Слайд 1Методическая разработка
«Ораторское искусство в разных стилях речи»
Технология «дебаты»
Шерстобитова И.А.
Слайд 2Ораторская речь, её особенности.
Публичное выступление
Пусть зовётся оратором тот, кто
умеет своей речью убеждать.
Цицерон
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я.Козловский «Слово»
Слайд 3Оратор
Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.
Лицо, произносящее речь.
Глашатай чего-нибудь.
Человек, обладающий даром
речи.
Слайд 4Оратор должен
Найти, что сказать.
Найденное расположить по порядку.
Придать ему словесную форму.
Всё это
запомнить.
Произнести.
Слайд 8Наш словарь
КРАСНОРЕЧИЕ – дар хорошо и красиво говорить.
РИТОРИКА – теория ораторского
искусства.
ОРАТОР – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи.
ОРАТОРСКИЙ – качество произносимой речи (ораторский дар)
ПАФОС – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.
Слайд 9Особенности ораторской речи
Ораторская речь всегда рассчитана на публику, на группу лиц,
поэтому она обычно включает обращения к слушателям. В ораторских выступлениях обычно ставятся и раскрываются вопросы, имеющие общественную значимость, гражданское звучание.
Основная задача оратора – воздействие на ум, чувства, действия слушателей.
Цицерон говорил: «Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать». Оратор стремится повлиять на поведение, поступки людей, убедить их в чем – либо, вызвать у них подъем духа. Ораторская речь потому должна отличаться особой эмоциональностью, яркостью, пафосом. Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, даже если в его речи и нет ничего основательного.
Слайд 10Речь Ивана Сергеевича Тургенева на открытии памятника А.С.Пушкину
Сияй же, как
он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом центре столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом, - так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Будем также надеяться, что в недавнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! – и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: «Это памятник – учителю».
Слайд 11Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи
Если вы хотите
быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык.
Говорите правильно, точно и экономно.
Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.
Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.
Слайд 12Владение собственным голосом
Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову.
Смысловое восприятие речи
зависит от её темпа, силы, высоты.
Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, то есть избегая монотонности.
Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, то есть произносить слова чётко и ясно.
Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют делать определённые смысловые акценты, облегчают дыхание.
Слайд 13Как работать над устным выступлением
Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему,
цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал.
Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д.
После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план.
Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты.
Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.
Слайд 14Дебаты
Дебаты — вид дискуссии, интеллектуальная игра, в которой команды отстаивают противоположные
утверждения по некоторой сложной проблеме, чтобы убедить членов жюри в своей правоте. Существуют определённые правила ведения дебатов, которые, прежде всего, помогают обучаться культуре конструктивного общения. Кроме того, дебаты содействуют развитию логического мышления, способствуют формированию уверенности и убеждённости в отстаивании своей позиции, помогают приобрести навыки командной работы. Главная цель игры «Дебаты» — научиться культуре ведения публичной дискуссии.
Слайд 15Критерии оценивания выступлений
Содержание: соответствие изложения заданной теме.
Лаконичность, доступность изложения.
Доказательность суждений.
Красота речи:
использование различных форм выразительности.
Культура речевого поведения (спокойный, доброжелательный тон, попытки найти общее во мнениях).
Слайд 16Примерное рекомендуемое построение спича
Тезис (его можно утверждать, можно опровергать).
Система аргументов (на
основе собственного жизненного опыта, в том числе ученического, из литературных произведений, из передач, художественных фильмов и другое).
Вывод по теме.
Слайд 17 Тема 1 для дебатов
Портится ли русский язык? Процессы в современном
языке ведут к его совершенствованию или деградации? (Научный доклад - Сплетня)
Слайд 18 Тема 2 для дебатов
Удобна ли русская орфография для пишущего и
читающего человека?
(Сплетня – научный доклад)
Слайд 19Тема 3 для дебатов
Засорение русского языка американскими фразами, жаргонизмами; Что движет
людьми? Мода на новые иностранные слова, боязнь казаться “несовременными” или “нецивилизованными”? (Научный доклад со сплетней в одном высказывании)