Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(в схемах, рисунках и таблицах)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет леса»
Г.Н. Стайнов
ИННОВАЦИОННАЯ ПРОЕКТ-СИСТЕМА
«ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
С ОБОСНОВАНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
КОНЦЕПЦИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ
ИДЕЯ
Научное издание
Москва 2011
Слайд 2УДК 378.147(371.3)
ББК 74.58
Стайнов Г.Н
Инновационная проект-система «Дидактика высшей школы» с обоснованием
компетентностной модели преподавателя –М.: МГУЛ.
2011.-…c.
ISBN 5-86785-183-4
Рецензенты:
Шабунина В.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева;
Соломахо Э.П., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии МГУЛ.
Сформулированы идея, концепция, методология и технология системного педагогического проектирования, предусматривающие моделирование и технологизацию образовательного процесса. Предложена концептуальная модель педагогического проектирования, реализация которой позволяет спроектировать педагогическую систему преподавания учебного предмета.
Приведена также обоснованная в других публикациях автора модель образовательного процесса, осуществление которой обеспечивает технологичность обучения. Система позволяет формировать профессионально-педагогическую компетентность преподавателя.
Для преподавателей, аспирантов, магистров и студентов, так как в качестве продукта “на выходе” системы выступает модель преподавателя на основе компетентностного подхода, которая является базовой для курса “Дидактика высшей школы”.
ISBN 5-86785-183-4 ©Московский государственный
университет леса , 2011
©Стайнов Г.Н., 2011
Слайд 3Предисловие автора: от идеи к технологии через концепцию и методологию
Перефразируя и объединяя эпиграфы, опираясь на мысли великих людей, применительно к нашей действительности, в частности, к актуальной проблеме модернизации образования, выстраиваем свою траекторию курса “Дидактика высшей школы” (ДВШ). Полагаем, что это должна быть инновационная система на основе педагогического проектирования с системообразующим фактором формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя.
Образно представим курс ДВШ как платформу на четырех опорах, кстати, считая их базовыми категориями системы: идея, концепция, методология, технология. При системном подходе располагаем их в иерархическом порядке в виде “лестничных ступенек” и, соответственно, даем определения каждой категории в приложении к нашей проект-системе ДВШ. Причем каждую категорию можно представить в виде соответствующей модели.
Идея заключается в том, чтобы разработать курс “Дидактика высшей школы” на основе педагогического проектирования, создать инновационную проект-систему, предусматривающую формирование профессионально-педагогической компетентности в качестве системообразующего фактора модели преподавателя вуза в компетентностном формате в виде композиции [c. ]
Коротко эту идею можно сформулировать так: “Пусть каждый преподаватель спроектирует педагогическую систему преподавания своего предмета ”, т.е. совершенствует профессионально-педагогическую компетентность. С дополнением ДВШ воспитательным аспектом образовательного процесса проект-систему можно считать интегрирующим курсом педагогической подготовки «Концепция современной педагогики» (КСП).
Слайд 4Концепция- это прикладная идея, т.е. видение идеи в форме системной конструкции
как совокупности теоретических положений и практических рекомендаций для ее воплощения посредством моделирования и технологизации процесса обучения с обоснованием концептуальной модели системного педагогического проектирования в наглядном графическом виде [с. ]
Методология- это прикладная концепция, т.е. теоретические основы организации педагогического проектирования с разработкой модели образовательного процесса в виде блок-схемы [c. ] как совокупности всех его элементов, которая представляет собой универсальную “оболочку” для разработки педагогической системы преподавания любой дисциплины Государственного образовательного стандарта.
Технология- это прикладная методология с моделью в форме матрицы [c. ], т.е. это процесс практической реализации всех элементов педагогической системы с выполнением научно обоснованных принципов, предъявляемых к каждому элементу ее модели [c. ], для достижения прогнозируемого, предсказуемого результата.
Образовательный процесс в сущности есть система. Подготовка специалистов в вузах- надсистема. Преподавание отдельной дисциплины - подсистема. Одним из важнейших элементов этих систем является преподаватель. От качества подготовки преподавателей зависит и качество подготовки выпускников-специалистов. Пополнение вуза преподавателями происходит за счет аспирантуры и посредством повышения квалификации оставленных работать на кафедрах своих выпускников. В любом случае преподаватели должны осваивать компетентностный подход в связи с новыми стандартами. Это на современном этапе проблема, т.е. трудность, которую надо преодолеть. Актуальность решения проблемы неоспорима. Что нужно для того, чтобы преподаватель приобрел профессионально-педагогическую компетентность или повысил свою квалификацию? Одним из средств решения проблемы станет изучение курса ДВШ и сопутствующих дисциплин с выполнением курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
Основная цель преподавателя в образовательном процессе - формировать у студентов системное мышление, более того, желательно творческое, внести лепту в овладение определенными компетенциями в их будущей профессиональной деятельности за счет материала своего курса.
Системное мышление проявляется посредством системного подхода. Системный подход реализуется через системный анализ и системный синтез.
Слайд 5Чтобы достичь этой цели преподаватель должен сам обладать системным мышлением. Для
этого в первую очередь педагогу нужно подойти системно к преподаванию своего предмета.
В этом ему поможет курс ДВШ, который разработан на основе системного педагогического проектирования.
Основным методом научного исследования и практической разработки проект-системы ДВШ является моделирование. В качестве базовых принимаем четыре модели:
1) компетентностная модель преподавателя (с… );
2) коцептуальная модель педагогического проектирования (с…);
3) модель образовательного процесса (с…);
4) технологическая модель (с…).
В качестве руководства к действию предлагается алгоритм реализации проект-сиcтемы ДВШ:
1) принять идею;
2) уяснить концепцию;
3) овладеть методологией;
4) освоить технологию.
В итоге аспирант (или слушатель системы повышения квалификации) приобретает профессионально-педагогическую компетентность, будет готов к реализации необходимых компетенций в образовательном процессе и заслуживает присвоения квалификации “Преподаватель высшей школы”.
Успехов Вам на этом пути!
P.S.
В заключение предисловия следует отметить, что название сего труда не дань моде, а действительно система инновационная. Инновация-это новое научное достижение, внедренное или готовое к внедрению в производство для повышения его эффективности (для вуза – в образовательный процесс). В нашем проекте так и есть: новая система, основанная на педагогическом проектировании, работает в МГУ леса, МГУ природообустройства и готова к применению в других образовательных учреждениях [1-4].
Кстати, текст, таблицы, схемы и рисунки выполнены в PowerPoint и посредством электронных носителей (дискета, диск, флэш), ноутбука и проектора информация в форме слайдов проецируется на экран. Дополнение лекций видеопрезентацией обеспечивает реализацию принципа эйдетики в образовательном процессе, зрительное восприятие способствует логическому мышлению и представлению курса ДВШ как стройной системной конструкции.
Слайд 6Дидактика высшей школы
на основе системного педагогического проектирования
Г.Н. Стайнов
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 7Мысли великих людей и творческий подход к их реализации в проект-системе
ДВШ
Идея – это то, что видно, но не просто видно, а умным глазом.
Платон
Разработать курс «Дидактика высшей школы» на основе системного педагогического проектирования с обоснованием и построением модели преподавателя в компетентностном формате в виде КОМПОЗИЦИИ, включающей четыре ключевые компетенции и их структурные составляющие субкомпетенции.
Слайд 8Философское толкование основных категорий познания
Идея (греч.) – форма отражения
в мысли явлений объективной реальности. Постигая действительность, идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира, обобщая опыт предшествующего развития знания.
Концепция (от лат. – понимание, система) – способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Методология (от греч. метод и …логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Общая методология научного исследования – диалектический и исторический материализм.
Технология (от греч.) – искусство, мастерство, умение и … логия) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и др. закономерностей.
Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1984. – 1600 с.
Слайд 9Философская формула познания в действии: от живого созерцания
к абстрактному мышлению
и от него к практике
1
Идея- разработать курс ДВШ, направленный на формирование компетентностной модели преподавателя посредством системного педагогического проектирования
2
Концепция- это прикладная идея, т.е. видение идеи в форме концептуальной модели педагогического проектирования
3
Методология- это прикладная концепция, т.е. теория организации педагогического проектирования с обоснованием модели образовательного процесса
4
Технология –это прикладная методология, т.е. практическая реализация всех элементов модели образовательного процесса
Проект-система
ДВШ
Слайд 10Системный подход к проектированию курса ДВШ
(с учетом иерархии систем)
ИДЕЯ
КОНЦЕПЦИЯ
МЕТОДОЛОГИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
Алгоритм реализации проект-системы
ДВШ
Принять идею.
Уяснить концепцию.
Овладеть методологией.
Освоить технологию.
Слайд 11Базовые категории курса ДВШ как проект-системы
Идея курса “Дидактика
высшей школы” как системного явления заключается в том, чтобы разработать этот курс на основе педагогического проектирования, создать инновационную проект-систему, предусматривающую формирование профессионально-педагогической компетентности в качестве системообразующего фактора модели преподавателя вуза в компетентностном формате в виде композиции [c. ]
Коротко эту идею можно сформулировать так: “Пусть каждый преподаватель спроектирует педагогическую систему преподавания своего предмета ”, т.е. совершенствует профессионально-педагогическую компетентность.
Концепция- это прикладная идея, т.е. видение идеи в форме системной конструкции как совокупности теоре- тических положений и практических рекомендаций для ее воплощения посре- дством моделиро-вания и технологи-зации процесса обучения с обоснова-нием концептуаль-ной модели систем-ного педагогического проектирования в наглядном графиче-ском виде [с. ]
Методология- это прикладная концеп-ция, т.е. теоретическ-ие основы организа-ции педагогического проектирования с разработкой модели образовательного процесса в виде блок-схемы [c. ] как совокупности всех его элементов, которая представляет собой универсальную “оболочку” для разработки педагоги-ческой системы преподавания любой дисциплины Госуда-рственного образова-тельного стандарта.
Технология- это прикладная методо-логия с моделью в форме матрицы [c. ], т.е. это процесс практической реали-зации всех элемен-тов педагогической системы с выполне-нием научно обосно-ванных принципов, предъявляемых к каждому элементу ее модели [c. ], для достижения прогно-зируемого, предска-зуемого результата.
Слайд 12Ключевые понятия системного педагогического проектирования (СПП)
Системное педагогическое проектирование - это
прогностическая деятельность педагога, заключающаяся в создании системы обучения, предварительной разработке всех материалов предстоящей работы преподавателя и студентов посредством моделирования и технологизации образовательного процесса.
Системным педагогическое проектирование называется потому, что,
1.При разработке проекта при меняется системный подход (анализ и синтез),требующий комплексного исследования всех составляющих элементов образовательного процесса.
2. Результатом проектирования является педагогическая система преподавания учебного предмета (или темы, раздела, модуля),
Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов (Цель, принципы дидактики, содержание, формы, методы, средства, системообразующий фактор, обратная связь, результат, субъекты образовательного процесса), предназначенных для достижения образовательной цели посредством совместной деятельности преподавателя и студентов.
Модель педагогической системы - образ, условное изображение педагогической системы обучения в виде блок-схемы, имеющий свой состав, строение и структуру составляющих элементов, заменяющее собой реальный учебный процесс для его комплексного исследования. Модель педагогической системы идентична понятию «Модель образовательного процесса», поскольку образовательный процесс-это педагогическая система.
Технология обучения - процесс реализации преподавателем и студентами модели образовательного процесса с выполнением научно-обоснованных принципов к каждому её элементу для достижения прогнозируемого результата.
.
Слайд 13Сущность моделирования в педагогическом проектировании
Моделирование - представление реальных объектов, явлений,
процессов в виде условных как совокупность составляющих структурных элементов.
Модель - это формальная фиксация совокупности составляющих структурных элементов системы, отражающих сущность и полноту соответствующих объектов, явлений, процессов.
Виды моделей
Вербальные
(словесно-описательные, устные и письменные)
Натурные
(макеты, действующие аналоги объектов)
Знаковые
(символические, математические, формулы)
Графические
(схематические, матрицы, таблицы, блок-схемы)
Базовые модели системного педагогического проектирования
Концептуальная модель педагогического проектирования
Модель образовательного процесса
Технологическая модель
Компетентностная модель преподавателя
Слайд 14Этапы педагогического проектирования
Методологические подходы
Функции проектирования
Принципы педагогического
проектирования
Концептуальная модель педагогического проектирования
Слайд 15Компонент 1. Методологическая основа педагогического проектирования выступает как предпосылка теории организации
предстоящей деятельности, «стартовая площадка» преподавателя – проектировщика педагогической системы. Поскольку педагогическое проектирование – это процесс, то преподаватель- проектировщик должен разбить этот процесс на этапы, определить методологические подходы, выявить функции этого процесса, применить принципы, которыми следует руководствоваться при проектировании.
Компонент 2.Так как результатом педагогического проектирования является педагогическая система, то она должна иметь системообразующий фактор как концентрированное выражение основной идеи системы.
Компонент 3. Педагогическую систему нужно представить в виде условного изображения в форме блок – схемы, называемой дидактической моделью педагогической системы, которая включает все элементы системы (цель, содержание, формы, методы, средства и др.) и может считаться универсальной моделью педагогической системы преподавания предмета, модуля или темы. Для построения модели руководствуются определенными принципами.
Компонент 4. Реализация педагогической системы в образовательном процессе – это тоже процесс, процесс реализации каждого элемента её модели, но не просто реализация, а реализация с выполнением определенных условий, предписанных требований, принципов и поэтому называемый педагогической технологией, которая обеспечивает достижение цели и предполагаемый результат. При разработке педагогической технологии также руководствуются определенными принципами.
Компонент 5. Реализация спроектированной педагогической системы посредством педагогической технологии дает предполагаемый результат с определенным уровнем технологичности и соответствующим уровнем успешности овладения студентами учебным материалом.
Компонент 6. После реализации педагогической системы возникает необходимость «обращения субъекта на самого себя», т.е. анализа преподавателем своей собственной работы (рефлексии) и выявления наличия признаков технологичности системы.
Компонент 7.Проектирование педагогической системы должно опираться на «фундамент» (научную основу педагогического проектирования): системный подход к научному познанию, системный анализ образовательного процесса, теорию проектирования систем и концепцию педагогического проектирования.
Комментарии к концептуальной модели педагогического проектирования
Слайд 16Модель образовательного процесса
т
Слайд 17Основные составляющие блоки модели педагогической системы
Формула модели образовательного процесса
М=Ц+С+Д+У
На вопрос, что
важнее для художника при создании произведения искусства: что? или как?, выдающийся французский скульптор Роден ответил: «Кто»!
Целевой блок
Для чего учиться?
Зачем учить?
Что формировать?
Теория целеполагания
Содержательный блок
Что изучать?
Чему учиться?
Чему учить?
Теория информации
Деятельностный блок
Как учиться?
Как учить?
Теория познания
Управляющий блок
Что в результате получилось по сравнению с поставленной целью
Теория управления
Слайд 18Педагогическая технология
(реализация элементов модели педагогической системы)
Слайд 20Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) – интегральная профессионально
- квалификационно – личностная характеристика, включающая совокупность ключевых компетенций и их составляющих субкомпетенций, необходимых для преподавательской деятельности.
Профессионально-педагогическая компетентность
ППК = ∑(СПК+ПОК+ОУК+ЛПК)
Слайд 21Модель преподавателя с описанием ключевых компетенций и субкомпетенций
(СК2)
(СК3)
Слайд 22Структурные составляющие
профессионально-педагогической
компетентности преподавателя (ППК)
(ключевые компетенции)
Системно-проектировочная компетенция (СПК) – Системно проектировочная
составляющая означает, что преподаватель должен овладеть научной и методологической основами педагогического проектирования и уметь спроектировать педагогическую систему преподавания своего курса. Система позволяет педагогу работать не на запоминание, не на эксплуатацию памяти, а на развитие мышления, творческих способностей студентов.
Предметно-отраслевая компетенция (ПОК) – Предметно-отраслевая составляющая – это глубокое знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т.е. профессионально ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, в которой будет работать выпускник образовательного учреждения.
Слайд 23Организаторско-управленческая компетенция (ОУК) – Организаторско-управленческая составляющая – преподаватель должен уметь организовать
образовательный процесс, грамотно управлять им, быть компетентным в области менеджмента в образовании и быть информированным в сфере управления в соответствующей отрасли, для которой готовится специалист.
Личностно-профессиональная компетенция (ЛПК) – Личностно-профессиональная составляющая – это знания, умения, наличие опыта преподавателя в области нравственности и личного обаяния (имиджелогии), сбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики), упреждения и разрешения конфликтов (конфликтологии), индивидуальной работы с обучающимися и овладение соответствующими технологиями (педагогики)
Слайд 24Профессионально-педагогическая компетентность (ППК):
ключевые компетенции (К) и их составляющие cубкомпетенции (СК)
К1
Системно-проектировочная компетенция
СК 1.1 –умение спроектировать цель
СК 1.2 – умение реализовать принципы дидактики
СК 1.3 – умение провести научный отбор содержания
СК1.4 – умение выбрать формы обучения
СК 1.5 – умение обосновать методы обучения
СК 1.6 – умение подобрать средства обучения
СК 1.7 - умение сформулировать системообразующий фактор и реализовать его принципы
СК 1.8 - умение спроектировать внутреннюю и внешнюю обратную связь и проанализировать результативность образовательного процесса
К2 Предметно-отраслевая компетенция
СК 2.1 – дефиниция курса и его значение в профессиональной деятельности
СК 2.2 – объект, предмет, цель и задачи изучения курса
СК 2.3 – профессиональная направленность курса, воспитательные и развивающие возможности
СК 2.4 – структура объекта будущей профессиональной деятельности выпускника
СК 2.5 – техника в отрасли
СК 2.6 – технология в отрасли
СК 2.7 – формы собственности в отрасли
СК 2.8 - основные экономические категории в отрасли, понятие о бизнес-плане и логистике
Слайд 25Профессионально-педагогическая компетентность (ППК):
ключевые компетенции (К) и их составляющие cубкомпетенции (СК)
К3 Организаторско-управленческая
компетенция
СК 3.1- основополагающие принципы образования (по ЮНЕСКО)
СК 3.2 – структура организации и управления в системе образования
СК 3.3 – система наук, формула прогресса (образование, наука, производство, инновации)
СК 3.4 – принципиальные подходы к содержанию образования
СК 3.5 – ступени и уровни образования
СК 3.6 – знание сущности Болонского процесса
СК 3.7 – термины и определения (по ФГОС ВПО)
СК 3.8 – структура организации и управления в отрасли, для которой готовится специалист.
К4 Личностно-профессиональная компетенция
СК 4.1 – мотивация (мотивированное желание работать в профессии педагога)
СК 4.2 – стимулирование (моральное удовлетворение и материальная обеспеченность в профессии)
СК 4.3 – возможность реализации своих способностей
СК 4.4 – чувство комфортности в профессии
СК 4.5 – креативность и интеллект
СК 4.6 – коммуникабельность и толерантность
СК 4.7 – высокая культура
СК 4.8 – доброжелательность и требовательность.
Слайд 26СК 4.1 – мотивация (мотивированное желание работать в профессии педагога)
СК
4.2 – стимулирование (моральное удовлетворение и материальная обеспеченность в профессии)
СК 4.3 – возможность реализации своих способностей
СК 4.4 – чувство комфортности в профессии
СК 4.5 – креативность и интеллект
СК 4.6 – коммуникабельность и толерантность
СК 4.7 – высокая культура
СК 4.8 – доброжелательность и требовательность
Субкомпетенции ключевой личностно-профессиональной компетенции
Слайд 27Логическая интерпретация проект-системы ДВШ
ДВШ
ППК
Концептуаль-ная модель
Модель образователь-ного процесса
Технологическая модель
Познание
Метод индукции
(предпочтителен в науке)
(предпочтителен
в образовании)
Метод дедукции
идея
концепция
методология
технология
Системное педагогическое
проектирование
Системный подход
(анализ, синтез)
Моделирование
(графическое)
Слайд 28Иллюстрация принципа эйдетики на примере сущности методов индукции и дедукции
Метод индукции
(в
науке)
Метод дедукции
(в образовании)
методология
технология
концепция
концепция
методология
технология
идея
Пирамида как зрительный образ методов познания и иерархии категорий
Слайд 29Первый элемент образовательного процесса как системы с учетом иерархии
Цель подготовки
дипломированного
специалиста
Цель изучения
цикла
учебных
дисциплин или предмета
Цель изучения
дисциплины
Цель учебного
занятия
Надсистемы
Подсистемы
Слайд 30Элемент «Содержание» в «иерархической лестнице» образовательного процесса как системы
Содержание подготовки
специалиста
Содержание
цикла дисциплин
или предмета
Содержание
Учебной дисциплины
Содержание конкретного
занятия
Надсистемы
Подсистемы
Слайд 31Реализация системного подхода
и методов индукции и дедукции
Г.Н. Стайнов
Проектирование
педагогической системы
преподавания курса
«Детали машин»
Монография
Москва
«Педагогика-Пресс»
1999
Г.Н.
Стайнов
Педагогическая система
преподавания
общетехнических
дисциплин
Монография
Москва
«Педагогика-Пресс» 2002
Г.Н. Стайнов
Основы системного
педагогического
проектирования
Учебное пособие
Москва 2009
Г.Н. Стайнов
Дидактика высшей школы
на основе системного
педагогического
проектирования
Учебно-методическое пособие
Москва МГУЛ 2010
1
2
3
4
Слайд 32Тенденция трансформации системообразующего фактора в связи с усложнением и укрупнением системы
Активизация познавательной деятельности
при изучении отдельной дисциплины (например, курса «Детали машин»).
Формирование интегрирующей компетентности при изучении цикла дисциплин (например, цикла общетехнических дисциплин– формирование общетехнической компетентности).
Формирование системно-проектировочной компетенции как одной из составляющих общей профессиональной компетентности (например, для преподавателя – на основе методологии системного педагогического проектирования).
Формирование профессиональной компетенции (например, общей профессионально-педагогической компетентности, ключевых компетенций и субкомпетенций преподавателя – в курсе «Дидактика высшей школы»).
1
2
3
4
Слайд 33Дидактика высшей школы (ДВШ) – это наука, основанная на концепции системного
педагогического проектирования и представляющая собой совокупность теоретических положений и практических рекомендаций для формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя высшего профессионального образовательного учреждения (вуза).
Объект ДВШ – целостный образовательный процесс, включающий все его элементы (цель, системообразующий фактор, общедидактические принципы, содержание, формы, методы, средства, субъекты процесса обучения, обратная связь, результат).
Предмет ДВШ – проектирование педагогической системы преподавания с моделированием и технологизацией процесса обучения.
Цель курса ДВШ – научиться проектировать педагогическую систему преподавания учебного предмета, принимая в качестве системообразующего фактора профессионально-педагогическую компетентность преподавателя.
Слайд 34Задачи изучения курса ДВШ:
Уяснить концепцию системного педагогического проектирования и усвоить
ее логическую интерпретацию на основе концептуальной модели.
Обосновать и построить модель педагогической системы (модель образовательного процесса) с комментариями всех составляющих ее элементов.
Научиться разрабатывать технологию обучения предмету с реализацией принципов (требований), предъявляемых к каждому элементу модели системы.
Применить спроектированную педагогическую систему для обоснования модели преподавателя на основе компетентностного подхода.
Слайд 35Сущность образовательного процесса и его триединства
Слайд 36
Дидактические цели и задачи
субъектов образовательного процесса
Цель студента:
иметь мотивированное желание, готовность и стремление к образованию, самосовершенствованию, расширению интеллектуального кругозора.
Следовать правилу: не «получить», а посредством своей познавательной деятельности и помощи преподавателей «взять», приобрести знания, умения и навыки в созданных в вузе условиях для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.
Задачи (условно, образно → 4 «Д»):
1). Добывать (новые знания!)
2). Добиваться (понимания, усвоения!)
3). Думать (развивать мышление!)
4). Действовать (применять знания!)
Слайд 37Дидактические цели и задачи
субъектов образовательного процесса
Цель преподавателя:
создать организационно-педагогические условия для успеха образовательного процесса и способствовать студентам в познавательной деятельности.
Задачи (условно, образно → 4 «О»):
1). Обеспечить цикл лекций на высоком научном уровне с приоритетом системного, творческого мышления преимущественно методом дедукции.
2). Обеспечить четкое проведение практических занятий и разработку творческих заданий для самостоятельной работы студентов.
3). Обеспечить методической литературой и рекомендовать дополнительные научные источники.
4). Обеспечить консультации и обратную связь.
Слайд 38Наглядные опорные сигналы (образы) качества
образовательного процесса
Слайд 39Наглядные опорные сигналы (образы)
качества образовательного процесса
Слайд 40Методологическая основа проектирования
педагогической системы (1)
Слайд 41Методологическая основа проектирования
педагогической системы (2)
Слайд 42Принципы, средства и условия реализации
системообразующего фактора
Слайд 44
где Ni – количество принципов реализации элементов модели педагогической
системы, осуществленных в проведенном учебном занятии (количество баллов соответствующего уровня технологичности);
NΣ – суммарное количество потенциально возможных принципов реализации элементов модели (суммарное количество баллов в случае самого высокого уровня технологичности)
КОЭФФИЦИЕНТ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
Слайд 45β4– аксиоматическая
β3– прогностическая
β2– аналитико-синтетическая
β1– феноменологическая
Результативность технологии обучения по коэффициенту успеха в
усвоении учебного материала
α – уровень усвоения
β – ступень абстракции
γ – степень осознанности усвоенных знаний
γ1 – на уровне предмета
γ2 – на межпредметном уровне
γ3 – на профессиональном уровне
γ4 – на уровне системного подхода
степень освоения деятельности
(уровень автоматизации действий)
τ -
τ1 – на уровне неквалифицированного работника
τ2 – на уровне работника низкой квалификации
τ3 – на уровне работника средней квалификации
τ4 – на уровне работника высокой квалификации
Индекс (уровень) успешности Ii=αi+βi+γi+τi IΣ= α4+β4+γ4+τ4
Слайд 46
где Ii – индекс успешности (число баллов, набранное студентом),
освоение учебного материала по четырем параметрам (на соответствующем уровне) в результате тестирования (уровень усвоения + ступень абстракции + степень осознанности + степень овладения применением знаний);
IΣ – суммарный максимально возможный индекс успешности (число баллов) в случае освоения учебного материала на четвертой позиции каждого из четырех количественных параметров (соответствует полному успеху в учении на четвертом уровне)
КОЭФФИЦИЕНТ УСПЕХА
Слайд 47Принципы рефлексии педагогической системы
и признаки ее технологичности
Принципы рефлексии
Слайд 49Научная основа педагогического проектирования
Слайд 51Содержательная база педагогической системы
Слайд 54Аналогия технического и педагогического проектирования
Техническое проектирование
Технический проект
Чертежи
(графические
материалы)
Технология (технологический процесс)
Дидактическая
модель
(модель образователь-ного процесса)
Педагогическая технология (технология обучения)
Педагогическая система
Педагогическое проектирование
Слайд 55Виды творчества преподавателя
в процессе педагогического проектирования
Слайд 56Дидактические возможности концепции системного педагогического проектирования
(в следующих аспектах)
1. В обосновании
методологических и научных основ педагогического проектирования
2. В моделировании и технологизации образовательного процесса
3. В обосновании оценивания работы преподавателя по критерию уровня и, соответственно, коэффициенту технологичности проведенного конкретного занятия
4. В обосновании оценивания овладения студентами изученным материалом по показателю индекса успешности и, соответственно, коэффициенту успеха в учении
5. В обосновании курса «Дидактика высшей школы» на основе концепции системного педагогического проектирования и разработке авторской программы по этому курсу
6. В обосновании бинарного подхода к содержанию подготовки специалиста
7. В формировании общей профессионально-педагогической компетентности, ключевых (основных) и субкомпетенций (единичных)
8. В разработке модели преподавателя (педагога профессионального образования) на основе культурологического и компетентностного подходов
Слайд 57Характерные достоинства педагогической системы
Логическая структурированность – совокупность упорядоченно расположененных элементов системы
с учетом устойчивых связей между ними, обеспечивающих целостность и тождественность дидактической (теоретической модели) системы реальному образовательному процессу;
2. Практичность – совокупность свойств системы, влияющих на эффективность ее реализации в образовательном процессе и выражающихся:
а) в возможности использования системы в реальном образовательном процессе;
б) в простоте ее освоения и применения;
в) в воспроизводимости технологии и достижении намеченной цели;
г) в моральном удовлетворении преподавателя и гордости за воплощение идеи Вольтера «Пусть каждый возделывает свой сад», т.е. в применении к образовательному процессу: «пусть каждый педагог спроектирует педагогическую систему преподавания своего предмета».
Слайд 58
3. Технологичность – соответствие педагогической системы определенным требованиям (принципам) оптимальной ее
реализации для достижения прогнозируемого результата в образовательном процессе;
4. Универсальность – система имеет обобщенный характер, ее модель выступает в качестве «оболочки», которую можно наполнить содержанием любого предмета и которая предоставляет возможность сочетания технологичности и творческого поиска преподавателя в образовательном процессе.
Слайд 61Уровни конкретно-научно-прикладной методологии
Слайд 62Соотношение педагогики и методики
(по С.И. Гессену)
Педагогика -
прикладная
философия
Общая
методика -
прикладная
педагогика
Методика профессионального обучения -
прикладная
общая методика
Частная методика -
прикладная методика
профессионального
обучения
Слайд 63Культурологический подход: изучение мироздания и усвоение опыта предыдущих поколений по созданию
материальных, интеллектуальных и духовных ценностей цивилизации
Компетентностный подход:
формирование качеств, необходимых для предстоящей трудовой деятельности в профессиональном, квалификационном и личностном аспектах
Знания о природе (в широком смысле)
Знания об обществе,
философии, государстве, праве
Знания о человеке, мышлении, интеллекте, способностях и возможностях
Знания о созидательной,
творческой деятельности людей на благо человечества
Системно - проектировочная
компетенция (СПК)
Предметно-отраслевая компетенция (ПОК)
Организаторско-управленческая
компетенция (ОУК)
Личностно-профессиональная
компетенция (ЛПК)
Слайд 64БИНАРНЫЙ ПОДХОД
К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 65Основополагающие принципы образования
(по материалам ЮНЕСКО)
Слайд 66Основные специализации преподавателей в информационно – коммуникационных технологиях (разделение труда)
(по материалам
Слайд 67Основные дидактические функции преподавателя
Слайд 68Средства и условия реализации принципов активизации
(форсирования) познавательной деятельности обучающихся
Слайд 69Базовые элементы системы «Прогресс страны»
Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества,
ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.
Луи Пастер
1
Структурная схема интеллектуального потенциала страны в наглядной форме (по принципу эйдетики)
Фунда-ментальная
наука
Образование
Прикладная
наука
Производство
1
2
3
4
ИНТЕЛЛЕКТ
ИНВЕСТИЦИИ
Инвестиции – это вложения средств в производство или в другие проекты в различных формах для экономического роста страны в интересах людей.
Инновации – это новые научные достижения, внедрённые или готовые к внедрению в производство для повышения его эффективности (для вуза – в образовательный процесс).
Интеллект – это потенциал умственных возможностей и творческих способностей человека для познания и преобразования мира.
Формула прогресса
Прогресс
Инвестиции
Интеллект
Инновации
ИННОВАЦИИ
Слайд 70Системный подход к философскому вопросу “В чем смысл жизни?”
Курс ДВШ построен на системном подходе и моделировании, предпочтительно применять этот универсальный инструмент исследования и в других проблемах, например, подойти системно к вопросу о смысле жизни и дать версию ответа на него. Ответ: смысл жизни – в самой жизни!
А что значит понятие сама жизнь? Жизнь – это система! А что значит система?
Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих в процессе функционирования этой совокупности для обеспечения комфортности человека в окружающем мире. Полагаем, что жизнь как ценностная система включает человека-субъекта и ряд ключевых элементов его умственных, физических, духовных и нравственных потенциальных возможностей бытия: любовь, познание, творчество, общение, здоровье, свобода, порядочность.
В качестве системообразующего фактора для жизни как системы принимаем Радость.
Представим схематически модель смысла жизни в виде композиции, иллюстрирующей полноту жизни.
Вывод:
Итак, следует завершить сей пассаж комментарием модели смысла жизни, пожелать слушателям, читателям и преподавателям ДВШ реализации всех элементов системы через системо- образующий фактор Радость:
Радость любви в широком смысле, в т.ч. к своей профессии; радость познания нового; радость творчества; радость общения; радость здравия; радость свободы; радость порядочности как человека и компетентности как личности.
Успехов Вам в ощущении и реализации смысла жизни!
Слайд 71Виды взаимодействия преподавателя и студентов в изучении материала
Технология обучения
(в полном смысле этого слова) – реализация преподавателем и студентами элементов педагогической системы с обязательным выполнением всех научно обоснованных принципов, предъявляемых к каждому элементу модели образовательного процесса.
Ступень абстракции изучения материала – прогностическая.
Авторская методика -
в силу объективных и субъективных причин преподаватель не реализует все принципы, не совсем соблюдает рекомендуемые формы, методы и средства, проявляет собственную творческую инициативу в процессе обучения.
«Право на жизнь» авторская методика подтверждается результатом: высоким качеством и эффективностью образовательного процесса.
Оценка со стороны педагогического сообщества и студентов – «преподаватель от Бога», педагог-новатор, мастер и т.д.
Сочетание разных ступеней абстракции (от феноменологической до аксиоматической).
Частичная технология
(не все принципы, предъявляемые к каждому элементу модели образовательного процесса, реализуются в данном дидактическом цикле).
Уровень технологичности определяется по коэффициенту технологичности Kтex.
Ступень абстракции – преимущественно прогностическая.
Методика обучения -
совокупность методов, приёмов, средств и организационных форм, направленных на достижение запланированных целей в образовательном процессе.
Классификация методик: общая, профессиональная и частная.
Ступень абстракции – преимущественно аналитико-синтетическая.
Все виды взаимодействия реализуются по принципу синергетики и предполагают формирование системного мышления и профессиональной компетентности.
Слайд 72Принципы построения модели образовательного процесса
Слайд 73Принципы разработки технологии обучения
Слайд 74Цикл курсов (предметов)
Например, общетехнический цикл (в рамках ГОС по
специальности)
Учебная дисциплина (в рамках курса)
Например,
Инженерная
графика,
Теоретическая механика, Сопротивление материалов,
Детали машин и др.
Разделы, темы, модули (в рамках дисциплины)
Например,
Статика, Кинематика, Динамика, Соединения, Передачи, Валы, оси и их опоры и т.д.
Системный подход к понятию «Содержание обучения» в рамках специальности
Учебный курс (учебный предмет)
Например,
«Основы проектирования машин» (в рамках цикла)
Слайд 75Высшее профессиональное
образование (ВПО)
Университет
Институт
Академия
Научное образование (НО) -
Среднее профессиональное
образование (СПО)
Колледж
Техникум
Профессиональный лицей (диплом специалиста
среднего звена)
Начальное профессиональное образование (НПО)
Профессиональное училище
Профессиональный лицей (диплом квалифицированного рабочего)
Уровни профессионального и научного образования
аспирантура
Ученая степень -
кандидат наук
Ученое звание -
доцент
докторантура
Ученая степень –
доктор наук
Ученое звание –
профессор
Слайд 76Сущность системного подхода к педагогическому проектированию
Системный подход
Рассмотрение, представление, исследование объектов,
явлений процессов как совокупность составляющих элементов, взаимосвязанных, взаимообусловленных и образующих общую целостность, систем.
Системный подход эффективно реализуется в образовательном процессе через педагогическое проектирование как связующее звено между педагогической теорией и педагогической практикой.
Результатом педагогического проектирования является педагогическая система.
Педагогическая система -совокупность взаимосвязанных, функционально объединенных, взаимообусловленных элементов, предназначенных для достижения образовательной цели посредством совместной деятельности преподавателя и студентов.
Анализ
Дифференциация, разделение, расчленение системных объектов, явлений, процессов на элементы и исследование по отдельности, считая их структурными составляющими целостной системы, т.е. изучая эти элементы комплексно, во взаимосвязи и взаимозависимости. Элементы образовательного процесса: Цель, принципы дидактики, содержание, формы, методы, средства, преподаватель и студенты, обратная связь, системообразующий фактор, результат.
Синтез
Обобщение результатов исследования составляющих элементов, рассмотрение, изучение выявленных связей, закономерностей и интеграция их в единую целостную систему. Для изучения, теоретического исследования и практической реализации системы, например, педагогической, её следует смоделировать и представить в виде блок-схемы « Модель образовательного процесса», включающей все элементы педагогической системы.
Слайд 77Системообразующий фактор как важнейший элемент педагогической системы (модели образовательного процесса)
Системообразующий фактор педагогической системы - это ключевое положение, стержневая «цементирующая» мысль, концентрированное выражение идеи, которая пронизывает педагогическую систему, проходит через все элементы образовательного процесса при их реализации и определяет характер технологии обучения для достижения интегральной цели учебного предмета.
Для разных учебных предметов могут быть определены различные системообразующие факторы.
Например, для курса ДВШ принято в качестве системообразующего фактора- формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя.
Слайд 78Алгоритм педагогического процесса как сумма алгоритмов управления и функционирования (по В.П.
Беспалько)
Реализация принципа синергетики (в ДВШ)
АПП= АУ+АФ
Алгоритм функционирования (АФ)
(Алгоритм учебной деятельности студентов)
АУД=(ООД)1+(ИД)1+(ОС)1+(КД)1, где
(ООД)1– реализация ориентировочной основы деятельности
(ИД)1 – исполнительная познавательная деятельность студентов
(ОС)1 – внутренняя обратная связь (самоконтроль)
(КД)1 – корректировочные действия (исправление ошибок)
Учение – деятельность обучающихся:
овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН)
активный процесс познания
преобразование информации в знания за счёт собственного мышления
формирование у себя способности и готовности к применению ЗУНов в будущей сфере деятельности (профессиональная компетентность)
Алгоритм управления (АУ)
(Алгоритм преподавательской деятельности)
АПД=ООД+ИД+ОД+КД, где
ООД – ориентировочная основа деятельности
ИД – информационная деятельность
ОС – обратная связь (контроль)
КД – корректирующая деятельность (анализ)
Преподавание – деятельность преподавателя:
организация процесса обучения
предъявление информации
создание условий для её усвоения
руководство самостоятельной работой студентов и формированием профессиональной компетентности
Образовательный процесс
Преподавание
Учение
╬
Слайд 79Система оценки освоения образовательной программы в соответствии с Болонским соглашением
За один год учёбы студенту необходимо заработать 60 баллов (зачётных единиц, кредитов). Балл – это мера трудоёмкости изучения дисциплины.
Для получения I ступени высшего образования (бакалавра) за 4 года учёбы:
60•4=240 баллов
Для получения II ступени высшего образования (магистра) за 2 года учебы после бакалавриата студент должен заработать не менее 360 зачётных единиц (кредитов):
240+2•60=360 баллов.
Одна зачетная (кредитная) единица равна 36 часам.
Европейская система оценки знаний включает 7 уровней, обозначенных буквами латинского алфавита:
А – отлично E – удовлетворительно-
B – хорошо+ F – неудовлетворительно с
C – хорошо возможностью пересдачи
D – удовлетворительно Fx – неудовлетворительно с повторным
изучением дисциплины и оплатой за свой счёт
Слайд 80Дидактические принципы (по Л.В. Занкову)
Слайд 81Виды педагогических знаний
Эмпирические
Опытно-
теоретические
Экспериментально
теоретические
Рефлексивно-
теоретические
Знания-техника
Знания-технология
Знания-сырьё и материалы
Знания-организация, управление и экономика
Виды технических знаний
Слайд 82
Стадии педагогического проектирования
Идея
Спроектировать педагогическую систему с принятием формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя
в качестве системообразующего фактора системы. На выходе системы – модель педагога в компетентностном формате.
Моделирование
Обоснование модели педагогической системы, включающей все элементы реального образовательного процесса на основе разработанных принципов построения модели
Технологизация
Последовательная разработка по частям технологического процесса для всех элементов модели с обязательным учетом научно-обоснованных принципов, предъявляемых к каждому элементу системы. Предварительно сформулированы принципы разработки технологии обучения.
Реализация
Внедрение в реальный образовательный процесс, мониторинг, анализ, синтез, соблюдение принципов рефлексии, проверка системы на наличие признаков технологичности, установление уровня технологичности учебного занятия и оценка успешности усвоения знаний студентами.
Слайд 83Краткая справка о Болонском соглашении
Образование – это социальное благо ,которое должно
быть доступно для всех.
Образование – это интеллектуальный потенциал нации, главный ресурс капитала в стране.
Главную ответственность за развитие образования в стране несёт государство.
Государство должно неуклонно наращивать своё участие в образовании через финансирование и протекционизм в отношении образования, педагогов и обучающихся.
В 1999 году в итальянском городе Болонья подписана декларация о вхождении стран Европы в единое образовательное пространство.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.
Болонский университет был основан в 1088 году.
В настоящее время в университете обучается 100 тысяч студентов.
Имеются факультеты: юриспруденции, философский, филологический, медицинский, педагогический, экономический, статистики, технологический, кино, театра и телевидения, моды, инженерно-механический, политологии.
Фундаментальные принципы Болонского процесса (Е.В. Ткаченко):
Слайд 84Основные педагогические технологии
ОИО – объяснительно-иллюстративное обучение
Программированное обучение
Проблемное обучение
Модульное обучение
Дистанционное обучение
Контекстное обучение
Концентрированное
обучение
Деловые игровые технологии
Авторские творчески развивающие технологии
Слайд 86Структура ФГОС ВПО
Квалификация (степень): бакалавр профессионального образования
Область применения
Термины, определения, обозначения, сокращения
Характеристика направления подготовки
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1 Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ
7.2 Требования к организации учебной и производственных практик
7.3 Кадровое обеспечение учебного процесса
7.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
7.5 Финансовое обеспечение учебного процесса
7.6 Материально-техническое обеспечение учебного процесса
8. Оценка качества освоения основных образовательных программ
Слайд 87Термины и определения (по ФГОС ВПО)
Вид профессиональной деятельности -
Зачетная единица
-
Компетенция -
Модуль-
Методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;
мера трудоемкости образовательной программы;
способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;
Совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;
Направление подготовки -
Совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области
Объект профессиональной деятельности -
системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;
Совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;
Область профессиональной деятельности -
Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата (бакалаврская программа) -
Совокупность учебно-методической документации, включающей учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся
Профиль-
направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;
усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;
Результаты обучения -
Учебный цикл -
совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.
Слайд 88Профили подготовки бакалавров по направлению Профессиональное обучение (по отраслям)
Сельское и
рыбное хозяйство
Металлургия и машиностроение
Энергетика
Электроника, радиотехника, связь
Строительство
Транспорт
Добыча и переработка полезных ископаемых
Производство продовольственных продуктов и потребительских товаров
Химические производства
Экономика и управление
Сервис
Декоративно-прикладное искусство и дизайн
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
Правоведение и правоохранительная деятельность
и т.д.
Слайд 89Актуальность курса «Дидактика высшей школы» для аспирантов
Аспирантура
– основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования. Аспирант (от лат. стремящийся к чему-либо), в данном случае человек с высшим образованием, стремящийся к учёной степени кандидата наук. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям наук и научным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников.
Как вытекает из предназначения аспирантуры, её выпускники должны быть готовы к преподавательской деятельности. В связи с этим предлагается в период обучения в аспирантуре ввести для аспирантов курс «Дидактика высшей школы». Кстати, этот курс будет весьма полезен и для молодых преподавателей, оставленных работать в университете и не имеющих педагогического образования. С учётом этого, аспирант за время обучения в аспирантуре обязан:
1) Полностью выполнить индивидуальный учебный план;
2) Сдать соответствующие кандидатские экзамены;
3) Изучить курс «Дидактика высшей школы»;
4) Завершить работу над кандидатской диссертацией.
Слайд 90Принципы самостоятельной внеаудиторной работы (СВР) над домашним заданием
Слайд 91Принципы целеполагания
Основные требования
Принципы
целеполагания
Способы постановки
Ступени
абстракции
Уровни усвоения
Слайд 92Принципы формирования содержания
Слайд 93Принципы педагогического проектирования
Слайд 94Принципы реализации
системообразующего фактора
Слайд 95Сущность категории «Образование»
(по Д.В. Чернилевскому)
Слайд 96Термины и понятия (к характеристике выпускника-специалиста и процессам его подготовки)
Слайд 97Литература
Стайнов Г.Н. Проектирование педагогической системы преподавания курса «Детали машин». Монография. –
М.: Педагогика-Пресс. 1999. – 192с.
Стайнов Г.Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин. Обоснование модели. Разработка технологии. Монография. – М.: Педагогика-Пресс. 2002. – 200с.
Стайнов Г.Н. Основы системного педагогического проектирования: учебное пособие. – М.: ФГОУ ВПО МГАУ. 2009. – 136с.
Стайнов Г.Н. Дидактика высшей школы на основе системного педагогического проектирования: учебное издание, учебно-методическое пособие. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ. 2010. – 148с.
Слайд 98Воспитательный аспект
образовательного процесса
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся,
являются теми, что они есть, -
добрыми или злыми, полезными или бесполезными, - благодаря воспитанию.
Джон Локк
(в конспективном изложении)
Слайд 99Образованным считается человек,
который знает где найти то, чего он не
знает.
Сенека
Воспитание
Развитие
Обучение
Образованность
Результат образования – образованность
Схематическое изображение образовательного процесса и его результата
Образование
Слайд 100Главная цель образования – формирование и развитие способности и готовности к
самообразованию
Цели образовательного процесса
Обучение – информационно-познавательно-деятельностный процесс.
Обучающая (дидактическая) цель занятия показывает, какой степенью овладения учебным материалом должны достигнуть учащиеся в конце любого этапа обучения, в каких действиях это должно выразиться.
На теоретических занятиях – какие знания будут усвоены.
При планировании лабораторных и практических занятий эта цель в первую очередь показывает, каике умения и профессиональные действия отрабатываются на занятиях, затем отмечаются другие аспекты обучения (закрепление знаний, контроль усвоения и т.п.).
Воспитание – социальный процесс.
Воспитательная цель раскрывает направления воспитательных воздействий на учащихся по формированию социально значимых качеств личности (экономических, экологических, правовых, нравственных и т.д.) и пути их осуществления на занятии. Направления воспитания выбираются, исходя из особенностей содержания предмета (или темы) и технологии.
Развитие – социально-биологический процесс.
Развивающая цель определяет основные направления совершенствования психофизиологических качеств обучающихся (мышления, памяти, внимания, восприятия, психомоторики и т.д.) и пути их реализации на занятии.
Направления развития выбираются так же, как и направления воспитания, исходя из особенностей содержания предмета (или темы) и технологии его освоения.
Главный результат образования – общая компетентность и ключевые компетенции в сфере будущей профессиональной деятельности, конкурентоспособность и профессиональная мобильность.
Слайд 101Наполнение элементов модели образовательного процесса содержанием воспитательного характера
ОТВ – это отрасль
педагогической науки, объектом исследования которой является целенаправленный процесс формирования гуманистических, общечеловеческих ценностей, социально и профессионально значимых качеств личности.
Предметом педагогического воздействия воспитания является человек - личность. Определенная часть воспитательного процесса в образовательных учреждениях регламентирована.
Сущность воспитательной работы заключается в её специальной направленности на формирование суммы определенных взглядов, качеств и убеждений воспитанников (результат – поступок). Идеал воспитания – самовоспитание.
Воспитательная работа направлена на:
формирование личности с учетом цели воспитания
приобщение учащихся к общественным ценностям в области морали, науки, искусства и т.д.
организацию деятельности, стимулирующей развитие активной личности
ориентацию «нахождения» себя (человека) в жизни как личности, индивида или индивидуальности.
Цель воспитания – создать условия для самовоспитания, формирования мировоззрения на основе общечеловеческих ценностей, формирование социально и профессионально значимых качеств личности.
Системообразующий фактор воспитания – формирование этических, эстетических, духовных и физических основ потенциала личности.
Задачи воспитания: дисциплинировать, т.е. «укрощать дикость», культивировать знания, цивилизовывать, морализовывать, т.е. создавать настроение, под влиянием которого избирались бы лишь добрые дела.
И. Кант
Слайд 102Принципы воспитания
(система принципов)
Связь воспитания с жизнью, с практикой развития страны и
общества.
Комплексный подход к воспитанию – тесное единство всех направлений воспитания.
Единство сознания и поведения.
Значение труда в жизни человечества и творческое отношение человека к нему.
Культура поведения и коммуникабельность в семье, в коллективе и в обществе в целом.
Сочетание воздействия педагога с инициативой и самостоятельностью обучающихся (взаимодействие).
Уважение к личности обучающегося в сочетании с разумной требовательностью к нему. Основной принцип преподавателя (доброжелательная требовательность и требовательная доброта).
Формула общения с обучающимся = ДТ+ТД
Опора на положительное в человеке.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Преемственность и систематичность педагогических воздействий.
Единство требований школы, семьи и общественности (преподавателей кафедры, факультета, в целом университета) и т.д.
Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.
И. Кант
Слайд 103В совершенствовании человека смысл жизни.
Максим Горький
Содержание воспитания
По направлениям:
Мировоззренческое – формирование
диалектического мировоззрения
Умственное – развитие познавательной активности, формирование системного мышления и культуры умственного труда
Трудовое – воспитывает, что все блага издаются только в результате труда человека.
Нравственное – формирование моральных качеств личности.
Эстетическое – формирование эстетической культуры и развитие художественного вкуса.
Эстетическое воспитание – формирование культуры поведения.
Физическое (физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование санитарно-гигиенической культуры).
Правовое воспитание и воспитание гражданской ответственности
Профессиональное ориентирование – подготовка к сознательному выбору профессии и нахождение своего места в ней.
Экологическое – берегите природу.
Слайд 104Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный
объем сведений, но и должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д. Ушинский
Формы воспитания
Лекция (не путать с методом)
Беседа (не путать с методом)
Экскурсия (не путать с методом)
Психофильм, поход в театр, музей
Изучение родного края
Встречи с известными, заслуженными, творческими людьми
Обсуждение книг, событий, мероприятий, кинофильмов, спектаклей, телевизионных проектов.
Слайд 105Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Жан Жак
Руссо.
Слайд 106Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими
и наилучшими.
Платон
Слайд 107В.Г.Белинский: воспитывать – значит решать (определять) судьбу человека.
Законы воспитания
(Энциклопедия профессионального
образования)
По-старославянски «возпитанье» - возвышенным питание.
1.Закон параллельного педагогического действия (открыт А.С. Макаренко).
В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного.
2.Второй закон воспитания вскрывает «механизм», способ осуществления воспитания, указывает на единство воспитания и жизни детей (открыт великим швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци) – жизнь образует (формирует, воспитывает). Все физические и духовные силы ребёнка развиваются в его деятельности путём упражнения.
Каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания.
Человек (начиная с ребёнка) как результат воспитания – продукт своей жизнедеятельности.
3.Третий закон воспитания вскрывает историческую обусловленность воспитания, его зависимость от конкретных исторических обстоятельств, в которых новое поколение вступает в жизнь. Очень актуален в настоящее время.
Бизнес, нажива превышают всё: порядочность, совесть, родственные отношения и т.д.
Совесть без власти бессильна (безвластна), а власть без совести – бессовестна.
Важная особенность законов воспитания состоит в том, что все они действуют постоянно, в каждый данный момент, вместе и объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей.
Там, где родители, педагоги, наставники знают и учитывают действие законов воспитания, сообразуют свои практические усилия с ними, они добиваются успехов в решении задач воспитания. Там же, где педагоги действуют вслепую и их действия противоречат проявлению законов воспитания, там их ждёт неуспех.
4.Четвертый закон воспитания
Относись к окружающим так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе.
Законы:
1) параллельного педагогического действия,
2) единства воспитания и жизни детей,
3) исторической обусловленности воспитания,
4) относись к окружающим так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе.
Законы, взятые в их единстве, выражают сущность воспитания как предмета педагогической науки.
Слайд 108Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет видеть воспитанника.
В Даль
Законы
педагогики
(Энциклопедия профессионального образования)
Закон обязательного восприятия, усвоения, присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями.
Закон обязательного соответствия содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания (образования) требованиям развития производительных сил общества, его духовной, социальной и культурной сфер.
Обусловленность содержания, форм и методов образования характером производственных отношений и соответствующей им культурной, правовой, моральной, идеологической надстройкой.
Обязательное соединение образования с производственным трудом (А.С. Макаренко разработал формулу параллельного педагогического действия).
Закон ведущей роли деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств личности.
Закон гармонического развития всех сущностных природных и духовных сил личности, её общепсихической, интеллектуальной, физической, физиологической, эмоционально-волевой сфер, с учётом возрастных особенностей и возможностей.
Слайд 109Ни одно человеческое поколение не в состоянии составить окончательного плана воспитания.
И.
Слайд 110Слава доброму мышлению,
Слава доброму речению,
Слава доброму деянию,
Вечность –ярким трем огням!
К.Бальмонт (стих. «Воскресенье»)
Именно от образа мысли, слова, движения (деятельности) в единстве и целостности зависит внутренний образ (мир),характеризуемый в современном понимании образованностью человека.
Д.В. Чернилевский.
Развивающий аспект образовательного процесса
(в конспективном изложении).
Слайд 111Общие положения о развивающем аспекте образовательного процесса.
При системном подходе термин «Развитие»
можно рассматривать на различных уровнях «иерархической лестницы», в частности, в широком и в узком смысле.
1.Необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта –его состава или структуры.
Две формы развития: Эволюция
Революция
2.(биолог.)- Процессы тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных(дифференцировка)преобразований особей с момента зарождения и до конца жизни.
(индивидуальное развитие, или онтогенез)
И в течение всего времени существования жизни на Земле их видов (историческое развитие, или филогенез).
3.Саморазвитие, самодвижение-(философ.),внутреннее необходимое, самопроизвольное изменение системы, определяемое её противоречиями.
4. В приложении к образовательному процессу ( в узком смысле)
Развитие - одна из составляющих этого процесса, способствующая повышению интеллектуального уровня, совершенствованию человека ( в данном случае магистра, аспиранта или студента) в отношении умственных способностей, памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого мышления, системного подхода к объектам, явлениям, процессам и т.д. (определение автора пособия).
Примечание: Развитие мыслительных функций на уровне работы мозга здесь не рассматриваются(эти сложные процессы, изменения исследуются в НИИ мозга и изучаются в психологии, психофизиологии, нейрофизиологии и др.)
Слайд 112Наполнение элементов модели образовательного процесса содержанием развивающего характера.
Цель развивающего аспекта образовательного
процесса
(см. модель образовательного процесса)
Создать условия для формирования системного, творческого, объемного, панорамного(дивергентного) мышления с овладением методологией педагогического проектирования и способностью реализации проектов.
Реализация принципа синергетики для развития как аспекта образовательного процесса
Создание условий для эффективности мышления и реализации способностей слушателей ( со стороны преподавателя)
Осознание интеллектуального затруднения и , соответственно, появление умственного напряжения для активизации процесса мышления (со стороны студента или аспиранта).
Слайд 113
Принципы развития (по Л.В. Занкову)
(по аналогии с принципами обучения)
-Обучение должно быть
на высоком уровне трудности.
Ведущая (приоритетная) роль теоретических знаний
-Быстрый темп изучения учебного материала
-Осознание обучающимися своего личного участия в образовательном процессе.
Слайд 114Содержание развивающего аспекта образовательного процесса
1.Интеллект
2. Мышление
3.Творчество
4. Память
5. Внимание
6.Наблюдательность
7.Системный подход к познанию:
анализ, синтез
8.Идея
9.Система: модель, технология
10.Проект
11. Концепция
12. Методология
13.Противоречие
14. Проблема
15.Гипотеза
16.Теория
17.Система наук
18.Бинарный подход к образованию.
Слайд 115Формы, методы и средства развития в рамках образовательного процесса
Формы:
1. лекции и
лабораторные
занятия
2. практика
3. курсовое и дипломное проектирование
4. НИРС и др.
Методы:
1.проблемное изложение
2.проблемные задачи и задания
3.предъявление учебного материала на повышенной ступени абстракции
4.задания исследовательского характера и др.
Средства:
1.профессиональн-ые кроссворды
2.проблемные ситуации
3.индивидуальные творческие задания
4.реализация в образовательном процессе принципа эйдетики и др.
Мышление как инструмент развития:
Мышление - сложная форма отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами, предметами, явлениями и процессами объективной действительности.
Виды мышления по форме решаемой задачи и предмету отражения: техническое, математическое, педагогическое и др.
Формы мышления: положения, суждения, умозаключение и др.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, систематизация и др.
Слайд 116Системообразующий фактор развития и принципы его реализации
Активизация мыслительной деятельности
Формирование умения
мыслить системно
Например, для дивергентного мышления Дж. Гилфорд предложил следующие принципы:
Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы, причем здесь важно их количество, а не качество.
Гибкость – способность развивать разнообразные идеи, например, связанные с использованием объектов, методов и др. (например, придумать разные способы применения какого-либо предмета повседневного обихода).
Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи, отдаленные ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых.
Точность – способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершенности результата, к совершенствованию своей работы.
Развитие креативности (способности к творчеству) связывают с совершенствованием у обучающихся вышеперечисленных качеств (из психологии).
Слайд 117По отношению к человеку развитие
есть степень сознательности, культурности,
просвещённости. (Словарь С.И.
Ожегова).
Результат развития в рамках образовательного процесса - приобретение умения мыслить системно, позволяющего:
Одновременно видеть систему, подсистему и надсистему, связи между ними и элементами внутри них;
выявлять противоречия, формулировать проблему, выдвигать идеи и предлагать пути их решения;
повышать интеллектуальный уровень (IQ);
саморазвиваться в творческом отношении.
Слайд 118Основные виды профессионального творчества (основание для классификации вузов)
Научное,
художественное,
техническое(инженерное),
педагогическое,
медицинское и др.
Вузы:
Исследовательские
университеты
и центры,
художественные,
технические (инженерные),
педагогические,
медицинские и др.
Слайд 119В оглавление (дополнение)
1.Развивающий аспект образовательного процесса.
2.Общие положения о развивающем аспекте образовательного
процесса.
3.Наполнение элементов модели образовательного процесса содержанием развивающего характера(Цель развивающего процесса).
4.Принципы развития (по Л.В.Занкову)
5.Содержание развивающего аспекта образовательного процесса.
6.Формы,методы и средства развития в рамках образовательного процесса.
7.Системообразующий фактор развития и принципы его реализации.
8.Результат развития в рамках образовательного процесса.
9.Основные виды профессионального творчества (основания для классификации вузов)