Слайд 1
МОУ Отрокская сош
Элективный курс:
« Здоровье человека и окружающая среда»
32 часа.
9 класс.
Авторы : С.Е. Мансурова,
О.А. Шклярова
Разработчик: Григорьева Н.Н.
Слайд 2Пояснительная записка
Проблема сохранения здоровья стала предметом пристального внимания в науке и
практике. Так как катастрофически снижается качество и уровень здоровья населения и особенно подростков. Решение этой проблемы начинается с изучения собственного здоровья. В ходе выполнения практических работ данного курса школьники учатся исследовать собственное здоровье, устанавливать зависящую от него работоспособность, свои адаптивные возможности, оценивать особенности окружающей среды. Курс включает два раздела: « Здоровье» и
« Окружающая среда». В разделе « Здоровье» деятельность учащихся направлена на развитие практических умений самоанализа и самооценки своего здоровья – физического и психического. Раздел
« Окружающая среда» связан с работой по изучению экологического состояния школьного помещения и пришкольной территории.
Слайд 3Цель:
Научить старшеклассников практическим умениям самоанализа и самооценки своего здоровья, изучения и
оценки состояния окружающей среды, что позволит им в дальнейшем вести здоровый образ жизни.
Слайд 4Предполагаемые результаты:
Учащиеся получат знания о здоровье и окружающей среде, способах
и средствах их оптимизации.
Овладеют практическими умениями самоанализа и самооценки своего здоровья, оценки состояния среды обитания.
Слайд 5Инструментарий для оценивания результатов
Составление индивидуального
« Дневника здоровья»
Составление « Экологического
паспорта школы»
Конференция учащихся по проблемам здоровья и окружающей среды .
Слайд 7Содержание курса
Раздел I. Здоровье
Тема 1: Оценка уровня физического развития
Понятие «уровень физического
развития», связь его с понятием «здоровье».
Проведение соматометрических измерений: определение массы тела, окружности грудной клетки, роста. Осанка как показатель уровня физического развития. Оценка уровня физического состояния и развития по шкале регрессии.
Проведение физиометрических измерений: артериального давления, частоты сердечных сокращений.
Математический расчет индивидуальных значений уровня физического состояния и развития по данным антропометрии. Оценка полученных данных по шкале регрессии. Выдвижение гипотез относительно причин тех или иных полученных индивидуальных показателей.
Слайд 8Тема 2. Оценка физической и умственной работоспособности
Понятие «работоспособность», ее виды, зависимость
работоспособности от состояния здоровья.
Оценка физической работоспособности. Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма. Гарвардский степ-тест. Исследование мышечной силы, гибкости, сохранения равновесия.
Обоснование необходимости занятий физической культурой, их оздоровительных и профилактический эффект.
Оценка умственной работоспособности. Изучение особенностей внимания. Определение концентрации внимания с помощью корректурного теста по таблицам Алфимова. Определение колебаний (переключения) произвольного внимания с помощью теста «Двойные изображения».
Изучение особенностей памяти. Исследование кратковременной и смысловой памяти.
Изучение особенностей мышления. Определение продуктивности мыслительных операций с помощью теста «Сложение чисел с частым переключением».
Умственная работоспособность как отражение психического здоровья.
Слайд 9
Тема 3. Изучение индивидуальных биоритмов
Понятие об адаптивных ритмах, их значение для
человека. Определение собственного ритма работоспособности. Необходимость коррекции режимных моментов в связи с особенностями индивидуальных биоритмов.
Тема 4. Составление суточного рациона питания
Рациональное питание как один из факторов здоровья. Определение соответствие веса учащихся возрастной норме. Оценка калорийности питания по результатам самонаблюдения за режимом и рационом в течение 1—2 недель. Определение суточной потребности в питательных веществах и расчет их энергетической ценности. Составление суточного рациона питания исходя из количества энергозатрат на различные виды деятельности и суточной потребности в питательных веществах.
Слайд 10Раздел II. Окружающая среда
Тема 1. Экологическая оценка школы
Школьное помещение, его планировка.
Эмоциональная оценка школьного помещения. Чувственное восприятие оформления помещений (расстановки мебели, освещенности, цветовой гаммы) с помощью теста «тепло-холодно».
Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения. Соответсвие площади и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам; температура, влажность, вентиляционный режим, аэрация, запыленность, освещенность (естественная, искусственная).
Эстетическая оценка школьного помещения. Цветовая гамма, озеленение.
Экологический и гигиенический режим школы: физическая культура в школе, чередование физического и умственного труда.
Слайд 11Тема 2. Экологическая оценка пришкольного участка
Экологическая оценка планировки и состояния пришкольного
участка, состояние его площадей.
Озеленение пришкольной территории, расположение зеленых насаждений по отношению к школе, их участие в самоочищении воздуха микрорайона (задержание пыли, увлажнение).
Составление «Экологического паспорта школы».
Слайд 12Рекомендуемая литература
Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции. — М.,
1990.
Анастасова Л. П. и др. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцированного обучения: обучения: 9 кл. — М., 1997.
Андреев Ю.А. Три кита здоровья. — М., 1991.
Велъховер Е. и др. Локаторы здоровья. — М., 1996.
Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. — М., 1996.
Гигиена окружающей среды (под ред. Сидоренко Г.И.). — М., 1985.
Дичее Т. Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология. — М., 1994.
Дорохов А. Про тебя самого. — М., 1989.
Заиманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма: глубинная медицина. - М., 1991.
Зверев И. Д. Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8—9 классы. — М., 2000.
Здоровый дух делает здоровое тело: Мудрость здоровой жизни // Сост. В.В.Куприянов и др. - М., 1986.
Золотарев Ю.Г. Жить не болея? Поверь и научись. — СПб., 1995.
Иванов В.И. Управление самочувствием. — М.: Аграф, 1996.
Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения здоровому образу жизни. — М., 1990.
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 класс: Школьный практикум. — М., 2001.
9 Медникова И.Л. Пища, которая лечит. — М., 1995.
Новиков Ю.В. За город чистоты и здоровья. - М., 1987