Слайд 1У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого есть
надежда – есть все.
Арабская пословица
Здоровьесберегающая образовательная среда как условие повышения качества образования обучающихся
Директор МБОУ- Киваевская СОШ
Ахремцева Нина Владимировна
Слайд 3Актуальность проблемы
В условиях происходящих в стране реформ и модернизации образования вопросы
охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными. Именно в школьном возрасте формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Слайд 4
Ребенок от 6 до 17 лет пребывает
в учреждениях образования более
70% времени бодрствования.
Слайд 5Образование, учитель, школа
(из послания Президента РФ Федеральному Собранию)
Именно в школьный период
формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в т.ч. и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам в обществе тоже много вопросов.
Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Слайд 6Факторы, влияющие на здоровье учащихся
Здоровье учащихся
Слайд 7Цель здоровьесберегающей педагогики
обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,
вооружив
его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни,
воспитав у него культуру здоровья.
Слайд 8Диагностика
Начало деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства в школе составила диагностическая работа
и повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни. Диагностическая работа проводилась с учащимися и учителями.
Слайд 9Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Направления здоровьесберегающей деятельности
Инфра-
структура
ОУ
Рациональная
организация
учебного
процесса
Рациональная
организация
физкультурно-
оздоровительной
работы
Формирование
ценности
здоровья
и здорового образа
жизни
Просветительская
работа
(ученики, учителя,
родители)
Профилактические
оздоровительные
мероприятия
Рациональная
организация
питания
Слайд 10Инфраструктура ОУ
Учебные кабинеты школы эстетически оформлены, отвечают требованиям СанПина
Благоустроенная школьная
территория
Наличие стадиона (место отдыха для всех жителей села)
Наличие спортзала
Слайд 11Задачи администрации по осуществлению здоровьесберегающих технологий
научить учителей использовать знания, навыки и
умения по пропаганде здорового образа жизни в своей деятельности;
освоить методы валеологического обеспечения педагогической деятельности;
освоить методы оценки условий организации и обеспечения УВП с позиций ЗОЖ;
освоить здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению, использованию и активизации резервных возможностей учащихся;
сформировать умения оценивать и корректировать методические приемы с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Слайд 12 Основные направления работы просветительной работы
Школьники. Реализация образовательной программы «Путь в
здоровье». Программа включает в себя психолого – педагогический и медико – профилактический блоки, направленные на просвещение учащихся и формирование у них активной мотивации ЗОЖ.
Родители. Проведение родительского всеобуча «Родителям о детях. Диалоги о здоровье» (родительские собрания, конференции, семинары, тренинги по волнующей родителей тематике).
Педагоги. Программа «Школьный педагог: ресурсы и возможности, успешность и здоровье». Цель – сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья педагогов, внедрение здоровьесберегающих технологий в школе.
Слайд 13Рациональная организация
учебного процесса
Овладению и применению учителями школы приемами оздоровительной работы
в учебном процессе способствовало предусмотренное планом школы повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни:
семинар «Цели современного учебного занятия. Связь целей с программой развития школы»;
семинар «Работоспособность школьников» для учителей начальных классов;
семинар «Использование интерактивных методов в учебном процессе для предотвращения перегрузок школьников»;
семинар «Здоровьесберегающие технологии» ;
доклад на заседании творческих групп «Дозирование домашнего задания и его необходимость для изучения нового материала на уроке»
доклад на заседаниях творческих групп «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»;
Были проведены педсоветы по вопросам формирования здорового образа жизни
«Воспитание нравственности как залог духовного и физического развития личности»;
«Психологические методы изучения личности как средство повышения качества знаний и уровня воспитанности учащихся» ;
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий»
Слайд 14Для учителя очень важно правильно организовать урок
Построение урока на основе
закономерностей учебно – воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом здоровьесбережения.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей, потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и умениями.
Активизация развития всех сфер личности школьников.
Логичность и эмоциональность всех типов учебно – познавательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Слайд 15Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Слайд 16Критерии удачного с точки зрения валеологии урока
отсутствие усталости у учащихся и
педагога;
положительный эмоциональный настрой;
удовлетворение от сделанной работы;
желание продолжить работу.
Слайд 17Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма
школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Слайд 18Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока.
Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Слайд 19Рациональная организация
физкультурно-оздоровительной
работы
В базисный учебный план уроки физической культуры включены со 1
по 11 класс в объеме 3 часов;
организован спортивный час в ГПД;
работают спортивные секции;
проводятся один раз в четверть Дни Здоровья;
реализуются проекты «Спортивный лидер», «Самый здоровый класс» и т.п.
Слайд 20Формирование здоровья и здорового образа жизни
Установка на здоровье не появляется
сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.
Взаимосвязь с медицинскими работниками.
Учитываем в работе показания медработников в листе здоровья школьников.
Ведем разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаем медиков на род.собрания.
Проводятся экскурсии, прогулки на свежем воздухе
Слайд 21Профилактические оздоровительные мероприятия
Спортивные соревнования:
зимняя рыбалка, зимние забавы;
спортивная эстафета;
«Папа, мама, я –
спортивная семья»;
научные конференции по теме;
тематические выставки;
тематические акции;
Духовно- нравственное воспитание.
Слайд 22Рациональная организация
питания
Включает в себя:
рациональную организацию работы школьной столовой, в которой
учащиеся и учителя могут спокойно, в комфортных условиях поесть с удовольствием и с пользой для здоровья. Расписание звонков в режиме работы школы позволяет накормить учащихся и учителей школы горячими завтраками и обедами;
эстетическое оформление столовой, имеющее большое воспитательное значение;
обеспечение школы питьевой водой. Для этого в школе установлены питьевые фонтанчики.
Слайд 23РЕЗУЛЬТАТ.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения
Слайд 24 Результат
снижение уровня заболеваемости среди детей;
создание условий по сохранению, укреплению,
формированию и саморазвитию здоровья детей и подростков;
формирование мотивации к сохранению здоровья, как главной ценности человека;
повышение статуса благополучной семьи;
повышение качества образования и имиджа школы;
вовлечение детей, родителей и педагогов в спортивно - массовую деятельность.
Слайд 25Динамика качества знаний по годам
Учащиеся школы становятся победителями и призерами предметных
олимпиад на муниципальном, региональном и даже федеральном уровнях.
Результат
Слайд 26 Здоровье школьника – проблема , касающаяся всех.
Нынешние ученики – завтрашнее будущее нашей страны. Нужно сделать все, чтобы оно было здоровым, успешным и благополучным!
Слайд 27Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и
укреплять свое здоровье,
если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты.