Введение. Два типа миссии презентация

Содержание

Два типа миссии

Слайд 1Введение


Слайд 2Два типа миссии


Слайд 3Запад
труднодоступность
общее поле культуры – европеизм
импульс для образования
язык античности, способный её транслировать


Слайд 4Восток
традиция доступна,
толчка к образованию не было,
славянский перевод – калька,

он не несёт тех аналогий, которые было заложены – «парадокс традиции» (С. Аверинцев)
не было общего поля

Слайд 6Предыстория
Россия ввелась в цивилизацию, который уже было 1000 лет, она подошла

к перекрестку античности, эллинизма и восточной культуры
Греческий язык – язык Гомера и Библии, святых отцов и несвятых философов
Храм – передатчик культурный традиций, ибо Предание сохраняется в богослужении: «Апостол», Постная и Цветная Триоди, Октоих
Византийское богослужение – догматические истины в форме византийской поэзии
Кирилл и Мефодий создают полноценный литературный язык, способный вместить в себя богатство греческого


Слайд 8Поход Аскольда и Дира (866 г.)
Упоминается в ВПЛ
Первые варяжские князья

в Киеве, которые отправили походом в Константинополь
Они крестились
В XI в. на месте захоронения Аскольда построена церковь Николая Мирликийского

Слайд 9В X веке, в эпоху Олега, совершалось много походов на Византию,

и князь заключал договоры с Византией (907, 911).
Один из таких договоров (правда, он относится уже к эпохе Игоря – 946) сохранился в ПВЛ
Там обозначены были имена греческие и русские, в последних на ряду с именами скандинавского происхождения встречаются христианские имена

Слайд 10В 945–947 гг. – Крещение принимает Ольга, после которой происходит интенсивная

христианизация Руси
Ольга сделала много для распространения христианства и развития государства
Многие также могли принимать христианство, но сын Святослав остался убеждённым язычником

Слайд 11Встреча христианства и язычества


Слайд 12«Огнём и мечом»
Что значит слово «Kostel»?
Везде христианство изгонялось оружием, но такого

не было на Руси
Христианство шло «огнём и мечом», например, в Польше, на территории современной Германии, у саксов, в Чехии, Болгарии и Венгрии

польск. kościół, белор. касцёл, чеш. kostel, сил. Kośćůł, словацк. kostol, укр. костел, от лат. castellum «укрепление») 


Слайд 13Прокопий Кесарийский (490/507 — после 565) в «Войне с готами» пишет: «Эти

племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. … Они считают, что один только бог, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. … и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания».

Слайд 14980 г. – языческая реформа Владимира
Вероятно, импульсом был Добрыня, дядя князя.


Суть реформы: на княжеском дворе появился пантеон, к которому могли приноситься человеческие жертвоприношения: выбрать самое красивое и убить. Убивали по жребию: «великая честь» отдать в жертву своих детей. Вокруг этого он сплотил всю элиту
Языческая реформа кое-что говорит о древнем пантеоне Руси

Слайд 15Крупицы язычества
Перун, бог войны и победы
Через этимологию – Хорес (из иран.

– солнце; осталось до сих пор в слове «хорошо» )
Сомнительно: Сварог (огонь), Велес (молния, война), Велес (скотоводство), Мокошь (женское), Симаргл (ад)
Но мы абсолютно не представляем о функциях славянских богов или каких-либо ритуалов
Зато мы знаем, что на Руси никогда не было жреческого сословия
У нас существовали «волхвы» (из кельтского языка), которые, скорее, пришли с севера (финское), чем имели славянские корни
Отсюда восстания «волхвов» в северных городах Руси, которые подавлялись как политические мятежи, а не религиозные
У нас были старейшины, хранители закона, но не жрецы

Найдено у села Гусятин (ныне Тернопольская область, Украина) в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Датируется X в.


Слайд 16Жертвоприношения не вызывали ропота до момента, пока жребий не выпал на

христианина Феодора. Он отказался: «идолам, которые сегодня есть, а завтра их не будет; настоящий же Бог, которому поклоняются греки, Ему не нужны такие жертвы; Он Бог жизнь, ваши же боги – боги смерти»
Хроника показывает, что этот момент стал развивать все остальные события. Известно, что над христианами издевались из-за их «слабости» («подставь другую щёку»), но тут он увидел силу
Языческих богов боялись: если их вовремя не подкормишь, то тебе это аукнется, а тут христиане говорят, что эти боги не имеют полномочий, но есть Хозяин мира, за которого умирают Его верные

Слайд 18Выбор веры: ислам
X в. – это пик развития ислама. Он заполонил

всю территорию вокруг Византии к VII веку, а в XV в. Захватил её
К тому времени столицей ислама был Багдад, его соперником были египетский и испанский ислам
К тому времени ислам был разделен на шиитов и суннитов – это спасало христианский мир
Уровень богатства и науки (математика, астрономия и медицина) был на недостижимом европейцам уровне, которые жили в меленьких деревеньках
Ислам предлагал много: приобщение к великой цивилизации, возможность вести «священную войну» (очень импонирует русским)

Слайд 20Выбор веры: ислам
«Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь,

уверуй в закон наш и поклонись Магомету»
«Какова же вера ваша?»
«Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. … Если кто беден на этом свете, то и на том, если здесь богат, то и там», и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно
Владимир же слушал их власть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Слайд 21Выбор веры: Рим
«Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так

говорит тебе папа: “Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево”».
«В чем заповедь ваша?»
«Пост по силе; “если кто пьет или ест, то все это во славу Божию”, — как сказал учитель наш Павел»
«Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого»

Слайд 22Выбор веры: иудеи
«Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя

каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля».
«Что у вас за закон?»
«Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу»
«А где земля ваша?»
«В Иерусалиме»
«Точно ли она там?»
«Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам»
«Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

Слайд 23Выбор веры
Аргументы против других послов
«Зачем же сошел Бог на землю и

принял такое страдание?»
Разворачивает картину истории спасения в Ветхом Завете, повествует о пришествии Христа, Его Рождестве, Крещении, Страдании, Смерти и Воскресении
Что больше всего удивило Владимира?
«Подожду ещё мало»

Слайд 24«Иное царство и его искатели в русской народной сказке»


Слайд 25Религиозные посольства
«Ходили прежде всего в Болгарию, смотрели, как они молятся в

храме, называемом мечетью. Стоят там без пояса и, сделав поклон, садятся и глядят туда и сюда, как безумные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не хорош закон их
И пришли мы к немцам и видели их службу, но красоты не видели никакой
И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить»

Слайд 26Крещение князя
987. В Византии начала Гражданская война. Император Василий II (958–1025)

послал лучшего полководца, но он сам себя объявляет императором. Кризис и осада
На фоне этого Владимир идёт на Херсонес из-за Анны и осаждает его больше года. К нему пришла записка на стреле «Подкопай водоём»
Владимир слепнет: он состоялся, как политик, но не как христианин
Владимир крестился, венчался на Анне, а потом послал 5 тыс. своих лучших воинов в Константинополь, которые решили проблему Василия II
Византия получила надёжного друга, Русь получила истинную веру, а народ и дружина встретила царя триумфатором. Это важно, потому что люди увидели: Владимир, приняв греческую веру, не продался им, но становится даже родственником императора
Новый Бог дал безвозмездно в сто раз больше, чем идолы – это важно понять для язычников. После этого разу низвергнули Перуна, оплёвывая и побивая его


Слайд 27«некое запятье»


Слайд 28Крещение киевлян
«Если не придет кто завтра на реку — будь

то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»
«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре»
«Боже великий, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры
В Новгороде был инцидент, где пришлось применить и силу, но это была не кровавая религиозная война
Язычество ушло в домашние культы

Слайд 29Владимир отменил смертную казнь, но греческое духовенство сказало ему, что «не

напрасно он носит меч»: власть должна наказывать тех, кто совершает преступления, поэтому это не убийство, а наказание
Владимир сразу занялся благотворительностью. Однажды он узнал, что хромые не могут прийти на пиры, устраиваемые для всех, и поставил стол на тележку, развозя её по городу, чтобы калеки могли насладиться его дарами.
Он фактически устраивает социальную службу, которой не было в язычестве, потому что там жизнь такого человека – это наказание; помогая калеке, ты можешь прогневать богов.
Владимир меняет законодательство: многие законы из гражданского права переходят в церковное – брачное право, оскорбление, колдовство и медицина, бытовая этика
Владимир так торопился, что хотел сразу отменить закон и перейти в благодатное состояние

Слайд 30Христианство сразу завладело умами: через Истину


Слайд 31Христианство сразу завладело умами: через красоту


Слайд 32Христианство сразу завладело умами: через книжность


Слайд 33Orthodoxia slavia: Кирилл и Мефодий
культура переводов


Слайд 34Что переводили?
20% - Евангелие, разделенное по зачалам
«Палея Толковая»
Богослужебные книги: Октоих, Минеи,

Триоди, Паримейник
Выборочно святые отцы в составе сборников
Толковые Евангелия
Уставные чтения

Слайд 35Книжность
Культура транслируется через книгу
Грамотность – важное условие христианской жизни
Святые в жития

обычно любят читать
Книжник – пчела, собирающая нектар мудрости
Культура Киевской Руси книжная и христианская, это единое поле


Слайд 36Богословские трактаты не пишутся и не переводятся целиком
Во всех других переводных

жанрах есть богословские идеи
Много заимствований, цитирования не было, никто не стремился создать новое, так как это выходило за рамки культуры


Слайд 37Особенности
Богословие развивается в малых жанрах
Компиляции – основной принцип рождения литературы
Особое

место хроник

Слайд 38Тексты: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука.М. 2002. С. 115 –

118; Хёйзинга Йохан. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. СПб. 2010. С. 216 – 226; Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. М. 2002. С. 11 – 17.
Вопросы:
1) В чем усматривал основную характерную черту русской богословской науки Н. Н. Глубоковский?
2) С какого времени можно говорить об устойчивом разделении Запада и Востока?
3) что такое Slavia orthodoxia?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика