ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ презентация

Содержание

Тема № 1 «Понятие здоровый образ жизни. Здоровье и факторы его определяющие» ПЛАН: 1. Нормативно-правовая база 2.Понятие «здоровья», «здорового образа жизни». 3.Факторы, определяющие здоровье. 4.Комплексная оценка

Слайд 1ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Подготовил
старший преподаватель
КУРДО
ГБОУ ДПО ЧИППКРО
Н.В. Литвиненко
Челябинск,

2012 г.

Слайд 2 Тема № 1 «Понятие здоровый образ жизни. Здоровье и факторы его

определяющие»

ПЛАН:
1. Нормативно-правовая база
2.Понятие «здоровья», «здорового образа жизни».
3.Факторы, определяющие здоровье.
4.Комплексная оценка состояния здоровья.
5.Группы здоровья.
6.Критерии здоровья.
7.Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья.


Слайд 3Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский считал,
что «забота о здоровье

детей — важнейший труд воспитателя»,
а «...во главе педагогических мероприятий, проникая
через всю воспитательную работу,
должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».

Слайд 4Нормативная база
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной

политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Слайд 5Основные понятия:
Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия,

а не только отсутствие болезней и повреждений (по ВОЗ);
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Факторы здоровья - комплекс причин и условий, обеспечивающих сохранение здоровья человека.
Группа здоровья – это комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка.
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы роста и развития ребёнка.

Слайд 6Причины:
научно-техническое развитие,
урбанизацией населённых пунктов, ухудшением экологической обстановки, социально-экономических условий населения страны,
усилением

вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства,
дефицит двигательной активности,
неполноценное и неправильное питание,
частичное разрушение служб врачебного контроля.


Слайд 7Здоровье человека зависит от многих факторов:
наследственных,
социально-экономических,
экологических,
деятельности системы

здравоохранения.
но особое место среди них занимает образ жизни человека.


Слайд 8Определение:
здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности,

рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Слайд 9Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
плодотворный труд,


рациональный режим труда и отдыха,
искоренение вредных привычек,
оптимальный двигательный режим,
личную гигиену, закаливание,
рациональное питание и т. п.


Слайд 10 Составляющие здорового образа жизни:
Отказ от вредных пристрастий,
Оптимальный двигательный режим,
Рациональное

питание,
Закаливание,
Личная гигиена,
Положительные эмоции

Слайд 112.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
Наследственность (на сегодняшний день медицине известно более 2000 наследственных

заболеваний);
Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания, осознание своего "я", положительное отношение к здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите);
Поведение (работа и отдых, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму);

Социокультурные условия жизни (семья, соседи, место работы, среда досуга, средства массовой информации, служба здоровья);
 
Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование, политические приоритеты); 
Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт).


Слайд 123. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
Комплексная оценка –состояния здоровья каждого ребёнка подразумевает

отнесение его к одной из «групп здоровья».

Слайд 13В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и

дошкольного возраста используют следующие критерии:

1.Наличие или отсутствие хронических заболеваний
2.Уровень функционального состояния основных систем организма
3.Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
4.Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности


Слайд 144.ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка подразумевает отнесение его

к одной из «групп здоровья»

Такая группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

Слайд 15Характеристика «групп здоровья»


Слайд 165.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Одним из важных показателей

здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития.

Слайд 17Для оценки физического развития детей применяют методику антропометрических исследований.
Определяют:
Длину тела

(рост),
Массу тела (вес),
Окружность грудной клетки – морфологические признаки (ёмкость лёгких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук) – функциональные признаки- можно определить у детей старшего дошкольного возраста (состояние опорно-двигательного аппарата(форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры))
Степень жироотложения – соматоскопические признаки.


Слайд 18При изучении физического развития детей исследуются не только морфологические и функциональные

свойства организма, но и уровень биологического развития ребёнка:
•Формирование зубной системы,
•Моторики,
•Речи,
•Ростовые процессы,
•А у подростков – степень их полового созревания.

Слайд 19Дети первого года жизни обследуются
1 раз в месяц,
от 1г.

– до 3 лет – 1 раз в 3 месяца,
от 3-х до 7-ми лет – не реже 1 раза в полгода.


Слайд 20 Тема № 2 «Детские болезни и их профилактика. Хронические неинфекционные заболевания».
ПЛАН:

1.Неврозы

и их причины.
2.Особенности поведения нервной системы детей, страхи.
3.Нарушение сна. Двигательные невротические состояния. Профилактика неврозов.
4.Патологические привычки
5.Расстройства речи, энурез.


Слайд 21Основные понятия:
Неврозы - это расстройства нервной системы.
Детские страхи - у маленьких

детей любая неожиданность вызывающая испуг.
Невротическое состояние – это психические переживания у ребенка, в результате которых может возникнуть торможение двигательной сферы – парезы, т.е. параличи конечностей, глазных мышц (косоглазие)
Энурез - ночное непроизвольное мочеиспускание.
Патологические привычки – это отклонение от нормы. К патологическим привычкам относятся – (сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т.д.)


Слайд 22Литература:
1.Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста:

Учеб. Пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-320с.
2.Тонкова Р.В. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений средних педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1990.-320с.
3.Чабовская А.П. и др. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебник для студ.пед.институтов. М.: Просвещение, 1987.-272с.


Слайд 231. НЕВРОЗЫ И ИХ ПРИЧИНЫ.
слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности,
наследственная

предрасположенность,
отсутствие правильного режима ,
отрицательные эмоции.

Слайд 242.ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ, СТРАХИ.
Свойственны повышенная эмоциональность:
неустойчиво внимание, частые

капризы,
они обидчивы,
сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменение температуры воздуха, прикосновению к телу шерсти, меха,
периоды возбуждения у одних детей сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их всё время меняются.


Слайд 25СТРАХИ – у маленьких детей любая неожиданность вызывает испуг:
человек в маске,

внезапно выскочившая собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен, и у здоровых детей быстро проходит. У нервного ребёнка чувство пережитого страха может остаться надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, они пугаются громких звуков и т.д. Страхи возникают у детей ночью, под впечатлением тревожных сновидений.

Слайд 263. НАРУШЕНИЕ СНА. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ.
с большим трудом засыпают,
спят

очень неспокойно,
часто просыпаются с жалобами на то, что у них болит нога, рука, спина, просят пить, требуют игрушек и т.д.,
в отдельных случаях дети ходят во время сна: встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим, устремлённым в пространство взглядом ходят по комнате, производят как будто целесообразные, но в данный момент совершенно ненужные действия.

Слайд 27ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ.
Прежде всего, в ДОУ и в семье необходимо создать обстановку,

предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности:
•Правильный уход за ребёнком, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха,
•Осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующего повышению сопротивляемости инфекциям,
•Предупреждение детского травматизма,
•Воспитатели и родители (законные представители) должны разговаривать с детьми только спокойным тоном, без всякого раздражения, ни в коем случае не применять телесных наказаний, ибо они причиняют не только физическую, но и душевную боль (травму), т.к. унижают ребёнка и оскорбляют его.



Слайд 285.ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ.
Сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм

и т.д. – эти привычки особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки:
Запугивание,
Постоянное одёргивание («Вынь пальцы изо рта!») и т.п.


Слайд 296.РАССТРОЙСТВА РЕЧИ. ЭНУРЕЗ.
Особого внимания в ДУ требуют дети с расстройствами речи:
Во-первых,

потому, что таких детей могут дразнить в группе др. дети, что может вызвать у нездорового ребёнка чувство неполноценности, постоянной угнетённости;
Во-вторых, ребёнку страдающему расстройствами речи, могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребёнок начинает произносить слова и фразы. сады).
Воспитатели должны разъяснять здоровым детям, что дефект речи у их друга исправится, если он к нему будет хорошо относится.
Разговаривать с таким ребёнком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения надо прийти на помощь, не говорить при нём о его недостатке.

Слайд 30ЭНУРЕЗ
частое проявление невроза у детей – ночное непроизвольное мочеиспускание.
Течение заболевания:
В

начале заболевания реб-к мочится за ночь 1-2 раза, в запущенных случаях – 4 раза и более. С одними детьми это случается каждую ночь, с другими – 1-2 раза в неделю.
Позднее засыпание, большое кол-во выпитой жидкости, низкая температура помещения, где спит малыш, могут способствовать ночному недержанию мочи.


Слайд 31При проявлении у ребёнка энуреза ни в коем случае нельзя его

упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать своё бельё. Надо убедить его в том, что явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребёнка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьёзно лечить.
Обычно на 2-3 месяц таким детям назначают особый пищевой режим, ограничивающий во вторую половину дня соль и жидкость.

Слайд 32«Основные факторы риска в раннем возрасте».
ПЛАН:
1.Факторы риска, влияющие на состояние здоровья

ребёнка.
2.Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения.
3.Понятие о социальной адаптации. Особенности адаптации детей к ДУ (дошкольному учреждению). Организация жизни детей в период адаптации к ДУ.


Слайд 331.Факторы риска, влияющие на состояние здоровья ребёнка.

Факторы риска (risk factors) —

это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Слайд 34На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:
1)медико-биологические факторы риска
2)факторы

риска раннего детства
3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка


Слайд 352.Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения.


Понятие «адаптация» происходит

от латинского слова adaptatio — приспособление.

Слайд 363.Понятие о социальной адаптации. Особенности адаптации детей к ДУ (дошкольному учреждению).

Организация жизни детей в период адаптации к ДУ.

Социальная адаптация – способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.


Слайд 37Различают 3 степени адаптации:


1)Легкая,
2)Средняя,
3)Тяжелая, или патологическая


Слайд 38Характер и длительность привыкания детей к новым условиям определяют следующие Факторы:
-

возраст детей
-состояние их здоровья
-индивидуально-типологические
-условия семейного воспитания
наличие или отсутствие тренировки нервной системы детей к новым условиям

Слайд 39Рекомендации по обеспечению привыкания детей к условиям дошкольного учреждения:
постепенное комплектование групп;
окружение

вновь поступивших детей особенным вниманием, лаской и заботой со стороны воспитателя;
рекомендация родителям в первые дни оставлять ребенка в яслях только на время одного бодрствования;
в первые дни пребывания ребенка в яслях не должно быть травмирующих мероприятий (например, прививок);
сохранение привычек, даже отрицательных, которые сформировались у ребенка дома;
разрешение родителям присутствовать некоторое время в группе, принести ребенку из дома любимую игрушку;
установление единства воспитания в семье и в яслях.


Слайд 40Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям:
Эмоционально-поведенческие реакции.
Пограничные нервно-психические

расстройства.
Динамика нервно-психического развития
Динамика массы тела.
Динамика уровня гемоглобина.

Слайд 41Тема № 4 «Детские болезни и их профилактика»
ПЛАН:
Хронические неинфекционные заболевания
Инфекционные

заболевания и их профилактика
Болезни органов дыхания. Кожные заболевания.
Кишечные инфекции. Гельминтозы у детей, их профилактика.
Воздушно-капельные инфекции у детей, их профилактика.

Слайд 42Рахит


Рахит – это хроническое заболевание, характеризующееся расстройством минерального (фосфорно-кальциевого) обмена.


Слайд 43Гипотрофия

Это заболевание которое возникает при количественном и качественном голодании


Слайд 44В медицине принято различать 3 степени гипотрофии
1 степень – подкожно жировая

клетчатка исчезает в области живота и груди,
2 степень – подкожно жировая клетчатка исчезает не только в области живота и груди, но и на конечностях,
3 степень- подкожно жировой слой исчезает не только на теле, но и на лице.

Слайд 45Патогенные микроорганизмы
Патогенные (болезнетворные) – способные вызывать различные заболевания;
Непатогенные (сапрофитные). Которые не

вызывают заболеваний.

Слайд 46Свойства микроорганизмов
Патогенность – способность микроорганизма вызвать инфекционное заболевание,
Вирулентность – мера патогенности,

которая различна у тех или иных болезнетворных микроорганизмов.

Слайд 47Инфекционный процесс и его развитие
Инфекцией – называют возникшее в процессе эволюции

взаимоотношение между микро- и макро организмами, при котором микроорганизм обитает в макро организме.
Применительно к человеку понятие «инфекция» означает состояние заражённости, проявляющаяся в виде болезни и носительства.

Слайд 48Сущность инфекционного процесса


Является антагонистическое противоборство двух живых систем – организма человека

с болезнетворными микробами.

Слайд 49Периоды развития :
1) инкубационный (скрытый)
2)начальный период
3) период основных проявлений болезни
4) период

выздоровления
5) при тяжёлом течении заболевания может наступить смерть

Слайд 50Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности
Эпидемический процесс – это процесс распространения

инфекционных болезней в человеческом кол-ве, он состоит из 3-х взаимодействующих звеньев:
Источник инфекции,
Механизм передачи,
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

Слайд 51Иммунитет. Иммунопрофилактика.
Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и

веществам, обладающим чужеродными – антигенными – свойствами.
Проводится вакцинация на базе поликлиник и ДОУ

Слайд 52Болезни органов дыхания


Слайд 53Определения:
Ринит или насморк – характеризуется воспалением (острым или хроническим) слизистых оболочек

носа;
Аденоиды – патологическое увеличение глоточной миндалины, к-рая располагается на своде глотки, позади носовых отверстий;
Тонзиллит - образование гнойных пробок или жидкого гноя в толще миндалин;
Острый бронхит – представляет собой воспаление слизистой оболочки бронхов;
Острая пневмония – развивается на фоне ОРВИ и в большинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхождение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное.


Слайд 54Хронические инфекции

Туберкулёз – вызывается особым микробом так называемой палочки Коха.
Ревматизм –

хроническое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов. Возбудителем является стрептококк.

Слайд 55Кожные болезни и их профилактика
К кожным заболеваниям относятся:
Потница – раздражение кожи,

вызванное скоплением пота под эпидермисом, может возникнуть у ребёнка при чрезмерном его укутывании, редком купании.
Опрелость – покраснение слущивание кожи, появление трещин в её складках.
Гнойничковые заболевания – грязь раздражает кожу, вызывает зуд и расчёсы, через которые, также как и через царапины, ссадины и раны, гноероидные микробы проникают в глубь кожи, нередко вызывая образование гнойничковых заболеваний.

Слайд 56
Грибковые заболевания – ряд кожных заболеваний возникает в результате попадания в

кожу микроорганизмов;
Парша – поражением грибком волосистой части головы, на гладкой коже и ногтях встречается, но редко;
Чесотка – болезнь, возникающая вследствие проникновения под верхний слой кожи рук, ног, а иногда и туловища чесоточного клеща.

Слайд 57Кишечные инфекции. Гельминтозы у детей, их профилактика.
все гельминты подразделяются на

3 группы:
1 группа – нематоды – круглые черви (аскариды, острицы, власоглав и др.);
2 группа – цестоды – ленточные черви (свиной и бычий цепни);
3 группа – трематоды, сосальщики (кошачья или сибирская, двуустка, печёночная двуустка).

Слайд 58Предупреждение глистных заболеваний:
Необходимо строго следить за личной гигиеной,
Тщательно обрабатывать овощи и

фрукты перед употреблением,
Песочницы (согласно требованиям СанПиН) должны быть закрыты, и содержаться в чистоте,
Проходить обследование в ДОУ детей 3-7 лет на наличие глистов,
Работа воспитателя с целью профилактических мероприятий с родителями (законными представителями), подготовка консультаций, информационных стендов, индивидуальных бесед и т.п.

Слайд 59Кишечные инфекции
Дизентерия – острое инфекционное заболевание, характеризующееся общим отравлением организма.
Формы заболевания:

лёгкие – заканчивающиеся через 5-6 дней, тяжёлые – со смертельным исходом.

Слайд 60Воздушно-капельные инфекции у детей, их профилактика
К воздушно-капельным инфекциям относятся:
Скарлатина –

стрептококковая инфекция.
Осложнения при скарлатине – воспаление среднего уха - отит, лимфатические железы, лёгкие)
Корь – острое инфекционное заболевание. Возбудитель – фильтрующийся вирус.
Дифтерия – это острое инфекционное заболевание, к-рое сопровождается явлениями общей интоксикации, фиброзным воспалением миндалин, зева, гортани, носа, а также глаз, уха и половых органов.

Слайд 61
Краснуха – острое инфекционное заболевание, к-рое сопровождается сыпью и поражением лимфатической

ткани.
Ветряная оспа - острое инфекционное заболевание, вызываемое фильтрующимся вирусом, с проявлением в первый же день пятнисто-пузырьковой сыпи на коже и слизистых оболочках.
Коклюш - острое инфекционное заболевание, характеризующееся преимущественным поражением нервной системы, дыхательных путей и своеобразными приступами кашля.
ОРВИ – это вирусные болезни, к-рые в прошлом объединялись под общим названием гриппа или инфлюэнцы.

Слайд 62
БЛАГОДАРИМ
ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика