Слайд 1Примерная программа по здоровьесбережению
В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая
совесть и здоровье.
Слайд 2Теория без практики мертва.
А.В. Суворов.
Нормативно-правовая база
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребёнка;
закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
закон РФ « Об образовании»;
письмо Минобразования РФ от 26.06.2003г.№23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
Слайд 3
Письмо Минобразования РФ от 28.04.2004.№13-51-86/13 « Об увеличении двигательной активности обучающихся
ОУ»//Вестник образования -2003,июль№7; « Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях,СанПиН 2.4.2.1178-02»//Официальные документы в образовании – 2003,№3;письмо Минобразования « О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению « Здоровьесберегающие технологии»// Официальные документы в образовании -2002, №26;
Приказ Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ// Официальные документы в образовании 20/2002;
Слайд 4
Письмо Минобразования РФ от 21.02.2001.№1 « О классах охраны зрения в
общеобразовательных и специальных(коррекционных)ОУ;от 26.01.2000г.№22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»;
Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000г.№619 « О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде»//Вестник образования – 2000, апрель№8;
Санитарные правила « Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях»//Вестник образования -2000,№1;
Решение коллегии Минобразования РФ от 08.04.1997г.№4/2 « Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией»
Слайд 5Обоснование актуальности программы
Анализ состояния здоровья школьников в целом по стране, региону,
а также по конкретной школе на основе диагностик.
Слайд 6Принципы программы
«Не навреди!» Он заключается в применении оздоровительных систем и методик,
обоснованных с научной точки зрения и проверенных на практике;
Принцип триединого представления о здоровье. В основе лежит определение ВОЗ, т.е. единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
Приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов должен оцениваться с точки зрения влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей;
Слайд 7
Непрерывности и преемственности,т.е. системность в применении здоровьесберегающих технологий, а также системная
работа в данном направлении;
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Здоровье должно быть оценено на 2-х уровнях: содержательном(в программах) и процессуальном(проведение процесса обучения);
Содержание и организация обучения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся;
Гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
Слайд 8
Принцип сочетания охранительной (от вредных воздействий) и тренирующей стратегий( повышение адаптации
возможностей человека к вредным воздействиям);
Принцип отсроченного результата, т.е. ориентир не на быстрый , а постепенный и долгосрочный результат;
Контроль за результатами, т.е. получение обратной связи как в масштабе ОУ, так и в индивидуальной педагогической деятельности.
Слайд 9Цели программы
На основе оценки и анализа основных характеристик образовательной среды школьников
и уровня здоровья обучающихся провести научно обоснованную оптимизацию образовательной среды ОУ с целью сохранения здоровья школьников;
Формировать устойчивую мотивацию, ценностные ориентиры и потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса.
Слайд 10Задачи программы
Оценка, анализ и возможная коррекция санитарно-гигиенических условий обучения;
Анализ и приведение
в соответствие с физиологическими, санитарно-гигиеническими требованиями режима работы школы;
Организация системы обучения педагогического коллектива и родителей по вопросам гигиены, валеологии и связанных с проблемой здоровья аспектов возрастной физиологии и психологии;
Слайд 11
Организация систематического обучения школьников основам знаний в области здоровья;
Анализ соответствия двигательного
режима детей требуемым нормам, проведение возможного корректирования;
Разработка системы оздоровительных мероприятий для групп детей с различными отклонениями в состоянии здоровья;
Разработка системы воспитательной работы школы, направленной на формирование убеждений школьников;
Создание условий для посещения большего количества детей спортивных клубов, секций;
Слайд 12
Подбор блока методик для проведения мониторинга физиологического, психофизиологического развития и уровня
физического здоровья;
Организация профилактического медицинского обеспечения здоровья обучающихся ;
Организация системы контроля за питанием в школьной столовой ;
Оснащение школьной библиотеки по вопросам здорового образа жизни, гигиены, сохранения и укрепления здоровья детей;
Обеспечение взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, иными заинтересованными органами учреждениями, а также общественными и религиозными объединениями.
Слайд 13Основные направления реализации программы
Обеспечение нормативно-правовой базы по охране здоровья детей
Слайд 14
Организация физкультурно-оздоровительной работы:
Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья(
на уроках физкультуры, в секциях и т.д.)
Организация занятий по ЛФК;
Организация часа активных движений(динамическая пауза) между 3 и 4 уроками в начальной школе;
Организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
Создание условий и организация работы спортивных секций;
Регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.д.)
Слайд 15
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового
образа жизни.
Включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведение «Дней здоровья»,конкурсов, праздников и т.п.
Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов и родителей.
Слайд 16
Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями,
направленная на повышение квалификации работников ОУ и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья:
- Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно или отрицательно влияющих на здоровье;
Приобретение научно-методической литературы;
Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
Слайд 17
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
- Использование рекомендованных и
утверждённых методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача(витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников и их обсуждение с педагогами, родителями; введение карты здоровья класса(школы);
Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
Слайд 18Ожидаемые результаты
Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и
личностных ресурсов среди детей и подростков;
Повышение коэффициента здоровья у детей, подростков и молодёжи, снижение заболеваемости;
Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
Укрепление психического и духовного здоровья учащихся;
Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей и подростков;
Привлечение к совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций.
Слайд 19Критерии оценки ожидаемых результатов
Критерии эффективности
Критерий результативности
Слайд 20Сроки реализации программы:
3-5 лет
Формы представления результатов:
Отчёты по завершении каждого этапа (завучей,заведующих
МО,учителей физкультуры,кл.руководителей,врача);
Проведение научно-практического семинара для ОУ;
Подготовка статей в научно-методические издания педагогического профиля.