Слайд 1«Сохранение здоровья дошкольников»
Слайд 2В настоящее время эта проблема приоритетна: практически немногих детей можно сегодня
отнести к категории здоровых.
Оздоровление и сохранение здоровья возможно только при тесном взаимодействии педагогики, психологии, возрастной физиологии, педиатрии.
Данные об индивидуальных и возрастных особенностях, начиная с раннего возраста, соответствие его биологического возраста календарному, готовность к обучению в школе должны стать основой профессиональной деятельности педагогов, воспитателей, родителей
Если взрослые ограничивают движения детей, не считаются с их двигательно-познавательными потребностями, это может привести либо к блокировке самостоятельных исследовательских и творческих действий, либо к агрессивному поведению как следствие накопившегося внутреннего напряжения. При этом затормаживается развитие всех функциональных систем организма и в целом психо-физическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Слайд 3ЦЕЛЬ
СОЗДАНИЕ В ДОУ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗАДАЧИ
- объединить усилия сотрудников и
родителей для эффективной организации оздоровительной работы;
- повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
- обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов
Слайд 4Ожидаемый результат
Снижение уровня заболеваемости;
Овладение детьми навыками самооздоровления , здорового образа жизни;
Закрепление
оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния.
Слайд 5Информация к размышлению
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях предусматривает охрану и укрепление
здоровья, полноценное физическое развитие, направленное на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений
Слайд 6Негативные факторы, влияющие на здоровье детей:
стрессовая педагогическая тактика (стресс ограниченного времени);
интенсификация
учебного процесса (увеличение напряженности и производительности);
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей;
нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительная работа);
низкая информированность педагогов и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
(эти параметры актуальны и для учеников школ и для посещающих детские сады)
Слайд 7Мнение ученых
Ученые располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомляемости, уровень невротического
состояния, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья детей от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в ВОП.
Слайд 8Базовые критерии здоровья
Базовыми критериями здоровья (по В.Г.Алямовской) являются состояние сердечно-сосудистой, имунной
и дыхательной систем, психическое равновесие, интерес к самому себе и самоконтроль.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики развивающей образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье:
факторы внешней среды, способные оказывать негативное влияние на состояние здоровья детей (экологические, экономические, социальные и др.);
факторы среды образовательного учреждения – состояние помещений, медицинского и физкультурного оборудования, система питания, количество и контингент в группе;
организация ВОП и режима нагрузок;
особенности физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения;
динамика заболеваемости и др.
Слайд 9 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
- научности (использование научно-обоснованных и
апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьсберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива в поисках эффективных методов);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- систематичности;
- направленности.
Слайд 10ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
- оздоровительное;
- валеологическое;
- физическое развитие;
- психоэмоциональное благополучие;
- комплексная диагностика.
Слайд 11
учебные занятия
физкультурно-оздоровительная работа
физкультурно-массовые мероприятия
дополнительные занятия
Совместно с родителями физкультурно-оздоровительная работа.
Модель двигательного режима
Слайд 13
дыхательная гимнастика;
полоскание рта и горла
кипяченой
в комнатной
температуры;
точечный самомассаж активных точек лица, ушей, рук.
Утренние часы
Слайд 17артикуляционная гимнастика,
пальчиковая гимнастика,
дыхательная гимнастики.
гимнастика для глаз.
элементы психогимнастики Чистяковой.
логоритическая гимнастика.
корригирующая гимнастика.
после физкультурных
занятий – обширное умывание верхней части тела.
релаксация.
Учебно-игровая
деятельность:
Слайд 20Двигательная активность на прогулке
Слайд 21Двигательная активность на прогулке
Слайд 22 обширное умывание.
чистка зубов.
релаксация.
- воздушные процедуры;
- гимнастика в постели
и на ковре;
- самомассаж подошв ног;
- ходьба босиком по тропинке «Здоровья»;
- контрастное обливание стоп ног;
- ходьба по мокрым дорожкам.
Подготовка ко сну:
Подъем детей
Слайд 24Литература:
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ /Под ред. З.И. Берестяневой.
– М.:ТЦ Сфера, 2004.
Оздоровление детей в условиях детского сада /Под ред. Л.В. Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе с детьми в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие /Под ред. В.И. Орла и С.Н Агаджановой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение,2005.
Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.