Слайд 1Андрей Калашников
«Формирование
ценностного отношения
к здоровью
у младших школьников»
Сообщение по материалам
курсовой работы на тему
«Система мероприятий по формированию
основ здорового образа жизни
у младших школьников»
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Черепановский педагогический техникум»
Слайд 2Объект исследования:
процесс формирования
ценностного отношения к здоровью у младших школьников
Предмет исследования:
система мероприятий по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников
Проблема исследования:
- дети приходят в школу с ослабленным здоровьем
- многие дети и родители воспринимают здоровье как потребность и не осознают его как ценность
в школах не достаточно мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью
Слайд 3 Цель теоретического исследования:
определение структуры и содержания, методов,
форм и средств, образующих систему формирования основ здорового образа жизни у младших школьников
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НОО с целью определения требований к результатам, содержанию и условиям формирования основ здорового образа жизни.
2. Выявить опыт организации мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
3. Сформировать банк методических материалов для организации и проведения здоровьесберегающих мероприятий в начальной школе.
Слайд 4Актуальность темы
Требования ФГОС НОО
Пункт 8. Портрет выпускника начальной школы
- Уважающий и
принимающий ценности семьи и общества
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Пункт 9. Личностные результаты включают … ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Пункт 10. Личностные результаты освоения ООП НОО
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Слайд 5Актуальность темы
Требования ФГОС НОО
Пункт 12. Предметные результаты освоения ООП НОО
7) Физическая
культура
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
Слайд 6Пункт 19.3 Учебный план:
основные задачи реализации содержания предметной области «Физическая культура»
Укрепление
здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 719.10. План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Слайд 819.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
пробуждение
в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
Слайд 919.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
становление
умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Слайд 10ООП НОО
Знания о физической культуре: выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая
культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
- раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
- ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества
(силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
- характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Слайд 11ООП НОО
Способы физкультурной деятельности:
выпускник научится:
- отбирать упражнения для комплексов утренней
зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
- организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Слайд 12ООП НОО
Физическое совершенствование: выпускник научится:
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике
нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
- выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Слайд 13Основные понятия
«Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая
способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности».
«Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Слайд 14Основные понятия
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный
на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Слайд 15Пути сохранения и укрепления здоровья в условиях школы
Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий, в
том числе:
Организация здорового питания
Организация двигательной активности на уроках и во внеурочной деятельности
Организация предметно-развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников
Организация режимных моментов с учётом состояния здоровья детей
Организация внеурочной деятельности.
Слайд 16Факторы здоровьесбережения
25%
15%
10%
Слайд 17Организация формирования
основ здорового образа жизни
в начальной школе
Слайд 18Циклограмма мероприятий по формированию
ценностного отношения к здоровью
Слайд 19День здоровья
Экологическая акция «Цветик-семицветик»
Трудовой десант
«Чистота – залог здоровья»
Подвижные игры на воздухе
Интеллектуальная игра «Здоровое питание»
Посещение бассейна
Встреча с медицинским работником «Зачем делают прививки?»
Слайд 20Собственный опыт
Практика «Пробные уроки»: проведение физминуток
Практика «Внеурочная деятельность и общение»: «Ромашка
здоровья»
Практика «Классное руководство»:
«Гигиена - залог здоровья».
Летняя практика в ДОЛ
Слайд 21Общие теоретические выводы:
Понятие «Здоровье» имеет различные смыслы: физическое, психическое, социальное, духовное
(нравственное).
Среди ценностей и потребносей человека здоровье не занимает первых позиций.
Ценностное отношение к здоровью формирует не только школа, но и семья, и общество, и государство.
Школа обеспечивает условия укрепления и сохранения здоровья обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учитель начальных классов обеспечивает соблюдение установленных требований в режиме учебного дня и проводит мероприятия, ориентированные на формирование ценностного отношения к здоровью