Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
По экспертным оценкам ООН к началу XXI века в мире насчитывалось 200 млн.детей с умственными и физическими недостатками и лишь около
2% из них получали необходимую помощь.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
Основные этапы работы психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ :
дифференциальная диагностика психологического развития ребёнка;
создание благоприятных социально-психологических условий для развития и успешного обучения;
консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями (законными представителями);
коррекционно – развивающая работа;
мониторинг динамики развития ребёнка.
Психолого-педагогическое сопровождение - деятельность по оказанию помощи ребенку в личностном самоопределении, самодвижении и самораз
витии и предоставление ему возможности для реализации и творчества.
ИНТЕГРАЦИЯ
(объединение в одно целое)
ИНКЛЮЗИЯ
(включение)
Адаптация системы образования
к потребностям ребенка
Адаптация ребенка к требованиям системы образования
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех детей.
Пути сопровождения при инклюзивном образовании:
в рамках специально организованного коррекционного пространства специализированной школы (предусматривает активизацию сохранных функций ребенка и развитие зоны его ближайшего развития при участии коррекционных педагогов и специальных психологов);
в условиях обычной массовой школы со всеми социально-психологическими рисками нетипичного ребенка (активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом – коррекцию. Этот путь может оказаться гораздо более эффективным при условии грамотно организованного социально-психологического сопровождения не только самого ребенка, но и всей его семьи )
Методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования.
Формы интеграции:
- социальная - предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
-педагогическая -предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с детьми с нормальным развитием).
Социальная интеграция
Подходы к социальной интеграции:
Первый подход предполагает приспособление лиц с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в ординарное общество, их адаптацию к окружающим условиям.
Второй подход предполагает, кроме подготовки лиц с ограниченными возможностям здоровья к вхождению в общество, также и подготовку самого общества к принятию таких людей.
Педагогическая интеграция
Основные модели педагогической интеграции:
- экстернальная (предполагающая взаимодействие специального и массового образования).
- интерналъная (интеграция внутри системы специального образования);
Формы экстернальной интеграции:
- специальные классы в общеобразовательной школе (в настоящее время в таких классах обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 28 тысяч умственно отсталых детей, более 122 тысяч детей с ЗПР, более 10 тысяч детей с физическими недостатками)
- совместное обучение в одном классе (в настоящее время такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов рядя субъектов Российской Федерации (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Свердловская, Санкт-Петербург и др.).
Педагогическая интеграция
Формы интернальной интеграции:
- создание внутришкольных и межшкольных психолого- педагогических медико-социальных служб;
- работа медико-психолого-педагогических консилиумов в школах;
- образование диагностических классов;
- наличие разных вариантов обучения (цензового, коррекционно-развивающего, надомного);
- создание центров ранней профориентации и профессиональной подготовки.
Основная идея психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья
Основная задача деятельности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах поведения.
Этапы и уровни сопровождения при интегрированно обучении в условиях общего класса массовой школы :
-
Основные принципы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях жизнедеятельности в ОГБОУ ОЦДК «Развитие» :
рекомендательный характер советов сопровождающего;
приоритет интересов ребенка;
непрерывность сопровождения;
мультидисциплинарность сопровождения;
автономность.
Основные направления работы специалистов ОГБОУ ОЦДК «Развитие» :
психолого-медико - педагогическое просвещение;
психолого-медико - педагогическое консультирование;
психолого-медико - педагогическая диагностическая работа;
коррекционно - развивающая работа;
психопрофилактика и психогигиена.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть