Слайд 1Здоровьесбеоегающие технологии
в образовательном пространстве школы
Девять десятых нашего счастья зависят от
здоровья
А.Шопенгауэр
Слайд 2Понятие здоровья
Основные факторы, обуславливающие здоровье:
Образ жизни
-50-55 %
Влияние экологических факторов -20-25%
Биологические (наследственные) – 20%
Недостатки и дефекты
здравоохранения -10%
(По Лисицину Ю.П.)
Здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов
(по Уставу Всемирной организации здравоохранения).
Слайд 4ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
Слайд 5
Школьные факторы,
отрицательно влияющие
на здоровье детей
Учебно-организационные
Управленческие
Психолого-педагогические.
Гигиенические
Слайд 6Гигиенические условия, факторы:
Шум.
Освещённость..
Воздушная среда.
Размер помещений, кубатура.
Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы).
Используемые стройматериалы,
краска.
Мебель: размеры, размещение.
Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры.
Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания.
Качество питьевой воды.
Экологическое состояние прилегающей к школе территории.
Состояние сантехнического оборудования.
Наличие системы санитарно-просветительской работы.
Слайд 7Учебно-организационные факторы:
Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
Расписание
уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году.
Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).
Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).
Особенности устава школы и норм школьной жизни.
Медицинское и психологическое обеспечение школы.
Слайд 8Участие родителей учащихся в жизни школы.
Стиль управления администрации, характер отношений «по
вертикали».
Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».
Интегрированность школы в окружающий социум.
Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Слайд 9Наличие/отсутствие преемственности системы адаптации между дошкольным и начальным образованием, начальной и
основной школой.
Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.
Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики.
Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.
Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.
Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.
Слайд 10Психолого-педагогические факторы:
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
Стиль педагогического
общения учителя с учащимися.
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
Особенности работы с «трудными» подростками в классе.
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Слайд 11Управленческие:
Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во
время их нахождения в ОУ.
Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.
Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.
Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.
Слайд 12 Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те
направления , работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья , превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
Слайд 13ЦЕЛЬ: создание здоровьесберегающей среды
т.е. получить достойное образование, не потеряв
здоровье
Слайд 14Цветок здоровья
ПСИХИЧЕСКОЕ –
здоровье разума
ФИЗИЧЕСКОЕ –
здоровье тела
СОЦИАЛЬНОЕ –
здоровье
общества
ПСИХОЛОГИ-
ЧЕСКОЕ –
здоровье
эмоций
ИНТЕЛЛЕК-
ТУАЛЬНОЕ –
получение
и
обработка
информации
ДУХОВНОЕ –
система
ценностей и
убеждений
Слайд 15ЗДОРОВЫЙ
ОБРАЗ
ЖИЗНИ
Борьба с
вредными
привычками
Соблюдение
правил дорожного
движения
Система
физкультурно-
оздоровительных
мероприятий
Закаливание
Культура
общения
Рациональное
питание
Благоприятный
морально-
психологический
климат
Соблюдение
правил ТБ
Двигательная
активность
Сочетание труда
И отдыха
СОБЛЮДЕНИЕ
САНИТАРНО-
ГИГИЕНИЧЕСКОГО
РЕЖИМА
Слайд 16Здоровьесберегающие технологии:
Здоровьесберегающие
образовательные технологии
Здоровьесберегающие
медицинские технологии
Здоровьесберегающие технологии
административной работы в школе
Здоровьесберегающие
технологии семейного воспитания.
Слайд 17Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ)
Задачи здоровьесберегающей
педагогики:
ЗСОТ – совокупность всех используемых
в образовательном процессе приёмов,
методов, технологий, не только оберегающих
здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного
воздействия факторов образовательной среды,
но и способствующих воспитанию
у учащихся культуры здоровья.
сформировать
культуру здоровья
обеспечить выпускнику
школы высокий уровень
реального здоровья
Слайд 18Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)
Школа должна реализовать
профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены
на воспитание у учащихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение ЗОЖ.
Слайд 19Дорога к здоровью:
Обучение
вопросам
здоровья
Воспитание культуры здоровья
Использование
здоровье-
сберегающих
технологий как
основного инстру-
мента педаго-
гической работы:
творческий характер
образовательного процесса
формирование интереса
к учению
деятельностный
подход в обучении.
Слайд 20Здоровьесберегательное образовательное пространство школы:
1. Экологическое
2. Эмоционально-поведенческое:
- уровень
коммуникативной культуры
- эмоционально-психологический климат
- стиль поведения учащихся и учителя на уроке
- формы и характер поведения учащихся на переменах
- забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.
3. Вербальное
4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.
Слайд 21Проблемное поле школы, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями
учебные перегрузки учащихся,
приводящие их к состоянию переутомления;
«школьные стрессы»;
распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;
неправильная организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии:
питание школьников во время их пребывания в ОУ;
предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»);
низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Слайд 2310 секретов
здоровьесберегающей педагогики
Слайд 24Литература
Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и
школы.- М. – 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,- 2002. – 121 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование,1998.
Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.