Слайд 1ПРОГРАММА
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
МБОУ Петропавловская СОШ
Слайд 2
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Слайд 3факторы, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические
и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья»
Слайд 4Цель программы:
Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение
и укрепление физического, психологического здоровья и безопасности обучающихся.
Слайд 5Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- в области
формирования личностной культуры:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- в области формирования социальной культуры:
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- в области формирования семейной культуры:
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности,
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Слайд 6 Планируемые воспитательные результаты:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социального здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья;
первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на здоровье человека.
Слайд 7Модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни
Структурно-функциональная модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из 4 взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:
целеполагающего;
организационно – содержательного;
диагностико – результативного;
функционального.
Слайд 8Целеполагающий компонент разработанной модели представлен:
требованиями государства, общества и родителей к организации
работы ОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
целью работы школы в рассматриваемом направлении;
задачами, стоящими перед школой в условиях реализации нового образовательного стандарта.
Слайд 9
ОРГАНИЗАЦИОННО – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙКОМПОНЕНТ
ЭТАПЫ:
1 – анализ состояния здоровья и планирование работы по
направлениям;
2- организация работы с обучающимися, педагогами и родителями;
Контроль за реализацией программы и ее корректировка.
Направления деятельности:
- учебная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- методическая работа с педагогами;
- просветительская работа с родителями
Слайд 10
Диагностико – результативный компонент рассматривается через критерии оценки сформированности компетенций обучающихся.
Функциональный
компонент определяет функции отдельных специалистов школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Слайд 11Виды и формы работы:
Учебная деятельность:
- беседы, викторины. Тесты, рефераты;
- презентации;
- конкурсы;
-
экскурсии;
- практикум
Внеурочная деятельность:
-встречи и консультации специалистов;
- СМИ школы;
-походы, поездки;
- спартакиада;
- субботник, акции;
- школьный лагерь
Методическая работа:
-лекции, семинары, педсоветы, мастер – классы;
-КПК;
- медиатека
Просветительская работа:
- родительский лекторий, собрания;
- консультации специалистов;
- акции, участие в мероприятиях
Слайд 12Здоровьесберегающая инфраструктура школы
Столовая
Спортзал
Стадион
Медкабинет
Игровая комната
Слайд 15Анализ состояния здоровья учащихся
Слайд 16Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности
работают медицинский и процедурный кабинеты
Эффективное функционирование
созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся
Организована постоянная работа ПМПк, которая сопровождает ОП по вопросам учета индивидуальных особенностей развития детей, темпа их развития и темпа деятельности
Слайд 17Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на
обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Сложившаяся система включает:
введение третьего часа физкультуры во всех классах;
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера ;
организацию занятий с элементами лечебной физкультуры;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками в начальной школе;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов, туристического слета, «Веселых стартов» с привлечением родителей учащихся).
Проведение школьной спартакиады;
Проведение конкурса «Самый здоровый класс в школе», «Самый спортивный класс», «Спортсмен года»;
Выпуск санбюллетеней совместно со школьным медиком;
Организация циклов бесед с детьми по вопросам ЗОЖ.
Слайд 18Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные
образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
Факультатив «Расти здоровым» для учащихся 1 класса;
Факультатив «Подвижные игры народов мира»;
Спортивная секция по ОФП для учеников 2-4 классов;
Клуб любителей настольного тенниса для учащихся 2-11 классов
Занятия лыжной секции спортшколы «Снежинка» для 2-11 классов
Секции по волейболу для девушек и юношей 7-11 классов
Секции по баскетболу для девушек и юношей 7-11 классов
Факультатив «Шахматы» для учеников 2 класса
Слайд 19Просветительская работа
Данное направление деятельности в МБОУ ПСОШ включает реализацию трех взаимосвязанных
элементов просветительско – воспитательной работы с обучающимися; просветительской и методической работы с педагогами; просветительской работой с родителями. Просветительско – воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и ЗОЖ, включает различные виды и формы урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, а также организацию работы по дополнительным образовательным программам.