 200 раз
- подтянутся 100 раз
- поднять в сумме 100 килограмм.
Когда дети, достигают этого уровня, они становятся сильными, быстрыми и здоровыми.
Слайд 9По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств,
сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.
Слайд 10Серьезной причиной ухудшения состояния здоровья школьников является широкое распространение деструктивных форм
поведения подростков: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения, то есть такие негативные стереотипы поведения, которые оказывают значительное отрицательное влияние на состояние здоровья школьников наряду с широким спектром неблагоприятных социальных, экологических и других факторов.
Слайд 11 Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в
школе следующим образом
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
Слайд 12«Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый
труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма».
Слайд 13Например, за последнее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с
дефицитом массы тела, более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания, количество детей, относящихся к 1 группе здоровья, снизилось до 3-5%.
Слайд 14Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание
влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе. Как показывают исследования, дети, питающиеся более качественно, получают при тестировании более высокие оценки, не взирая на материальное положение их семей и уровень школы. Наоборот, недостаточность питательных веществ, имевшая место в раннем детстве, может влиять на способность к учению, длительность пребывания в школе, умение концентрироваться и на внимательность. Дети, имевшие серьезную недостаточность питательных веществ, получают при тестировании на IQ и знание фактической информации более низкие оценки, чем дети в специально выбранных группах сравнения.
Слайд 15Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и
хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние и вносят больший вклад в национальную экономику.
Слайд 16 Здоровье современных школьников - серьезная национальная проблема. Поэтому одной из
основных задач обучения является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся».
Слайд 17самостоятельный поиск школьником средств для достижения поставленной цели - сохранить и
улучшить собственное здоровье.
определение препятствий при реализации, поставленной цели.
самостоятельный поиск резервов для преодоления препятствий на пути созидания здоровья, включая стимулирование.
установкой на ценность собственного здоровья;
приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;
овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;
умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.
Слайд 18 Педагогический коллектив школы должен использовать следующие направления работы по сохранению и
укреплению здоровья учащихся:
научно-методическое обеспечение;
законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;
создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;
использование здоровьесберегающих технологий;
формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;
Слайд 19сокращение и индивидуализация аудиторной нагрузки;
сокращение и индивидуализация домашнего задания;
организация физической активности
учащихся;
организация правильного питания школьников
соблюдение питьевого режима;
предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций;
повышение мотивации учащихся;
проведение работы по созданию здоровьесберегающей среды для решения проблемы сохранения здоровья учащихся и профилактике синдрома профессионального сгорания для педагогического коллектива.
Слайд 20Задача школы — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что
за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
Слайд 21Требуется, чтобы учитель был наглядным носителем здорового образа жизни, управленцем развивающей
деятельности школьника и самого себя.