Слайд 103.04.2012г.
Педагогический совет
по теме:
«Здоровьесберегающие технологии в УВП»
Слайд 2План проведения
Здоровье как критерий качества образования (Пузанова Н. Д.)
Обучение без ущерба
здоровью — зрительная гимнастика (Кириллова И. В.)
Программы и спецкурсы (Кирсанова Т. К.)
Требования к организации рабочего места пользователя ПЭВМ (Титенко Е. В.)
Санитарные Нормы в ОУ (Якушина С. А.)
Слайд 3Результаты процесса урбанизации
( г. Москва за 15лет)
На 15% меньше полезной солнечной
радиации
На 10% больше дней с осадками в виде дождей, града, снега
На 10% больше облачных дней
На30% больше шума летом
На 100% больше шума зимой
На 200% увеличено содержание химических веществ по сравнению с природным фоном
Слайд 4Таблица уровней шума
Санитарные нормы — 40дБ
Центр Москвы — 130дБ
Ул. Нижегородская
(днем) — 115дБ
Ул. Нижегородская (ночью) — 90дБ
Шум травы — 10дБ
Звуки речи(норма) — 60дБ
Громкая речь — 100дБ
Движение грузовика — 100дБ
Шум реактивного самолета при взлете — 140дБ
Слайд 5Уровень двигательной активности школьников ( г. Москва)
Младшие школьники (1–2 класс)
Основная школа
(6–9 класс)
Старшая школа (10–11 класс)
Слайд 6Здоровье школьниц — 11 класс Москва
Слайд 7Диагностика детского здоровья
Слайд 8Структура выявленных патологий по результатам профилактических осмотров учащихся 8 классов (2008–2011
г.)
Патология зрения
Патология нервной системы
Ожирение
Патология опорно-двигательного аппарата
Слайд 9Основные факторы риска, влияющие на здоровье детей
Слайд 10Системная модель здоровье сбережения в ОУ
Слайд 11Обучение без ущерба здоровью —
зрительная гимнастика
Кириллова Ирина Владимировна
Слайд 13Окружающий мир
слух
осязание
обоняние
вкус
зрение
Слайд 14Гимнастика для глаз —
снимает утомление, улучшает кровообращение, кровоснабжение сетчатки глаза, способствует
укреплению глазодвигательных мышц, улучшает аккомодацию и конвергенцию. Планируется после того этапа занятия, на котором были значительные нагрузки на зрение. Проводится как отдельно, так и в комплексе с физкультминуткой.
Слайд 15Режим проведения гимнастики
для глаз на уроках.
Длительность пауз — 1–2 минуты.
Комплекс из 4–5 упражнений.
Слайд 16При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота
реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».
Слайд 17• Все упражнения выполняются сидя, в удобном положении. Спина - прямая,
шея и плечи максимально расслаблены.
• В упражнениях, когда глаза двигаются по определенным направлениям, фиксируйте финальную точку каждого движения на несколько секунд. Каждое такое упражнение следует повторять не менее 7-10 раз в каждом направлении.
• Упражнения можно выполнять в разной последовательности.
Правила выполнения зарядки для
глаз
Слайд 19Комплекс № 1
Двигайте глазами по прямой горизонтальной линии вправо и влево.
То
же самое, но вверх и вниз.
Вращайте глазами по кругу — сначала по часовой стрелке, затем против нее.
Интенсивно и быстро зажмуривайтесь и расслабляйте глаза.
Двигайте глазами по диагонали: из левого нижнего угла в правый верхний и наоборот.
Поставьте палец на переносицу и постарайтесь увидеть его обоими глазами сразу.
Быстро-быстро поморгайте.
Наклейте на оконное стекло метку или кружочек. Отметьте какой-либо крупный объект далеко позади него: это может быть дальний дом или дерево во дворе. Отойдите от окна на расстояние метра-двух. Переводите взгляд с метки на расположенный вдалеке объект и обратно.
Слайд 20Комплекс №2
Не закрывая глаз, медленно и плавно старайтесь нарисовать глазами «восьмерку»
в воздухе, двигая ими в разных направлениях. Никаких резких движений и старайтесь дышать в такт. 5–7 раз.
Вытяните правую руку перед собой, поднимите до уровня глаз. В течение пяти секунд смотрите на большой палец руки. Начните отводить руку вправо — медленно и плавно, не отрывая взгляда от пальца. Голова не двигается! Повторите с левой рукой. 5–7 раз.
В течение нескольких секунд смотрите на какой-либо удаленный объект прямо перед собой. Поднимите руку так, чтобы палец оказался на расстоянии 25–30 см от глаз, посмотрите на него, после чего опустите руку и снова переведите взгляд на далекий объект. 10–12 раз.
Поднимите руку и расположите большой палец на расстоянии 25–30 см от глаз. В течение 5 секунд смотрите на кончик пальца.
Закройте правый глаз и продолжайте смотреть на палец еще 5 секунд. Откройте глаза, отсчитайте 5 секунд и закройте левый глаз. Все это время продолжайте смотреть на палец. 10–12 раз.
Слайд 21Веселая неделька
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки
солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Слайд 22— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят
вправо
Не устанут никогда.
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
Слайд 23По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и
что вдали
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25–30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Слайд 24Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали
зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Слайд 25 «Уроки здоровья»
1
класс
Программы дополнительного образования школьников
(вторая половина дня)
на 2012–2013 учебный год.
Курс рассчитан на 4 года обучения, 1 час в неделю.
Слайд 26Учебно-тематический план 1 года обучения
Слайд 282.Забота о глазах
Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к
зрению.
Практические занятия
Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза»
3. Уход за ушами
Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха.
Практические занятия
Самомассаж ушей. Опыт «Звучащий предмет»
6. Забота о коже
Зачем человеку кожа. Надежная защита организма.
Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей.
Практические занятия
Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов.
Примеры содержания занятий
Слайд 29Ушные раковины —
это рычаг, через который можно влиять на внутренние
органы, массируя их.
Разминание,
растирание и складывание ушей.
Слайд 31«Если хочешь быть здоров»
варианта:
1. На 3 года обучения - 2 класс
2.
На 2 года обучения - 3 класс
Слайд 32 Зачем человеку здоровье. 3 2
5
Режим дня 2 1 3
Личная гигиена 3 3 6
Правильное дыхание 2 3 4
Секреты закаливания 3 2 5
Профилактика травматизма 4 1 5
Система оздоровления младших
школьников 2 4 6
10.Правильное рациональное питание 3 3 6
11.Простудные инфекционные заболевания 3 2 5
12. Организм человека 3 2 5
13.Основы безопасной жизнедеятельности 4 5 9
14.Культура потребления медицинских услуг 2 1 3
15.Предупреждение употребления
психоактивных веществ 3 2 5
16.Я и другие 2 3 5
ИТОГО: 28 44 72
Учебно-тематический план 2 лет обучения
(1 раз в неделю).
Слайд 33«Эколог»
час в неделю
72 и 36 часов
10-е классы - 2
года
11-е классы – 1 год
Факторы, влияющие на здоровье
Слайд 34Учебно-тематический план 2 лет обучения
Слайд 35Факторы здоровья – 7ч.
Этапы и факторы становления человека.
Сходства и отличия человека
от животных.
Здоровье человека разных эпох.
Наследственность – фактор здоровья.
Передача наследственных признаков.
Тематическое и поурочное планирование
Болезнь и ее лечение – 15ч.
Космос и здоровье.
Погода и самочувствие.
Природная среда – источник заболеваний.
Ландшафт и здоровье.
Поселение как среда жизни.
Среда жилого помещения.
Слайд 36«Основы гигиены и санитарии»
8 - 9 классы
1 час в неделю
Введение
История гигиены
Физическая активность и здоровье
Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергий
Травматизм и его профилактика
Тренировка сердечнососудистой системы. Профилактика заболеваний органов кровообращения, первая помощь при них
Гигиена дыхания
Гигиена питания
Слайд 37Введение
(2 ч, из них 1 ч на экскурсию)
Предмет и методы гигиены.
Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками. Санитарный надзор и его роль в жизни страны, в охране здоровья населения. Значение санитарии и гигиены в повседневной жизни каждого человека.
Экскурсия
№ 1. Изучение структуры и методов гигиенического обследования (санитарно-эпидемическая станция).
Слайд 38Неделя здоровья. Формы работы.
1. Конкурс плакатов, пословиц и поговорок (1-6
кл), проектных работ (8 кл.), сочинений (4-5 кл., 9 -10 кл.)
2. Устный журнал «Дневник здоровья». (4, 7кл)
3. Театрализованное представление волонтеров «Вредные привычки». (9 кл.)
4. Деловая игра «Компьютер – друг или враг». (10 -11кл.)
Спортивные соревнования. (1-11 кл.)
Рейд санитарной комиссии.
Ликбез для родителей «Школьник как житель мегаполиса»
Слайд 39Сочинения
«Цените жизнь и свое здоровье – не курите!» 9-10 классы.
«Мое
здоровье зависит от здоровья окружающей среды» 4-5 классы.
Темы плакатов
«Вредные привычки - враги здоровья».
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Движенье - жизнь».
«Личная гигиена и красота».
«Здоровый образ жизни, что это такое?»
«Зубы белые нужны, зубы белые важны»
«Мы за здоровый образ жизни!»
«Закалка, спорт, движение – всех целей достижение!»
Слайд 40Требования к организации рабочего места пользователя ПЭВМ
Титенко Елена Витальевна
Слайд 41Правильная рабочая поза
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной
о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.
Недопустимо работать развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
Не следует высоко поднимать запястья
и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
Слайд 42Правильная рабочая поза
Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана
был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.
Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы
Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Слайд 43Так же при работе необходимо:
Дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом
все части тела;
Держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
Чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.
При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.
При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно прекратить работу за компьютером.
Слайд 44Примерный комплекс упражнений для глаз
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы,
на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
После 10-15 минут непрерывной работы за ПК
необходимо делать перерыв и желательно выполнение упражнений для глаз.
Слайд 45Работа за компьютером не должна превышать 6 часов в день. Причем
для пожилых людей и детей время работы за компьютером должно быть уменьшено. Не рекомендуется работать за компьютером более двух часов непрерывно.
В идеале, нужно каждый час работы делать десятиминутный перерыв. И перерыв этот должен тратиться с пользой для зрения.
Слайд 46Непрерывная длительность занятий за компьютером не должна превышать:
для учащихся I
классов (6 лет) - 10 минут;
для учащихся II - V классов - 15 минут;
для учащихся VI - VII классов - 20 минут;
для учащихся VIII - IX классов -25 минут;
для учащихся X - XI классов:
- на первом часу учебных занятий - 30 минут;
- на втором часу - 20 минут.
Слайд 47Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Якушина Светлана
Анатольевна
Слайд 48Требования к оборудованию общеобразовательных учреждений.
Слайд 49Размеры проходов и расстояния между партами (столами) в см
между рядами двухместных
столов – не менее 60 см;
между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50 – 70 см;
между рядом столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50 см;
от последних столов до стены, противоположной классной доске, - не менее 70см, от задней стены, являющейся наружной – 100см;
от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100см;
от первой парты до учебной доски – не менее 240см;
высота нижнего края учебной доски над полом – 70-90см
Слайд 50Для рационального использования дневного света следует:
не закрашивать оконные стекла;
не расставлять на
подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью, весной).
Слайд 51Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности.
чтение с бумажного носителя, письмо,
слушание, опрос и т.п.
- 1 -4кл. не должна превышать 7-10мин.
- 5-11кл. – 10 – 15 мин.
расстояние от глаз до тетради или книги:
- 1-4кл. - не менее 25-35см
- 5-11кл. – 30-45см
Слайд 52Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках