Слайд 1
« Мода – зеркало прошлого,
настоящего … будущего»
(Мордовская народная одежда)
Слайд 2 Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает свое
понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры.
Мордовская народная одежда- наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Бело – красно – черный колорит вышитой национальной одежды, изумительные по красоте головные уборы, многочисленные височные и шейные, шитые бисером и украшенные металлическими бляшками нагрудные и поясные украшения придали художественной культуре мордовского народа своеобразные и ярко выраженные черты.
Слайд 3Рубаха это главный компонент женского костюма. Её местное название – панар.
Шилась она из грубого посконного холста. Лишь в некоторых селах во второй четверти XX века стали шить рубахи, основу холста которых составляли хлопчатобумажные нити, а уток – посконные.
Покрой рубахи, как и у финно – угорских народов, был туникообразным. Ее стан состоял из двух сшитых полотнищ, перегнутых пополам.
Слайд 4Женский костюм. 30- е годы XX века. Мордва - мокша. Зубово
– Полянский район Мордовской АССР.
Расположение вышивок на плечевой холщевой одежде XIX - XX вв. зависело, как это отмечали все исследователи, от покроя одежды, ее назначения. У всех групп мордвы рубаха была туникообразной, но выделялись два варианта покроя – мокшанский и эрзянский.
Слайд 5Женский костюм. 30- е годы XX века. Мордва - мокша. Зубово
– Полянский район Мордовской АССР. Основную декоративную нагрузку на рубахах выполняли вышивки наплечные и по подолу. Мотивы орнамента разнообразны: зигзаг, ромб, прямые и косые кресты, Т – образные фигуры.
Слайд 6Шубейка. Начало XX века. Мордва – эрзя. Теньгушевский район Мордовской АССР.
Слайд 7Праздничный женский костюм. Конец XIX- начло XX века. Мордва - мокша.
Зубово – Полянский район Мордовской АССР
Вышивка на плечевой одежде всех групп мордвы располагалась вокруг шейного выреза, по плечам, подолу и продольным швам основных полотнищ. Количество вышивки, ее колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения рубахи.
Слайд 8Фольклорный коллектив села Старое Шайгово Мордовской АССР.
Слайд 9Головные уборы эрзянок имели возрастные и локальные разновидности и были тесно
связаны с прической. Девушки
заплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку – паця коня, коня лента. Замужние женщины заплетали косу на темени и закручивали в тугой узел – кокол.
Слайд 10Женский головной убор «Сорока». Затыльная часть. XIX век. Мордва – эрзя.
Шенталинский район Куйбышевской области.
Слайд 11 Традиционным элементом женского костюма является
передник. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Подол его украшался вышивкой и поперечными полосами узорного тканья.
Слайд 12Пояса
Распространение в регионе пояса сохранили устойчивые формы. Они ткались на дощечках
из разноцветных шерстяных ниток домашней обработки. Концы их завершали помпоны или бахрома.
Наиболее характерным женским набедренным украшением эрзи был пулай, пулогай.
Слайд 13Женское набедренное украшение « Пулай». XIX век. Мордва – эрзя. Ичалковский
район Мордовской АССР. Женщина надевала его еще девочкой – подростком в 13- 14 лет и носила до самой смерти.
Женское набедренное украшение «Пулай». XIXвек. Мордва - эрзя. Дубенский район Мордовской АССР. Для изготовления применяли бахрому из шерстяных ниток. Сверху к бахроме пришивали пояс по которому рядами шел цветной бисер.
Слайд 14Женская нагрудная фибула – сюлгам. XIX век. Мордва – эрзя. Шенталинский
район Горьковской области. Сюлгам пожилых женщин представлял небольшое несомкнутое кольцо из медной проволоки. Он украшался глазками из цветного стекла и имел подвески из цепочек, рядов крупных бусин, стекляруса, бисера, чередующихся с металлическими жетонами и медными пуговицами. На руки надевались медные и серебряные браслеты, кольца, перстни.
Слайд 15Саранская экспериментальная детская художественная школа №1. Педагог – дипломант Всесоюзных и
всероссийских смотров художественного самодеятельного творчества Т.И. Панкратова - Лушкина.
Слайд 16Саранское художественное училище.
Слайд 17Саранская экспериментальная детская художественная школа №1.
Слайд 18Общая тенденция в развитии вышивки – сокращение в размерах к началу
XX века, упрощение орнаментальных мотивов, замена вышивки кумачом, полосами узорного тканья и т.д.
Слайд 19Традицию вышивки эрзян выделяет немногоцветная гамма: в основе ее лежит чередование
различных оттенков красного и темно-синего цветов, причем последний часто использовался как контур. В большинстве случаев орнамент исходил из ритмичного сочетания мелких элементов красных и черных. Художественный образ произведения в значительной мере определяется орнаментом, который вносит в каждое изделие оттенок тепла, немудреной красоты. Данная работа выполнена учащимися старших классов. Вышивка заменена аппликацией, тесьмой, блестками.
Слайд 20Выставочные работы с элементами национального декора.
Слайд 21Развитие художественного творчества в национальной одежде, особенно важно, так как именно
мастера, воспитанные на традициях народного искусства, могут продолжать и развивать их сегодня.