Слайд 1
Духовно-нравственное развитие и воспитание в начальной школе
Таврова О.А. ,учитель начальных классов
МОУ СОШ № 13
Ярославль 2010
Слайд 2Методологическая
и идеологическая
основа ФГОС
Духовно-нравственное развитие и воспитание
Ориентир
для всех разделов
ООП
(основной
образовательной
программы)
Слайд 3Духовность, нравственность
Духовность базируется на свободе человека, понимается как внутренний источник, как
жизненная сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией.
Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).
Слайд 4Нравственность
Нравственность в отличии от морали, укоренена не столько в правовых нормах,
но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье.
Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
Слайд 5Духовно-нравственное развитие гражданина России
Духовно-нравственное развитие гражданина России
–это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Слайд 6
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации.
/изд-во «Просвещение», М.,2009/
Слайд 7Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и
воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Слайд 8
«Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования /…/ включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".
( Закон "Об образовании". Ст. 9, п. 6)
Слайд 9 Современный национальный воспитательный идеал
определяется:
в соответствии с национальным приоритетом;
исходя из
необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
согласно Конституции Российской Федерации;
согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Слайд 10Современный национальный воспитательный идеал
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Слайд 11Цель и задачи духовно-нравственного воспитания школьников
Цель современного образования: воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи воспитания детей отражают основные направления развития личности:
личностная культура;
семейная культура;
социальная культура.
Слайд 12 В сфере личностного развития обеспечить
готовность и способность к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;
готовность и способность к реализации творческого потенциала;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
Слайд 13 В сфере личностного развития обеспечить
способность формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;
Слайд 14 В сфере личностного развития обеспечить
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей;
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональ-ному, гражданскому и иному самоопределению;
патриотизм, укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями
Слайд 15В сфере общественных отношений обеспечить
осознание себя гражданином России на основе принятия
общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
Слайд 16В сфере общественных отношений обеспечить
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей
принадлежности к многонациональному народу;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Слайд 17В сфере государственных отношений содействовать:
формированию мотивации к активному и ответственному участию
в общественной жизни, формировании власти, в государственных делах;
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности
Слайд 18Принципы организации духовно – нравственного воспитания
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства
(сотрудничества школы и социума);
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания (их соотнесенности с образовательным процессом в целом);
социальной востребованности воспитания
Слайд 19Базовые нравственные ценности
Личность —смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, способность к
личностному и нравственному выбору, саморазвитие.
Труд и творчество — трудолюбие и ответственность, уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Семья — любовь, уважение к родителям, забота о старших и младших.
Социальная солидарность – милосердие, достоинство, свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость.
Традиционные религии — представления об основах православной культуры, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога.
Слайд 20Базовые нравственные ценности
Природа - экологическое сознание, особенности животного и растительного мира
родного края, заповедная природа.
Гражданственность - забота о благосостоянии общества; ответственность перед Отечеством (дом, семья….).
Патриотизм- любовь к России, своему народу,своей малой родине, служение о Отечеству
Наука – ценность знания, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.
Здоровье
Искусство, литература – красота, гармония, нравственный выбор,
смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
Слайд 21Духовно – нравственное развитие и воспитание осуществляется в деятельности
урочной
внеурочной
внешкольной
Слайд 22Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Воспитание гражданственности,
патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение
родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Слайд 23Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно_психическое и социально_психологическое.
Слайд 24Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Воспитание ценностного
отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа, экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Слайд 25Планируемые результаты
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Слайд 26Внеурочная (внеучебная) деятельность
Слайд 27В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела
Инвариантная часть
Вариативная часть
Внеурочная
деятельность
Слайд 28Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного
(образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
(http://www.standart.edy.ru)
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,
Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Слайд 29Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников
Внеурочная деятельность включается в вариативную
часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю
Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
Аудиторных занятий не должно быть более 50%
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Слайд 30Виды внеучебной деятельности
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественное творчество
Социальное
творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Слайд 31БОП и направления внеучебной деятельности
Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Научно-познавательное
Военно-патриотическое
Общественно полезная деятельность
Проектная деятельность
Слайд 32Базисный образовательный план начальной школы.
Внеучебная деятельность
Слайд 33Направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир
представляют собой содержательные приоритеты
при организации внеучебной деятельности
основание для построении соответствующих образовательных программ
Слайд 34Внеклассная проектная деятельность
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие
ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Слайд 35Факультативы и кружки
Математика
Факультатив «Информатика: логика и алгоритмы»
Факультатив «Информационные технологии»
Кружок «Шахматы»
Литературное чтение
Факультатив
«Детская риторика»
Кружок «Путешествие в прошлое»
Кружок «Занимательная топонимика»
Составление Толкового словарика
Формы организации внеурочной деятельности по курсу «Технология»
индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;
кружки, творческие группы и клубы по интересам:
технические объединения (ЛЕГО-клуб, техническое моделирование, авиамодельные, судомодельные, автомодельные кружки, «Юные конструкторы и изобретатели», «Оч. умелые ручки» и т. п.);
художественно-прикладные кружки (оригами, художественной вышивки, вязания, макраме, мягкой игрушки, бисеро-плетения, «Юный скульптор», «Золотая соломка», «Книжкина больница», «Куклы народов мира», «Букеты со всего света», «Украшения - своими руками», «Подарки и сувениры», «Театр на столе» и т. п.);
Слайд 36Результаты и эффекты
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия
школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Слайд 37Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников
Первый уровень результатов – приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
«Действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Слайд 38Достижение образовательных эффектов этой деятельности
(эффектов воспитания и социализации детей)
формирования коммуникативной,
этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Слайд 39Методический конструктор внеучебной деятельности
С помощью Методического конструктора могут быть разработаны
различные типы образовательных программ
комплексные образовательные программы
тематические образовательные программы
образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности;
индивидуальные образовательные программы для учащихся
(Образовательные ресурсы. Выпуск 79,ф.7)
Слайд 40РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
Ориентация на школьников определенной возрастной группы.
В определении содержания
ОУ руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы учащихся и родителей.
Программа состоит из: введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов.
Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены занятия.
Программы реализуются в рамках класса и в рамках свободных объединений школьников одного возраста. В первом случае школа разрабатывает программы (340 часов) для каждого класса. Во втором - модульные программы (более 340 часов) для каждой возрастной группы и предлагает школьникам выбирать, какие из предлагаемых модулей им осваивать.