НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростковНаучного центра здоровья детей Российской академии медицинских наукГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ презентация

Содержание

Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них способности заботиться о собственном здоровье. Требования к содержанию результатов общего образования

Слайд 1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей

Российской академии медицинских наук ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В.Р. Кучма
5 октября 2007 года


Слайд 2 Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья

учащихся, формирование у них способности заботиться
о собственном здоровье.

Требования к содержанию результатов общего образования


Слайд 3В этой связи была поставлена задача:
обосновать гигиенические требования к условиям

реализации основных общеобразовательных программ, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников
в процессе их освоения.


Слайд 4
В настоящее время эта задача решена для начальной ступени школьного образования,

где начнет свой старт апробация новых образовательных стандартов.

Слайд 5Общая заболеваемость (по обращаемости) детей (0-14 лет) и подростков (15-17 лет) (в

расчете на 100 тыс. детей и подростков)

Слайд 6Всероссийская диспансеризация детей 2002 года позволила получить ряд характеристик состояния здоровья

детей на основе существенных дополнений, включенных в протокол диспансерного обследования. На момент завершения диспансеризации было осмотрено 29,9 млн. детей (94, 6%)

Состояние здоровья детей по месту учебы характеризуется следующими показателями:
Во всех типах образовательных учреждений дети с патологией составляют 59,2%.
По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия:
в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) патология выявлена у 59,2% обучающихся,
в школах-интернатах – у 71,9%,
в школах при воинских частях – у 57,4%,
в учреждениях начального и среднего профессионального образования – у 49,8%,
в военных училищах – у 33,4%.


Слайд 7Изменения показателей патологической пораженности школьников в зависимости от класса


Слайд 8Общая патологическая пораженность учащихся массовых школ по данным НИИ ГиОЗДиП НЦЗД

РАМН ( на 1000 обследованных)




Слайд 9Общая патологическая пораженность учащихся 9-11 классов гимназий и лицеев (по данным

НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН ( на 1000 обследованных)




Слайд 10Наиболее неблагоприятными периодами школьного онтогенеза, сопровождающимися значительным темпом прироста заболеваемости, являются

периоды обучения в 1-х,
5-8-х и старших классах.
В эти же периоды наблюдается
и снижение умственной работоспособности.

Слайд 11Особенно высокими темпами увеличивается распространенность
школьно-обусловленных нарушений здоровья:
нервно-психических

и вегетативных расстройств, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения,
функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Слайд 13Структура заболеваемости детей в возрасте до 14 лет по данным углубленных

профилактических осмотров

Слайд 14Распределение вариантов физического развития мальчиков 8, 9, 10 лет


Слайд 16Наиболее агрессивные факторы школьной среды, формирующие здоровье школьников на современном этапе



высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения;
авторитарная педагогика ;
низкая двигательная активность;
нерациональное школьное питание
снижение возраста поступления ребенка в школу (менее 6,5 лет).


Слайд 17Характеристика показателей функционального состояния организма и режима дня младших школьников в

зависимости от недельного объема учебной нагрузки



Слайд 18Учебные нагрузки невозможно рассматривать в отрыве от педагогических технологий, спектр которых

сегодня чрезвычайно высок.
Они могут как усиливать, так и нивелировать влияние учебной нагрузки.

Слайд 19Элементы средового пространства для работы в режиме сидя-стоя



Слайд 20 Варианты средового пространства


Слайд 21Динамика изменения показателей РЭГ у детей контрольных и экспериментальных классов


Слайд 22Показатели ФСО и острой заболеваемости младших школьников
16
3,0
0,65


Слайд 23 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового

и традиционного календаря школьных каникул

начало года

середина года

конец года


Слайд 24Частота случаев сильного и выраженного утомления у

первоклассников




6-летние
40%




7-летние
14%


Слайд 25Зависимость функционального состояния организма учащихся от стиля преподавания


- авторитарный педагог
- доброжелательный

педагог

Слайд 26Новые образовательные стандарты
Система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных

программ –один из обязательных компонентов новых образовательных стандартов.
Она предполагает обоснование требований для создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Слайд 27Образовательная среда -
совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности

школы: размещение школы, ее архитектурно-планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат.

Слайд 28УРОВЕНЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
30% учреждений полностью удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В каждом

восьмом (12,7%) - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима.
В 30% учреждений – низкие уровни освещения.
В 22% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся.
В 49% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы.

Слайд 29Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ определены гигиенические требования по

следующим позициям:

размещение общеобразовательного учреждения;
участок и здание;
воздушно-тепловой режим;


Слайд 30Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования

по следующим позициям:


естественное и искусственное освещение;
водоснабжение и канализация;
учебная мебель и её расстановка;


Слайд 31Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования

по следующим позициям:


организация учебного процесса;
книжные и электронные учебные издания;
нормативы веса ежедневного комплекта учебников;
технические средства обучения;


Слайд 32Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования

по следующим позициям:

школьное питание;
медицинское обеспечение;
санитарное состояние и содержание образовательного учреждения.


Слайд 33Обновление гигиенических требований
Регламентация образовательной нагрузки должна быть увязана с теми инновационными

технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки.

Слайд 34Уточнение гигиенических регламентов использования персональных компьютеров
Обновление компьютерного парка.
Использование интерактивных технологий.
Обоснование

гигиенических требований к современным дисплеям.
Продолжительность занятий с использованием новых информационных технологий в зависимости от возраста учащихся, состояния их здоровья и содержания занятий.



Слайд 35Важным фактором риска развития отклонений в состоянии здоровья является нерациональное питание.

Недостаточен охват питанием (только 15-20% детей получают горячее питание в школе). Слабая инфраструктура и материально-техническая база школьного питания, медленное внедрение новых форм организации питания школьников усугубляют негативное влияние фактора питания на здоровье детей.

Слайд 36Основные направления развития школьного питания
Формирование рационов питания с использованием пищевых продуктов

с повышенной пищевой и биологической ценностью.

Индустриализация школьного и дошкольного питания.

Использование новых и альтернативных форм обслуживания в столовых образовательных учреждений.

Слайд 37 Сложности в реализации профилактических и оздоровительных программ в образовательных учреждениях

связаны, в первую очередь, с их недостаточным финансированием и слабой материально-технической базой медицинских кабинетов.
В 67% массовых школ Российской Федерации отсутствуют процедурные кабинеты и кабинеты зубных врачей, а также оборудование, необходимое для проведения профилактических осмотров, оздоровления и реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентированные СанПиНом 2.4.2.1178-02, имеются только в 51% школ.

Слайд 38ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
оптимизация школьной среды;
образование детей

в сфере здоровья;
оптимизация физической активности обучающихся, воспитанников;
психологическое и социальное консультирование;
собственно медицинское обеспечение детей в школе;
повышение квалификации работников школ по вопросам гигиены и охраны здоровья детей;
работа с семьей и общественностью микрорайона.

Слайд 39РАЗРАБОТКА НОВЫХ СТАНДАРТОВ
Научно обоснована система гигиенических требований к реализации образовательных программ

в начальной школе.
Разработана методика по оценке здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, результаты которой позволят судить об адекватности организации учебного процесса функциональным возможностям учащихся.

Слайд 40РАЗРАБОТКА НОВЫХ СТАНДАРТОВ

ПЛАНИРУЕТСЯ:

1. Научно обосновать систему гигиенических требований к реализации образовательных программ в средней и старшей школе.
2. Апробировать методику по оценке ЗСБ деятельности образовательного учреждения.


Слайд 41РАЗРАБОТКА НОВЫХ СТАНДАРТОВ

ПЛАНИРУЕТСЯ:

3. Провести гигиенический мониторинг процесса обучения детей в начальной школе при использовании новых образовательных стандартов.
4. Разработать требования к результатам образования (в части сохранения здоровья, физической подготовленности и навыков здорового образа жизни).


Слайд 42БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Кучма Владислав Ремирович

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей

и подростков ГУ НЦЗД РАМН

Главный детский специалист-эксперт
по профилактической
и оздоровительной работе
Минздравсоцразвития России

доктор медицинских наук, профессор

Адрес: 105064, Москва, Казенный пер., 5
Телефон/факс: (495) 917-48-31
E-mail: vrkuchma@mtu-net.ru
Internet: http://www.niigd.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика