Слайд 1ТРАДИЦИИ РЫЦАРСТВА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы
рассмотреть историю зарождения рыцарских традиции и их влияния на формирования литературной культуры Западной Европы 9-14 вв.
Слайд 2 Цели и задачи исследования
Проанализировать:
-основы рыцарства, истоки формирования рыцарских традиции
- анализ исторических событий, жизнедеятельности персоналий (особенно личности Карла Великого), литературных источников
того времени.
Слайд 3Гипотеза исследования
доказать положительное влияние на возникновения рыцарства и его традиции личности
Карла Великого, пытающегося воссоздать облик новой Европы, путём не только завоеваний, но в формировании культурных ценностей, и в том числе в создании рыцарства и рыцарской культуры «молодой Европы» 9-14 вв., например рыцарской литературы.
развенчать иллюзий наших современников об этом периоде и традициях.
Слайд 4Ход исследования
историческая часть
Карл Великий
Франкский король с768 по 814 гг
Вел активную завоевательную
политику
Расширил границы государства
800 г короновался титулом императора в Риме
Укрепил центральную власть в империи
Создал жесткий контроль над подчиненными через законы
При нем в Европе зарождаются новые феодальные отношения
Наметились изменения культурного уровня населения
Зарождаются рыцарские традиции и культура
Начинает складываться период называемый – КАРОЛИНГСКИМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ
Слайд 5Каролингское Возрождение
Период длится с 8 по 9 вв.
Организуются новые школы
Привлекаются
«выжившие» образованные римляне, которые передают знания молодой франкской молодежи
Появлялась новая поросль кадровой элиты, способной грамотно управлять разнообразным по уровню развития населением
Центром культуры была созданная Карлом Великим – Академия, руководимой Алкуином
Вырастает интерес к светским знаниям – «7 свободных искусств», проявляется интерес к историографии.
Особое место занимает литература.
Большое уважение проявлялось по отношению к античности : переписывались рукописи античных авторов
Слайд 6 История рыцарства
историческое явление рыцарство представляло собой
особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело.
Рыцарство – (от немецкого Ritter – конник) – военно-землевладельческое сословие в средневековой Западной Европе.
Рыцарство как понятие в широком смысле включает в себя всех светских феодалов-воинов, нобилитет.
Понятие рыцарства традиционно связывается с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, относились все светские феодалы-воины.
Рыцарями не рождались, а становились через обряд посвящения в рыцари. При этом для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
Формирование рыцарства происходило в период раннего средневековья (VII-VIII века), когда получили широкое распространение различные формы феодального землевладения: сначала пожизненные, а позже наследственные.
От своих сеньоров при условии несения в их войске конной военной службы рыцари получали земельные феоды.
Именно феоды и были основным источником дохода феодала. Поместье содержалось за счет труда крестьян, находившихся в полной власти своего господина и обеспечивавших его всем необходимым для жизни.
Слайд 7Рождение средневекового рыцаря
На позднелатинском языке термин miles (воин), кроме специфического
обозначения профессии - «солдат», означает еще и подчиненное положение человека в обществе, находящегося на государственной службе. Более того, в поздней Империи в романо-варварских монархиях это второе значение одержало верх над первым, а выражение militare alicui все чаще означало «служить кому-либо».
После каролингских военных реформ этот термин относится уже не только ко всем, кто вообще носит оружие, но и используется применительно к двум основным категориям вооруженных людей. С одной стороны, это воины частных армий, члены комитата, а позднее, в феодальную эпоху, участники вооруженных групп и банд. С другой — лица, входящие в элиту, имеющие достаточно средств, чтобы приобрести дорогостоящую экипировку и вооружиться в соответствии с требованиями капитуляриев, причем было неважно, являются ли они свободными собственниками, вассалами или, как, например, на территории Восточной Франции, несвободными сервами, получившими средства, необходимые для приобретения тяжелого оружия и лошади. Тяжелое вооружение и лошадь с течением времени становятся все более необходимыми воину.
В Южной Франции этих воинов называли caballarii (кабалларии) или cavallarii (от лат. caballum — конь). Это слово вошло в язык непосредственно из народной речи и, следовательно, более всякого соответствовало реальности. Таким образом, представление о miles (воине) по крайней мере с IX в. неразрывно связывается с тяжелым вооружением и прежде всего с верховой ездой. Тяжелое вооружение и боевой конь — необходимые атрибуты настоящего воина. Постепенно слово miles начинает вытеснять другие термины. Быть может, этому способствовала мода на классическую культуру, возникшая после «Каролингского возрождения». При этом словом miles стали обозначать не просто воина, но конного воина. Когда же начиная с XI в. стало необходимым перевести на французский язык слово miles, то народ не задумываясь прибег к слову наиболее ясному и реалистичному — chevalier (рыцарь).
Вряд ли, однако, возможна какая-либо однозначная трактовка истории европейского рыцарства как в том, что касается его происхождения, так и в том, что относится к его дальнейшему развитию. Вероятно, возможна только общая схема такой истории: сначала потребность в тяжелом и дорогостоящем вооружении привела к тому, что на всем Западе развились в VII—IX вв. и стабилизировались в Х в. культура и самосознание слоя профессионалов ратного дела, состоявшего, как правило, из свободных и располагавших материальными средствами, которые позволяли им приобретать экипировку, или же входили в состав свиты какого-либо сеньора, который и снабжал их необходимым — оружием, лошадьми — и вознаграждал за службу.
Следует, однако, отказаться от чрезмерно жестких и носящих общий характер определении рыцаря. . Точно так же была отвергнута, правда затем снова оспорена, точка зрения, согласно которой феодальное дворянство было порождено рыцарством.
Слайд 8Рыцарский этнос
К XI веку рыцарство сложилось как особый слой средневекового
общества. В эпоху классического Средневековья и позднее рыцарство превратилось в особое военно-аристократическое сословие, в военную аристократию, касту.
С утверждением земельно-собственнических отношений шло формирование рыцарства как военно-феодального сословия, расцвет которого пришелся на XI-XIV века. Военное дело представляло собой главную социальную функцию рыцарства.
Военная профессия обусловливала права и привилегии, а также определяла особые сословные воззрения, традиции, этические нормы и культурные ценности.
К основной военной обязанности рыцарей относилась защита чести и достоинства сюзерена, а также земель от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения.
Рыцарское войско было могущественной силой. Вооружение рыцарей и тактика их боя соответствовали существовавшим в то время военным задачам и масштабам военных операций. Технический уровень был надлежащим к уровню своего времени. Рыцарская конница была малоуязвима для пеших воинов и крестьянского ополчения, поскольку защищалась металлическими военными доспехами,
Не только феодальные войны закрепляли социальную роль рыцарства. Рыцарство, в условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти, будучи скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства.
Рыцарство также влияло и на политические процессы эпохи, поскольку социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали тенденции к объединению, ограничивали феодальную вольницу.
В процессе централизации раздробленных земель в единое государство рыцарство составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве.
Участие в рыцарском войске требовало финансовой обеспеченности, поэтому земельное пожалованье было как вознаграждением за службу, так и источником материального дохода для несения этой службы, так как и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь приобретал на собственные средства.
Слайд 9 Рыцарский образ жизни
Рыцари в основном жили в замках,
которые строились на холмах или неприступных скалах, господствуя над окружающей местностью. Замки обычно представляли собой массив широких круглых или четырехугольных башен, окруженных зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Часто за первой внешней стеной была расположена еще более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками возвышался донжон – главная башня, где обычно и жил хозяин замка с семьей.
В замке комнаты не были расположены в соответствии со строгой планировкой. Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами.
Обязательными атрибутами замков были подвалы, в которых не только хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой, но и содержались пленные и провинившиеся крестьяне.
Замки снабжали подъемными мостами, окружали рвами с водой, обустраивали подземные ходы и винтовые лестницы. Феодалы, обладая такими мощными укреплениями, могли успешно сдержать бунт восставших крестьян и отразить нападение воинственных соседей.
Слайд 10Идеальный образ рыцаря
Рыцарские доспехи состояли из огромного количества деталей, число которых
могло доходить до двухсот. Вес военного снаряжения также был приличным – до 50 кг.
Будущих воинов-рыцарей обучали по специальной системе рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики росли в семье до 7 лет, затем до 14 лет воспитывались в качестве пажа при дворе сеньора. Следующий этап – оруженосец, и, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари.
Рыцарь традиционно должен был знать основные правила рыцарского «кодекса»: разбираться в вопросах религии и правилах придворного этикета. Кроме того, рыцарь обязан был и владеть рыцарскими добродетелями: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Посвящение в рыцари представляло собой серьезную церемонию и символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям.
Рыцарь, посвящающий в звание, согласно европейскому обычаю, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, при этом произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал посвящаемому меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девиза.
Посвященный должен был дать клятву верности, а также обязательство соблюдать кодекс чести.
Ритуал посвящения в рыцари завершался демонстрацией воинской выучки и храбрости – рыцарским турниром (поединком).
Рыцарские традиции, основывавшиеся на принципе верности сюзерену и долгу, а также иные этические нормы складывались веками.
К рыцарским достоинствам традиционно относились презрение к опасности и воинская отвага, благородное отношение к женщине, гордость, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. А скаредность и скупость осуждались, не прощалось, разумеется, предательство.
Война, охота и рыцарские турниры были основными занятиями рыцарства. Практически не занимался рыцарь и ведением хозяйства.
Жена рыцаря до крестовых походов занимала незначительное место в жизни рыцаря, проводя большую часть времени на своей половине и редко показываясь перед обитателями замка.
Слайд 11Культ Прекрасной Дамы
уже к XII веку идеал грубого, малообразованного рыцаря сменился
другим: в рыцарях стали ценить обходительность, любезность, галантность, вкус к изящному, образованность, хорошие манеры.
В XII столетии появились культ Дамы в результате чего рыцарей во Франции стали называть шевалье, в Германии – Риттерами, а в Испании – кабальерос.
Но идеал не всегда был в согласии с реальностью.
Поэты , воспевавшие Прекрасную Даму, обычно рисовали ее замужней. Замужество было той непреодолимой преградой, благодаря которой любовь приобретала необходимую степень трагической безнадежности. Эта безнадежность и составляла главный предмет лирики трубадуров
Слайд 12Рыцарская Литература
Рыцарские нравы получили ярчайшее отражение в сфере духовной культуры
и открыли занимательную страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем.
Средневековая литература смогла вопреки христианскому аскетизму опоэтизировать земные радости, прославить подвиги рыцарей, при этом не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их.
Примером тому можно назвать эпос высокого патриотического звучания – французскую «Песнь о Роланде», испанскую «Песнь о моем Сиде», а также предметы рыцарской поэзии – лирику трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии. Сюда же относится и рыцарский роман, например, история любви Тристана и Изольды, представлявшие собой так называемую «куртуазную литературу» с обязательным культом дамы.
Слайд 13Образ Карла Великого в литературе
Деятельность Карла Великого не только определяла-с геополитическую
карту мира, изменяла уровень культуры населения , создавало «новое население» молодой Европы, но оказывало существенное влияние на развитие литературы
Образ Карла Великого являлся одним из наиболее значимых во французских героических эпосах.
Король является носителем не только рыцарской, но и общенациональной идеи.
Карл Великий фигурирует в поэмах, в центре которых феодальные распри или воспевается верность королю
Иногда личность императора уступает роль – Паладинам (приближенным рыцарям).
В частности 12 пэрам – в первую очередь Роланду.
Слайд 14Песнь о Роланде
Песнь о Роланде это вершина средневековой поэзии.
Время рождения 1110
г.
Автор поэмы отражает две доступные сознанию формы доблести: рыцарской и человеческой
Показывает красоту и достоинства каждой области, не разрешает спора в какую пользу автор склонен увлечь читателя
Суровый стиль поэмы демонстрирует спокойствие, величавость изложения
Основа сюжета события 778 года, битва в Ронсельвальском ущелье
В период вмешательства Карлом Великим во внутренние раздоры испанцев-мавров
Главный герой Роланд гибнет
Его смерть описание огромного диапазона чувств героя
Человек не думает о трагичности своего положения, а обращается к императору, прославляя его деяния и свою верность трону
Так поступали рыцари, чей кодекс чести требовал подобных вещей.
Странно в современных условиях читать о рабской преданности повелителю благородного рыцаря в трагическую минуту, о которой император, возможно, не знал?
Слайд 15Жанры рыцарской лирики
Кансона (любовная песня)
Пенсона (прения, диспут)
Сирвента (политическая тема)
Пастораль
Альба (песнь друга
рыцаря)
Лирика формирует
морально-эстетический идеал у рыцарей.
У передовых рыцарей пробуждается интерес к личностным проблемам, нравственности, попытка создать свой идеал для будущих поколений
Лирика очень часто ставила вопросы чувств и требовала задуматься о бытие
Рыцарская лирическая поэзия интересно исполнялась, часто под музыку. Это считалось хорошим тоном.
Но рыцари начинают и читать и писать повествовательные жанры: романы и повести
Сюжеты романов воспринимаются как интересный и красивый вымысел
Автор мог быть на службе при дворе или сам сочинять
Поэзия преодолевает ограниченность рыцарства и создаёт общечеловеческие ценности
Особенно были успешна поэзия юга Франции - Провансе
Слайд 16Лирика трубадуров
Рыцарская лирика Прованса
Это сложное требовательное искусство
Поэтов южан называли – трубадуры
от французского слова trouwer находить
Между трубадурами были – священники, монахи, рыцари, и … женщины (известно около 30 имен)
Самые известные авторы Мария Французская, Кретьен де Труа
Самыми известными трубадурами того времени были Бернарт де Вентадорн и Бертран де Борн
Они описывали разные случаи из жизни, объясняя необъяснимое наличием мира фей, колдунов, великанов, прекрасные девушки обиженные злыми обидчиками
Смелые герои способные защитить слабых, которые просят о помощи
Например: «Тристан и Изольда», циклы о святом Граале, «Ланселот», «Рыцарь льва».
13 век время заката этого жанра
Причина – на смену приходит городская литература
Но этот жанр оказал влияние на развитие поэзии в целом и облагородил «благородных рыцарей и героев».
Слайд 17Итоги и выводы
1. Рыцарство – это уникальное часть европейской культуры
2.Основные
черты рыцарства сложились во времена Карла Великого, не как идеальный образ, а как объективная обусловленная внутренними и внешними факторами явления подчинения подданных своему сюзерену
3. Идеализация произошла в рамках литературы, как интерпретация суровой нелицеприятной действительности
4.Рыцарская литература оказала огромно влияние на эволюцию европейской литературы
5.Рыцарство как понятие прочно входит в культурологический контекст
6.Данная тема не может быть раскрыта максимально полно, но мы сможем к ней вернуться в последующих аспектах и форматах более подробно
Слайд 18Авторы
Орлов Илья – 6 класс
Валанина Даша – 6 класс
Слободнюк Маргарита –
6 класс
Шумбасова Алина – 6 класс
Якименко Даша- 6 класс
Руководители проекта
Зелалова Светлана Александровна
Мухина Елена Анатольевна