Рязань май 2014г.
Дрешер Ю.Н.
д.п.н., профессор, директор РМБИЦ,
лауреат премии правительства РФ
в области образования
Республиканский медицинский
библиотечно-информационный центр
Рязань май 2014г.
Дрешер Ю.Н.
д.п.н., профессор, директор РМБИЦ,
лауреат премии правительства РФ
в области образования
Республиканский медицинский
библиотечно-информационный центр
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.
В современном обществе оно становится еще и условием выживания
В доперестроечной России больной человек чувствовал себя социально защищенным, пользовался многими привилегиями: бесплатным лечением при оплачиваемых бюллетенях, льготными путевками в санатории и дома отдыха. Фактически в обществе существовала целая система "поощрения болезней", заботы о здоровье, со стороны человека, как таковой не было
Однако в то время не было общественного признания действий, посвященных повышению индивидуального уровня здоровья.
Такое определение здоровья как нельзя лучше подходит к современной эпохе, в которой здоровье приобретает особую ценность
Ценностная модель здоровья — предусматривает оценку значимости здоровья для человека и общества. Преобладание тех или иных ценностей влияет на процесс принятия решений в обществе и семье.
Интегральная модель здоровья – по идее она должна включать всю сумму факторов: медицинских, биологических, социальных, личностных и т. д. По сути, это больше философская, чем практическая модель.
Биологическая модель здоровья — основана на представлении о том, что здоровым считается человеческий индивид, у которого не выявлено отклонений от определенного биологического показателя (нормы). Нужно отметить, что большинство биологических и иных наук практически стоят на службе у медицины, и их достижения быстро внедряются для лучшего понимания сути заболеваний и разработки способов их раннего выявления и эффективного лечения.
Биосоциальная модель — рассматривает комплекс биологических и социальных признаков здоровья в их единстве, причем социальным признакам придается первостепенное значение. При этом имеется в виду, что человека нельзя рассматривать только как биологический объект. Человек – существо социальное, характеризующееся интеграцией в обществе, связями с другими людьми, социальными функциями и т. д.
Модель динамического равновесия
Здоровье рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды. В данной модели здоровье представляет собой состояние динамического и статистического равновесия организма и среды, а критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
Существуют различные концептуальные модели здоровья.
В каждой концептуальной модели понятие здоровья наполняется новым содержанием.
(Хижняк М. И., Нагорная А. М.).
Адаптационная модель
В этой модели здоровье рассматривается, как способность организма человека эффективно адаптироваться к усло-виям постоянно изменя-ющейся среды обитания на биологическом, социальном и психологическом уровне своего существования.
Ценностно-социальная модель здоровья
Здесь здоровье представлена как ценность для человека, необходимой для полноцен-ной жизни, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологической – изначаль-ное здоровье, которое предполагает совершенство саморегуляции организма; социальный – здоровье является мерой социальной активности; личностный – преодоление болезни.
От чего зависит наше здоровье?
Рассмотрение здорового образа жизни в рамках данных моделей основывается на педагогической системе, интегрирующей все лучшее, что накоплено в педагогической сфере всеми странами и народами земли,
достижения социальной,
интерсоциалыюй, геосоциальной педагогики,
экопедагогических, библиотековедческих наук, наук о здоровье и др.
Рассмотрение здорового образа жизни в рамках данных моделей основывается на реализации следующих концептуальных моделях здоровья:
Медицинской, или функциональной;
Биологической;
Биосоциальной;
Адаптационной ;
Модели динамического равновесия.
Принципы педагогической системы
формирования ЗОЖ
Исходя из вышеизложенного, РМБИЦ имеет возможность реализации первых трех моделей на основе педагогической системы.
развитие и включение в процесс формирования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества;
интеграция всех способов освоения человеком мира;
Принципы педагогической системы
формирования ЗОЖ
личная направленность процесса формирования здорового образа жизни;
развитие культуры коммуникации;
Принципы педагогической системы
формирования ЗОЖ
Личностно-ориентированный подход
Контекстный подход
Деятельностный подход
Научно-педагогические подходы в гуманистической парадигме
Гуманистическая парадигма
Культурологическая парадигма
Специалисты РМБИЦ разработали формы и методы педагогических подходов к рассмотрению здорового образа жизни как педагогической проблемы, в центре внимания которой находится обучение культуре здорового образа жизни.
Волго-Вятский регион
Предуралье
Национальный уровень
Региональный уровень
Местный уровень
Система повышения квалификации
и переподготовки работников медицинских библиотек (СПКПК)
Науч.-практ. конференция
"Круглый стол"
Дисскуссия
Самообразование
Курсы ПК
Школа передового опыта
Обучающие семинары
Стажировка
Практикум
Деловая игра
Взаимопосещения
Информационно-
познавательный час
Обзор литературы
Командировка
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
овладение знаниями
умениями, навыками, то есть усвоение понятий, законов, теорий, выводов, выработка умений и навыков по их применению в разных видах деятельности
Обучающая:
формирование взглядов,
убеждений, чувств, социальных, нравственных, эстетических и иных ценностей, культуры поведения и общения, привычек поведения и личностных качеств
Воспитательная:
Развитие мышления, памяти, воображения, внимания, эмоций, воли, потребностей, творческих способностей и т.д.
Развивающая:
Основные задачи СПКПК в области ЗОЖ:
Основные задачи СПКПК в области ЗОЖ:
Воспитательная деятельность РМБИЦ направлена на формирование гармонично развитой личности.
Педагогические действия ознакомитель-ного, рекомендатель-ного, поддерживающего характера, направлен-ные на информиро-вание студента о ЗОЖ. Актуализация его эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ, поддержание обогащения опыта ЗОЖ студента
Педагог
Обучение
Обученный
Предметная область ЗОЖ:
знания, отношения, методы для
библиотекарей
мед.работников
студентов
Блоки направлений деятельности
Организационный
Педагогический
Просветительский
Оздоровительный
Социально-психологический
Воспитательный
Задачи:
Разработка системы мониторинга состояния здоровья студентов и преподавателей
Создание системы коррекции физического.
Психологического, социального
и нравственного развития
Контроль организации учебно-
воспитательного процесса
Разработка методики медико-педагогического сопровождения сотрудников и студентов
Организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегаюших технологий
Разработка модели формирования здоровья, его сохранения и укрепления
Разработка индикаторов оценки эффективности деятельности модели сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Выработка путей формирования мотивации на здоровый образ жизни у педагогов и обучающихся;
Разработка методического содержания реализации модели формирования ценности здоровья, его сохранения и укрепления
Разработка программ повышения компетентности педагогов и специалистов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья обучающихся;
Описание современных, эффективных здоровье-сберегающих педагогических технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Цель: развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей деятельности
Обучаемый
Специалисты здравоохранения РТ
Специалисты — библиотечные работники
Больные, находящиеся в стационарах
Модель формирования культуры здоровья обучающихся,
представляющая собой образовательную
здоровьесберегающую систему обучения, нацеленную на усвоение знаний, развитие умений, закрепление навыков
сохранения и поддержки здоровья
2
1
3
4
В соответствии с поставленной целью
педагогическая модель обучения
культуры ЗОЖ решает следующие задачи
6
7
8
5
Задачи педагогической модели
На протяжении ряда лет отмечается устойчивая тенденция снижения уровня физического здоровья абитуриентов и студентов высших учебных заведений.
Обучение студентов
Обучение студентов
Для них разработаны тематический план и программа «Оздоровительные возможности библиотечной работы»
1
В процессе присвоения ценности «здоровый образ жизни» студент осознает себя связующим звеном между здоровьем и образом жизни.
Отношение к здоровому образу жизни как ценности представляет собой интегративное, относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью студента с ценностью «здоровый образ жизни», включающей в себя знания о ценности «здоровый образ жизни»
2
Обучение библиотечных работников
• межсубъектное андрагогическое взаимодействие и др.
• обмен кросскультурными образовательными инициативами;
• нормативизация действий;
• накопление и воспроизводство профессиональных и общественных ценностей;
• духовно-практическое освоение действительности;
Анализ современных исследований, собственный опыт работы показывают наличие предпосылок формирования ЗОЖ:
Педагогические условия непрерывного образования специалистов-библиотекарей
Целостность учебно-воспитательного процесса
Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины.
Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".
В наших обучающих курсах мы стараемся обратить внимание специалистов на:
Ценностные ориентации личности наиболее актуальны в молодости, определяя стратегию поведения человека на долгие годы, и потому могут именоваться стратегическими ориентирами. Таким образом, ориентиры, имеющие стратегическое значение, представляют собой совокупность важнейших жизненных целей, имеющих долговременную основу.
Степень долговременности определяется срочностью цели, исчисляемой промежутком времени от момента её постановки до реализации. Следовательно, каждая цель имеет определенные возрастные и временные границы.
Вот, что требуется человеку для ощущения полноты жизни.
Если у вас всё это имеется и вы всем удовлетворены, то вы можете сказать,
что ЗДОРОВЫ.
Однако, это состояние, как и болезнь, может быть
временным и относительно
постоянным. Любое
воздействие на каждом
из 5 уровней этой
пирамиды, может
пошатнуть наше
здоровье.
Опыт общества, зафиксированный в
печатных литературных источниках
Знания
Психотерапевтические методы и формы исследования и анализа
Современная модель библиотеапии
Опыт общества, зафиксированный в
электронных литературных источниках
Опыт 1
Опыт М
Опыт 2
WEB-сервисы
Непосредственное восприятие
Восприятие через мультимедиа-среду
Индивидуальное
состояние читателя/пациента
Локальные системы мультимедиа
Опыт 1
Опыт N
Опыт 2
Читатель/
пациент
Анализ исполнения услуги
Принятие решения о повышении
качества услуги
Процесс маркетинга библиотерапев-тической услуги
Оценка новой услуги
Проектирование новой услуги
Потребность библиотерапев-тической услуги
Читатель/
пациент
Структура процесса предоставления библиотерапевтической услуги
Мероприятия по повышению качества услуги
Предоставление информационно-библиотечной и библиографической услуги (СМК предоставления ИББУ сертифицирована)
Коммуникация,
взаимодействие
Диалог
Частичное или полное совпадение
Несовпадение
Диалог невозможен
Педагогические аспекты библиотерапии
Связь библиотерапии с другими науками
Формулирует
Воспитание и обучение
Формирование ценностей личности
Исследует
Социально - психологические исследования проблемы общения библиотекаря с читателем
Исследует
Изучение психологических аспектов, вы-явление психокоррекционного, психо-терапевтического потенциала чтения
Библиотерапия
Связь библиотерапии с другими науками
Библиотековедение
Библиотечное обслуживание
Связь библиотерапии с другими науками
Библиотерапия
1
23
2
1.Проектирование диагностический методик
2.Организация сбора данных
3.Обработка данных
4.Интерпретация данных
5.Проведение и организация обследования
6.Оценка данных опросов
7.Коммуникационные действия
8.Ведение баз данных (администрирование, заполнение, коррекция, поиск и т.д.)
9.Ведение экспертных систем (администрирование, заполнение, описание элементов знаний, конструирование правил вывода)
10.Адаптация существующих диагностических и корректирующих методик к типу личности, сфере действия
11.Адаптация умений, навыков, методов, передового опыта
12.Проектирование уточняющих диагностических методик
13.Планирование и конструирование методики чтения
14.Библиографическое описание литературы
15.Библиографический поиск литературы в традиционных, электронных, виртуальных библиотеках
16.Ведение электронных библиотечных каталогов (картотек)
17.Коррекция личности с использованием методов и форм педагогического воздействия
18.Исследование психологических типов личности, библиотерапевтических ситуаций и соотнесение их с литературными сюжетами
19.Прогнозирование личностного состояния читателя по результатам коррекции
20.Научный анализ деятельности передового опыта
21.Информационно-библиографическая деятельность
22.Экспериментальные, социологические, статистические исследования
23. Исследование и анализ отечественной и зарубежной литературы
Научно-исследовательская деятельность
Проектировочные, организаторские, коммуникативные, диагностические, информационно-аналитические, социально-педагогические
Наши координаты
Сайт: http://rmbic.ru
Email: Директор: dresher07@yandex.ru
РМБИЦ: rmbic@tatar.ru
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть